Автопроизводители врут: 7 случаев доказанного обмана. Расследование ЗР
Дизельгейт, вокруг которого два года столько шума, был отнюдь не первым выявленным крупным обманом, использованным производителями осознанно для своих целей. Если внимательно изучить аналогичные случаи, нетрудно убедиться, что за последние пять лет обманов выявлено больше, чем за всю предыдущую историю автопрома. Почему именно в наши дни это происходит в столь массовом порядке? С этим предстоит еще разбираться, поскольку процесс только начался. А пока просто вспомним хронологию событий.
2009: «педальный кризис»
Так прозвали дело, по итогам которого Toyota отозвала около 8 млн автомобилей по всему миру и заплатила огромные штрафы. Плюс компенсации родственникам погибших в авариях. Американцы выявили, что часть ДТП происходила из-за конструктивного дефекта некоторых моделей. Машины были склонны самопроизвольно разгоняться. По первоначальной версии, напольный коврик мог блокировать педаль газа либо тормоза.
На рынке США весной 2010-го серьезно упали продажи Тойот. Однако дальнейшие исследования с подключением NASA ничего толком не прояснили. Кроме того, что коврик тут не виноват, а скорее всего, случается какой-то сбой в работе электроники. Или просто водители путали педали.
2012: неправильный расход!
Американское агентство по защите окружающей среды (EPA) уличило фирмы Hyundai и Kia в намеренном занижении паспортного расхода топлива. По решению суда корейские фирмы выплатили компенсацию 395 млн. долларов владельцам 900 тысяч машин, выпущенных в период с 2010 по 2012 год.
А все из-за того, что у моделей Elantra, Sonata, Accent, Azera, Genesis, Tucson, Santa Fe, Veloster, Optima, Rio, Sorento, Soul и Sportage заявленный производителем расход топлива был занижен относительно реального на 3% — в граммах величина совсем несущественная.
Одним из последствий скандала стало утверждение единого измерительного ездового цикла WLTC (Worldwide harmonized light vehicles test cycle). До этого европейский, американский и японский стандарты различались.
2014: замок зажигания GM
NHTSA установила, что на некоторых моделях General Motors замок зажигания под воздействием тяжелого брелока может произвольно отключать электропитание двигателя, усилителей руля и тормозов, подушек безопасности и т.д. В том числе на ходу. Потенциально опасными называли Chevrolet Cobalt (не тот, что продавался в России!), Pontiac G5, Saturn Ion, Chevrolet HHR, Pontiac Solstice и Saturn Sky.
Расследование вскрыло, что инженеры были в курсе проблемы, концерн в течение многих лет замалчивал различные случаи брака. В итоге GM не стала сопротивляться, а просто оплатила все компенсации и штрафы (свыше миллиарда долларов), попутно учредив денежный фонд для помощи людям, физически или морально пострадавшим в ситуациях, вызванных заводскими дефектами машин концерна.
2014: британские ученые
Независимая британская компания Emission Analytics по следам, возможно, истории с Hyundai/Kia, провела масштабное исследование реального расхода топлива, сопоставляя его с заявленным. Эксперты протестировали более 500 различных моделей с двигателями разного типа и объема.
Выяснилось, что по мере увеличения рабочего объема мотора расхождение расхода топлива паспортного с фактическим становится меньше. Для двигателей объемом 1-2 л оно составило 21%, у 2-3-литровых моторов — 15%, а у двигателей объемом свыше 5 л — 1%. Наихудший результат зафиксирован у литровых моторов – 36%, так что реальный расход топлива машин с такими двигателями составляет около 8,2 л на «сотню». А средний показатель «по всей больнице» — 18%!
Аналогичные замеры в этом же году проводил брюссельский центр Transport & Environment. «Если ваш Mercedes-Benz ест на 40% больше заявленного в брошюре производителя, то это не потому, что вы любите давить на газ. Дело в том, что данная компания на сегодняшний день является лидером в области достижения показателей в лабораторных условиях, которые невозможно получить в реальной жизни», — сказано в отчете центра.
Все заинтересованные лица – курирующие организации, заводы и покупатели — озадаченно почесали затылки. Но никаких мер не последовало. Мало ли кто чего исследует.
2014: подушки опасности
Очередной жертвой NHTSA пала японская компания Takata — крупнейший производитель подушек безопасности, поставщик BMW, Chrysler, Ford, Mazda, Subaru, Mitsubishi, Nissan, Honda, Toyota и т.д. (всего 19 марок).
Первые сведения о том, что подушки этой фирмы при ДТП могут срабатывать в нештатном режиме, появились в 2004 году. Они либо не раскрывались, либо взрывались, выстреливая металлическими осколками. Жертвами подушек, по разным данным, стали от десяти до семнадцати человек, еще 180 получили ранения.
Takata провела внутреннее расследование, выяснив причину – взрывчатое вещество, используемое для раскрытия подушек, оказалось нестабильным и чувствительным к влажности. А корпуса блоков при взрыве могли трескаться. Следствие установило, что фирма знала об этом и раньше, но не считала нужным что-то менять.
После вмешательства NHTSA стало понятно, что Takata никогда не расплатится за все 100 млн выпущенных подушек. Этим летом после процедуры банкротства фирма вошла в структуру китайской компании Ningbo Joyson Electronic. Под другой маркой будет существовать и отделение по выпуску пиропатронов для отзывных кампаний, которые продолжатся как минимум до 2019 года. Попутно пострадал генеральный директор Хонды Такахиро Хатиго и еще девять топ-менеджеров – отставка последовала из-за скандала с подушками.
2015: дизельгейт
Об этом написано так много, что достаточно краткого резюме. Более 11 миллионов дизельных автомобилей были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов многократно занижало количество вредных газов в выхлопе. Компания Volkswagen признала факт занижения уровня выбросов для автомобилей, продаваемых в США и Европе.
Гипотетически суммарный штраф может достичь 37 500 долларов за машину, в общей сложности более 18 млрд. Вдобавок акционеры компании выставили иск к ней на 4 млрд евро. Все это стало результатом того, что американское Управление по защите окружающей среды (EPA) обнародовало исследование токсичности автомобилей Audi и Volkswagen сначала с дизельными двигателями 2.0 TDI, а затем V6. В конечном итоге в черный список попали пять моделей VW, шесть моделей Audi и Porsche Cayenne.
2015: по следам дизельгейта
Буквально через месяц консалтинговая компания Stout Risius Ross Inc. по заказу агентства Bloomberg (ведущий поставщик финансовой информации) провела исследование аналитических отчетов о количестве тяжких ДТП в течение последних десяти лет, составленных автопроизводителями.
Из представленных материалов следует, что средний показатель количества таких ДТП превышает количество аварий с участием автомобилей Volkswagen в девять раз. Средний показатель по отрасли в целом составляет 301 инцидент на миллион автомобилей, у VW – лишь 34 случая.
Это радикально нарушает законы статистики, из чего был сделан простой вывод: Volkswagen каким-то образом мог искажать статистику дорожно-транспортных происшествий в США с участием выпускаемых им автомобилей.
2016: честный Nissan
Апрель: Mitsubishi Motors признала, что осуществляла манипулирование данными испытаний на 600 тысячах выпущенных в течение трех лет автомобилей. Приведенные данные расхода топлива занижались на 5-10%, по информации все того же агентства Bloomberg. А на несоответствие указала… компания Nissan (в рамках совместного предприятия Mitsubishi выпускала и машины для Ниссана). Акции Mitsubishi Motors мгновенно подешевели на треть. За два дня компания потеряла более миллиарда рыночной стоимости.
Май: глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон объявил о покупке 34% вновь выпущенных акций компании Mitsubishi Motors. По завершении сделки Nissan станет крупнейшим акционером. Цитата: более тесное сотрудничество позволит компаниям оптимизировать расходы, а Mitsubishi — преодолеть последствия топливного скандала и расплатиться по искам.
Для справки: данные подтасовывались, в основном, для специфичных миниатюрных кей-каров, продаваемых сугубо на японском рынке. Хорошо знакомых нам моделей среди них нет.
2016: не дожидаясь исков
Примерно в эти же дни Volkswagen, Porsche, Opel, Audi и Mercedes-Benz согласились отозвать 630 тысяч автомобилей с дизельным двигателем для перенастройки систем управления. Это тоже следствие дизельгейта, но в данном случае компании, не дожидаясь санкций, признали, что допускали некоторые вольности в тестовых замерах двуокиси азота, отклоняясь от требований нормативов.
Что будет дальше?
Может сложиться ощущение, что уполномоченные ведомства начинают серьезно «трясти» автопроизводителей только когда поступает соответствующий «заказ». Если брать только американцев, это выглядит именно так – подвинуть Тойоту, тормознуть корейцев, нагнуть VW. И тем самым помочь родному автопрому.
Случай с Mitsubishi выглядит откровенной подставой ради получения контроля над фирмой. Упоминание в солидной прессе о том, что производитель мухлюет, действует безотказно. Акции BMW на Франкфуртской бирже упали на 9,7% после сообщения в издании AutoBild, что модель X3 xDrive 2.0d превышает лимиты по выбросам (позже было опровергнуто).
Побочное ощущение: вообще все автопроизводители в чем-то врут, и при желании это можно доказать в любой момент. Самый простой способ – замер объема багажников. Через сравнительные тесты ЗР за многие годы прошли сотни моделей, и практически у всех заводские данные не сошлись с результатами наших замеров. «Недостача» обычно в диапазоне 20-100 литров объема, за редким исключением типа Датсуна, где завод каким-то образом намерял меньше, чем мы. Однако этот параметр, похоже, контролирующие организации не интересует.
И вообще, всё не так просто и далеко не очевидно. В прошлом году Южная Корея объявила, что выпишет Ниссану штраф за манипулирование данными о вредных выбросах дизельного Кашкая. В начале этого года правительство Франции инициировало расследование в отношении Renault – дескать, и эта фирма также подтасовывает данные о дизельных выбросах. А немецкие издания сообщили, что такое же расследование и по той же причине может начаться над концерном Daimler (речь о машинах с дизелями OM642 и OM651). И еще до того Росстандарт направил в Mercedes-Benz запрос о возможной фальсификации данных о выбросах на дизельных автомобилях компании. С этого ракурса ситуация выглядит так, что война объявлена всем дизелям, а конечную цель затруднительно предположить. Возможно, запрет сначала дизелей, потом вообще всех ДВС и — пересадка всех водителей на электромобили.
Спрашивается, а кто преследует эту цель? И кто больше всех пострадал и еще пострадает в результате всех обманов? Кому это выгодно? Так ли уж важно массовому потребителю, насколько различаются заявленный и фактический расходы топлив и что вылетает из выхлопной трубы автомобиля? И как потребитель отнесется к тому, что все штрафы и неустойки, выплаченные производителями, в конечном итоге будут покрыты за счет продажи новых автомобилей? Ничего личного, просто бизнес.