Конкурс с призом! — задачка про «неправильную» Ниву

За ответ на задачу № 175 «Четный счет» из октябрьского выпуска «За рулем» за 2022 год Сергей Рыбкин из Москвы получает от компании Playme-Russia автомобильный видеорегистратор Playme KVANT с функцией GPS-информирования. А теперь – новое задание.

ЗАДАЧА № 177

Неправильная Нива?

Николай рассказывает коллегам: «Подвесили в сервисе мою Ниву на подъемнике. Машинка свежая, вроде бы всё, говорят, в порядке. Но попробовал я покрутить переднее колесо и заднее. И сразу почувствовал, что переднее вращается гораздо тяжелее. А говорят, у нее симметричный полный привод. Может, неисправность какая?»

Помогите автолюбителям разобраться. Победит участник, раскрывший больше причин.

Короткие ответы не рассматри­ваются.

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 февраля 2023 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., д. 10, стр. 1; e‑mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.

Ниже подводим итоги конкурса знатоков, опубликованного 1 октября 2022 г.

Читателям нужно было рассказать, почему в автоматических коробках передач чаще всего встречается четное количество передач.

Подробнее всех ответил победитель конкурса — Сергей Рыбкин из Москвы:

– Еще относительно недавно автомобиль с автоматической коробкой передач воспринимался как диковинка или чудо. Сейчас автоматом никого не удивишь, и на первое место выходят споры об устройстве АКП и целесообразности применяемых в них решений.

Начнем с простого – как вообще получаются разные передачи в АКП? В гидромеханических коробках легковых автомобилей за очень редким исключением используются планетарные передачи. Они представляют собой наборы планетарных рядов, собранных вместе по определенным схемам. Простой планетарный ряд – это механизм с двумя степенями свободы. Он состоит из коронной шестерни, солнечной шестерни и водила, объединяющего между собой сателлиты.

Для работы планетарного механизма необходимо, чтобы один из элементов планетарного ряда был остановлен. Тогда второй элемент планетарного ряда, соединенный с входным валом, будет ведущим, а оставшийся элемент станет ведомым.

Планетарная передача: 1 – коронная шестерня; 2 – сателлит; 3 – водило; 4 – солнечная шестерня.

Если не вводить дополнительных ограничений, то один планетарный механизм дает семь передач: две заднего хода и пять – переднего, включая прямую передачу, когда все элементы жестко соединены друг с другом. Плюс «нейтраль».

Получается, что теоретически можно сконструировать 5‑ступенчатую АКП, используя лишь один планетарный ряд. Но так никто не делает. Для упрощения конструкции, уменьшения размеров и массы выходной элемент планетарного механизма стараются сделать единым для всех передач. Такой планетарный механизм сможет выдавать две передачи переднего хода (одна из которых прямая) и одну – заднюю. Для получения большего количества передач надо уже собирать несколько рядов вместе.

Добавив еще один ряд, можно получить максимум 4‑ступенчатую коробку. На вход каждой из двух передач мы подаем выходной поток с предыдущего механизма (там тоже две передачи): 2×2=4, ну и плюс задняя передача.

Этим объясняется популярность 4‑ступенчатых автоматов: конструкция у них простая, отработанная и надежная, а количество передач совсем недавно считалось достаточным. Если добавить еще один планетарный ряд, то можно четыре передачи снова умножить на два – получится максимум восемь. Таким образом, 8‑ступенчатая коробка является разумным пределом для трехрядной конструкции, и она часто встречается на дорогих автомобилях.

А что насчет популярных шестиступок? Для них тоже нужно три планетарных ряда, но меньше исполнительных механизмов – тормозов и сцеплений, за счет чего коробка проще в производстве и управлении, чем 8‑ступенчатая. Если уж ставить три планетарных ряда, то строить на них пятиступку неразумно – слишком много передач пропадает зря. А 8‑ступенчатая хороша, но не всем нужна. Если нужно проще и дешевле, то 6‑ступенчатая – золотая середина.

Кстати, раньше каждая новая передача в АКП была настоящим прорывом, а сейчас никого не удивляют шестиступки на бюджетных автомобилях. Причина в том, что изначально автоматы управлялись чисто гидравлически, передачи включались медленно и нечетко. Потом появилась управляющая электроника, но только сейчас она стала достаточно «умной», надежной и недорогой, чтобы многоскоростные коробки обосновались в бюджетных автомобилях. Одно дело – посчитать, сколько теоретически можно получить передач с таким-то набором элементов, и совсем другое – реализовать это на практике.

Такие коробки устанавливают на топовые модели во многом для демонстрации ­возможностей фирмы. Ну, или по-простому, «для понтов».

Сергея Рыбкина поздравляем с победой!

  • Мотор и коробка прослужат дольше! 8 простых советов тут.
  • «За рулем» теперь можно читать в Телеграм.

Голосование в Гран-при «За рулем» завершено!

Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.


Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.


Желаем всем удачи!

Подпишитесь на «За рулем» в