Смертельное ДТП: вместо отбойников — в камеру из-за бумажки

Автобус, следовавший 1 декабря из Читы в Сретенск, упал с моста в реку Куэнга. Погибли 19 человек. Поскольку водитель мертв, следственные органы задержали директора транспортной компании. Крайний найден.

Авария произошла средь бела дня на одном из «направлений», которые у нас в стране по недоразумению называют дорогами. Рейсовый автобус потерял управление на мосту и с десятиметровой высоты упал на замерзший лёд реки Куэнга, перевернувшись на крышу. Многие из тех, кто выжил в этой автокатастрофе, сохранили жизнь только потому, что были пристегнуты.

Виновника нашли быстро. За неимением возможности посадить водителя, который погиб вместе с пассажирами, задержали руководителя транспортной компании. Следствие сочло, что именно неправильно оформленные документы стали первопричиной гибели 19 человек.

Вспомнился реальный случай из прошлого. На производстве на человека упала плита, сорвавшаяся с крана. Вывод комиссии о причине несчастного случая со смертельным исходом: отсутствие у погибшего каски… и удостоверения по технике безопасности.

До тех пор пока расследование смертельных инцидентов у нас будет выливаться в такую фантасмагорию, ничего не изменится – люди по-прежнему будут гибнуть на дорогах. А те, кто вместо настоящего и беспристрастного рассмотрения всех обстоятельств признаёт первопричиной случившегося неправильно оформленные документы, берут на себя часть вины за будущие трагедии.

Ответ прост. На этом мосту нет отбойников с правой стороны, которые могли бы удержать автобус от падения. Есть только перила для пешеходов и небольшой бетонный бордюрчик, ­отделяющий проезжую часть от тротуара. И всё!

Мост спроектирован таким образом, что он никак не защищает автомобиль от падения в реку, если управление им по той или иной причине потеряно.

А будь мост оборудован надлежащим образом, металлический отбойник немного погнулся бы, люди вышли бы из автобуса и доехали до дома на попутках. И жизнь шла бы дальше своим чередом.

Но дорожники при обустройстве моста сэкономили приблизительно 300 тысяч рублей – в такую сумму обошлась бы установка барьерного ограждения. И именно эта преступная ­экономия на спичках, точнее на железках, ­привела к тому, что обычное ДТП превратилось в трагедию для многих семей.

Я уверен, что похожие вопросы задает владелец транспортной ­компании, которая осуществляла злополучный рейс. Но никакие ответы ему уже не помогут. Ему не повезло: водитель мертв – и теперь он, как самый близкий к теме, назначен крайним. Система его не отпустит. А это значит, что даже такие ужасные случаи никого ничему не учат. Так и будем гибнуть на «дорогах» без ограждений, без освещения, с гигантскими ямами и арматуринами, торчащими из самых неожиданных мест. У нас ведь не яма виновата, а тот, кто в нее попал.

  • Как на самом деле дорожные камеры влияют на безопасность? Эффективность комплексов фиксации нарушений ПДД исследовала госкорпорация «Ростех». Результаты — тут.

Автор Петр Шкуматов

Фото: Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Забайкальскому краю

Подпишитесь на «За рулем» в