На сколько подорожало такси: исследование «За рулем»
Яндекс опубликовал статистику, согласно которой в Москве и Петербурге минута поездки в такси подорожала примерно на 20%.
Мы провели собственное исследование на основании реальных поездок в пяти российских городах в ноябре 2023 года с использованием данных портала Автокод Профи – и вот какие вывели расценки:
Город | Цена минуты | Цена километра |
Москва – эконом | 21 рубль | 50 рублей |
Москва – комфорт | 25 рублей | 60 рублей |
Санкт-Петербург – эконом | 22 рубля | 48 рублей |
Санкт-Петербург – комфорт | 27 рублей | 59 рублей |
Екатеринбург – эконом | 17 рублей | 39 рублей |
Челябинск – эконом | 16 рублей | 36 рублей |
Новосибирск – эконом | 17 рублей | 38 рублей |
Как ни странно, самым дорогим такси оказалось в Санкт-Петербурге, а не в Москве. Самое дешевое такси – в Челябинске.
Таксисты особо много не зарабатывают. В качестве сравнения можно привести каршеринг, который отличается от такси только тем, что там нет водителя. Стоимость минуты поездки в каршеринге уже около 10 рублей – в полтора-два раза дешевле такси. Водителям такси после вычета комиссии агрегатора и других расходов «на карман» остается негусто.
Короткие поездки серьезно подорожали – и цена за километр на такси может доходить и до 600 рублей! Рекорд стоимости километра поставила поездка в Москве до метро за 654 рубля за километр!
А вот длинные поездки, наоборот, подешевели – и часовая поездка в Москве в такси класса «эконом» может стоить меньше 1000 рублей. Связано это, скорее всего, с нехваткой водителей, о которой рассказал Яндекс. Всего в отрасли не хватает 80 тысяч водителей такси.
Что с автопарком?
С автопарком всё не очень хорошо. Средний пробег машины легкового такси в год составил 63 тысячи километров. Однако нам встретились и такие машины, которые пробежали за год 135 тысяч км (это рекордсмен). Сами машины в такси стремительно стареют и изнашиваются.
Город | Медианный возраст машин | Доля новых машин (2022–2023) |
Москва | 2019 | 13% |
Санкт-Петербург | 2020 | 26% |
Екатеринбург | 2018 | 14% |
Челябинск | 2020 | 21% |
Новосибирск | 2018 | 13% |
Относительно здоровым выглядит автопарк такси только двух городов – и среди них нет Москвы, что само по себе странно.
Санкт-Петербург имеет самые свежие автомобили такси, а следом идет Челябинск. Для того, чтобы парк такси достаточно обновлялся, необходимо поддерживать долю новых автомобилей на уровне 20–25%. Машины 2018–2019 года уже имеют пробег 300–350 тысяч километров и, мягко говоря, сильно уставшие.
Обновляется автопарк такси за счет китайских брендов (это Москва и Санкт-Петербург), а в остальных городах в лидерах Лада Гранта. Вероятно, через несколько лет именно Гранта станет машиной такси «по умолчанию» для региональных таксопарков.
Что с аварийностью?
С аварийностью в такси – беда. Это мягко сказано. Каждый автомобиль такси попадает в ДТП, в среднем, 1,6 раза, а по данным страховых компаний, в 90% таких аварий виноват таксист. В статистику попали только те случаи, которые оформлялись инспекторами ДПС, то есть аварийность с учетом самостоятельного оформления ДТП еще выше.
Город | Аварийность | Доля такси без ОСАГО | Доля «бомбил» |
Москва | 1,6 | 17% | 1% |
Санкт-Петербург | 2,2 | 27% | 16% |
Екатеринбург | 1,4 | 20% | 61% |
Челябинск | 0,9 | 8% | 56% |
Новосибирск | 1,3 | 35% | 50% |
В Новосибирске вообще без какого-либо страхового полиса ездит каждое третье такси! Если в вас въехал таксист без полиса, получить хоть какую-нибудь компенсацию в случае аварии с водителя через суд оказывается делом очень сложным, почти невозможным.
Но и в Москве почти каждое пятое такси ездит без ОСАГО – несмотря на то, что все машины под цифровым колпаком! Видимо, до этого нет никому дела. Пассажиры, получившие травмы в незастрахованном такси, потом остаются со своей бедой один на один, так как водителя уже и след простыл. Вариант – долгие суды с непонятным результатом.
* * *
Вывод? Качество такси будет падать, автопарк будет стареть, аварийность будет увеличиваться, а цены на поездки продолжат расти. Более-менее здоровая ситуация в такси только в Санкт-Петербурге, Челябинске и Москве. А для того чтобы привлечь в профессию десятки тысяч новых водителей, их доходы нужно поднимать.
- Важные изменения в 2024 году, касающиеся водителей, мы собрали тут.
- «За рулем» можно читать в Viber
Нужен кредит на покупку авто?
• Новые правила Центробанка
• Анализ рынка + прогноз
• Обзор выгодных кредитных программ в октябре 2024 г.