Танк, стреляющий молниями: неизвестный проект СССР

Смертельное оружие - электромагнитную пушку-излучатель - задумали в конце 40-х и испытывали несколько лет, вплоть до смерти Сталина.

В конце 40‑х годов, вскоре после успешного пуска первого в СССР атомного реактора, «сверху» поступила команда создать боевой танк, поражающий противника электрическими разрядами.

Компактный реактор мощностью около мегаватта должен был обеспечивать машину энергией, достаточной для создания электрической дуги в несколько километров. Вооружение фактически представляло собой электромагнитную пушку-излучатель, сделанную на основе мощных импульсных трансформаторов. Носителем агрегатов выступил, конечно, Т‑34.

Испытания супероружия проводили на полигоне в Кубинке на протяжении нескольких лет до конца 1953 года, но уже в апреле 1954‑го – в связи со сменой руководства страны – проект закрыли.

Передвижную атомную электростанцию, над которой в Советском Союзе работали свыше десяти лет, так и не отважились запустить в эксплуатацию. Транспорт, именуемый ТЭС‑3, должен был передвигаться по бездорожью, поэтому за основу взяли танк Т‑10, снабженный широкими гусеницами и увеличенным числом катков. О проработке дизайна речь не шла, и в итоге получились громоздкие параллелепипеды, напоминающие железнодорожные вагоны, поставленные на гусеничные шасси. Энергетическую часть создали в Обнинске. Продолжительность работы такого комплекса составляла около 250 суток. Но в конце шестидесятых годов эксплуатацию ТЭС‑3 признали нецелесообразной.

Необычные факты из истории техники Михаил Колодочкин коллекционирует много лет. Вот, например, вы знали, какая машина была способна вытащить застрявший танк?

Есть вопросы? Задавайте! [email protected]

  • Подлинная история Т-34 — лучшего танка Второй мировой — тут.
  • Если вам удобнее читать (или смотреть) нас в соцсетях, подписывайтесь на «За рулем» в Instagram, Вконтакте, Facebook, Youtube, Яндекс.Дзен.
  • Sand Track, сэнд-трак, антипробуксовочнная лента, антибукс, трапик — эти средства повышения проходимости давно доказали свою эффективность при форсировании болот, грязевых ванн, проезда через поваленные деревья, канавы, снежные препятствия.
  • Смазки, консервацию, очистители, протестированные и рекомендованные к использованию экспертами «За рулем», можно приобрести в оптово-розничном или заказать в интернет-магазине www.shop.zr.ru.

Фото: из архива автора

Подпишитесь на «За рулем» в