160
161
РЕМОНТ*"ГРАНАТЫ" ПОД МАШИНОЙный шарнир хрустит, особенно при резком "Гранатой" в просторечии нередко именуют шарниры равных угловых троганье с места. Для диагностики наружскоростей (ШРУСы). Многие считают их вещью в себе. Кто и зачем придумал ного полезно еще и вывернуть колеса до ШРУС? У автомобильных умельцев по количеству легенд этот узел соперничает отказа в соответствующую сторону. Прес карбюратором. Гаражные спецы предпочитают с ним не связываться. ждевременную кончину ШРУСа вызывает, Но не всегда можно этого избежать. Рассказывает Евгений БОРИСЕНКОВ. как правило, негерметичность защитного чехла. Узрев такую неприятность, чехол, ВАЗ 2108...2110 естественно, надо немедленно заменить. Практически в любом автомобиле сильнее, чем круче вывернули руль. Тогда шарнир, своевременно очищенный есть карданные шарниры. Они нужны для Однако, если угол не превышает 20°, от грязи и набитый свежей смазкой, просиловой связи механизмов, валы котопульсации малозаметны. должит службу. Упущенное время вполне рых вращаются под углом друг к другуВот в этот допуск как раз и укладываможет обернуться его заменой и тысячей Причем угол этот в движении может из ­ ются трансмиссионные валы "классичерублей новыми. Так что почаще заглядыменяться. Именно так, например, рабоских" автомобилей. А для ведущих и одновайте под машину. Окупится! тают шарниры в карданной передаче временно управляемых колес крестовины Сегодня мы займемся спасением привычных нам "Жигулей" Однако эта малопригодны - здесь нужен угол градунаружного шарнира "Самары" Процесс конструкция, простая и надежная, в сов эдак 45. Для этого и служат ШРУСы. разборки внутреннего - аналогичен. трансмиссии переднеприводных автомоОни способны обеспечить требуемый угол Помимо прочего, понадобятся крепкие билей не прижилась, поскольку именно при сохранении равномерности вращения тиски и медная оправка. Сначала сниздесь проявляется ее серьезный недосколес. В основе их конструкции лежит маем привод с автомобиля. Для этого: таток: ведомый вал относительно веду- единый принцип: точки контакта деталей, передающих вращение, должны располагаться в биссекторной плоскости валов (то есть находиться от них на равных расстояниях, рис. 2). Виды таких шарниров разнообразны. На "самарах" используется универсальный шестишариковый шарнир типа ГКН (рис. 3). Устроен он непросто. На внутренней поверхности цилиндрического корпуса шарнира нарезаны шесть канавок эллиптического сечения. Такие же канавки и на сферической поверхности кулака. Отворачиваем гайку крепления наружного шВ них размещены шесть шариков, нира к ступице. Рис. 1. Карданная передача. Зависимость разделенные сепаратором. Специальная скорости конфигурация поверхностей деталей за ­ вращения валов от их взаимного положения (угставляет шарики при наклоне вала фиксилов): (01 - угловая скорость ведущего вала (постороваться в биссекторной плоскости. Осеянная); (От - то же - ведомого; О - текущий угол С вое перемещение происходит по продольповорота ведущего вала; у, и у : - угол между ваным канавкам корпуса. При этом шарики лами (У, > у^не перекатываются, а скользят, что несколько снижает КПД шарнира. щего вращается... неравномерно! Так, как показано на графике (рис. 1). Правильно изготовленный ШРУС На практике это означает, что впо ­ долговечен. Срок его службы соизмерим с вороте передние ведущие колеса ста ­ ресурсом всего автомобиля. Ремонту он кими шарнирами будут двигаться рывне подлежит, так как конструкция не допуками, дергая всю машину, причем тем скает восстановления деталей. ИзношенРис. 2. Схема шарнира: А биссекторная плоскость.Обычному ключу это может оказаться не под лу. Из двух обрезков трубы и головки "на 30" изготовили специальный.Рис. 3. Шарнир равных угловых скоростей: Под гайкой есть специальная шайба. Имее 1 - корпус; 2 - шарики; 3 - кулак; 4 - обойма. обыкновение теряться при разборке!160ЗР 2/99СвоимиСилами16 Ключом "на IT отворачиваем два болта крепления шаровой опоры к кулаку. Вместо этого можСдвинув чехол, сбиваем шарнир с вала, ударяя по но отделить опору от рычага, но разобрать это внутренней обойме. соединение будет посложнее.Внимание! Многие руководства по ремонту рекомендуют помечать детали шарнира, чтобы при сборке сохранилось их взаимное положение. Но не указывают, как. Тыкать фломастером в грязный шарик бесполезно (тот, что на снимке, для наглядности предварительно помыли). Бить керном по его рабочей поверхности - глупо. Поэтому лучше пометить первую канавку и, вынимая поочередно шарики, например по часовой стрелке, разложить их по порядку .Отводя кулак, вынимаем шлицевую часть шарнира из отверстия в ступице.Вынув все шесть шариков, ставим сепаратор вертикально, так, чтобы его удлиненные окна пересекались с торцом корпуса, и извлекаем сепаратор с кулаком.На валу должны остаться два кольца - упорное и Выбиваем внутренний шарнир из корпуса главстопорное. Если их нет (разрушились в процессе ной передачи ударами через медную оправку. демонтажа), купите новые. Масло из коробки передач перед этим нужно «ft слить. Но если поленились, подставьте емкость под открывающееся отверстие. Вращая кулак, утапливаем один из его выступов в удлиненном окне сепаратора и разъединяем эти детали.Снимаем привод с автомобиля и, хорошенько очистив, принимаемся за шарнир.%Снимаем хомут защитного чехла, сжав его пассатижами типа "кобра" за специальные выступы и одновременно отверткой расцепляя замок. ...пока можно будет вынуть один шарик. 17 Сж)имиСцламиСборку проводим в обратной последовательности. К этому - несколько замечаний. Сколов, трещин и следов коррозии на рабочих поверхностях шарнира быть не должно. Перед сборкой детали тщательно покроем смазкой ШРУС-4. Остальное заложим после сборки. Общее количество смазки - 80 граммов. Шарики устанавливайте в сепаратор один напротив другого. Перед установкой хомутов выпустите воздух из чехла, оттянув отверткой его внутренний посадочный поясок. Затянутые хомуты должны обеспечить шарниру полную герметичность. И не забудьте залить (долить) масло в коробку передач!ЗР 2/99161