124
125
НИ СТАЛИ ДЛИННЕЕ... *!(Р№№йОРО)Ш\Февраль. Не за горами весна - и кому не хочется благополучно довести до нее свой автомобиль! Наш сегодняшний разговор мы затеяли прежде всего для начинающих автолюбителей.Эдуард КОНОП. Рисунок автораГеография России пока еще довольно обширна, и для некоторых счастливчиков февраль - уже месяц весенний. Но только для некоторых. Как-никак, а в феврале еще не цветет миндаль ни под Москвой, ни под Тулой. К сожалению, конечно. "Февраль - кривые дороги" - не зря говорится. Конец зимы -это еще и глубокие снега, и устрашающие колеи на неухоженных дорогах - в общем не разгуляешься.А как хочется! В погожие февральские дни дышится легче. Замечали? Похоже, подостывшая за зиму Атлантика уже меньше насылает на нас пресловутые циклоны, - а это благоприятно для сердечнососудистой системы утомленного российского гражданина! Впрочем, если вы любите автомобиль, вас порадует и асфальт, почти очистившийся от снега, и удлинившийся день. Проще, приятнее и безопаснее ездить, легче обслуживать машину. Но все же прервем поток похвал февралю: климат средней России достаточно капризен - и любителю приключений скучать рано! Скажем, февральские морозы не столь трескучи, как под Новый год, но если вы часто пускали холодный двигатель, много ездили на низких оборотах, щедро позволяли всем желающим "прикурить" от вашего аккумулятора, то не сегодня - завтра придется и самому искать наивного дядю: "Друг, прикури!". Нам же более симпатична мысль о том, что машина в полном порядке и говорить о неполадках не придется. О чем же тогда? Да простят нас многоопытные профессионалы, сегодняшняя тема, как было заявлено вначале, не для них! Но "чайников" на дорогах все больше и они тоже нуждаются во внимании, даже если не умеют так красиво нарушать ПДД, как это делаем мы с вами. Что подсказать им, как уберечь от неприятностей? Первое правило для февраля - то же, что и для остальных 11 месяцев - это не расслабляться! Или проще - "не разевать варежку!". Да, в феврале нас все чаще радуют сухие, чистые дороги. Но именно это косвенно может оказаться причиной аварий. К примеру, вы уже привыкли смело носиться по очистившимся от снега улицам, в который уже раз лихо повернули в знакомый переулок - и неожиданно напоролись на ледяные торосы! Ночью случился прорыв теплотрассы, а мороз есть мороз! Особенно опасны такие сюрпризы в темное время, когда фары не позволяют оценить дорогу на приличном расстоянии. Подобные случаи характерны именно для этого времени! Вспомните, скажем, декабрь. Сплошной гололед - ездить трудно, зато вы постоянно начеку, меньше рискуете. Так что повторим еще раз: не расслабляйтесь, наблюдайте за другими водителями. Вот они впереди почему-то тормозят - пора и вам снять ногу с газа. Не стесняйтесь - секунда-другая упреждения оказывается бесценной, если позволит избежать кучи-малы!Есть у февраля и другие способы подловить нашего брата. Кому не приятно ехать морозным утром по сухому, чистому проспекту, любуясь серебряным инеем на деревьях, проводах. Вот тут-то кажущийся сухим асфальт и может сыграть злую шутку, случись экстренно затормозить или сманеврировать: машину неожиданно заносит - и колеса, как на льду, оставляют глянцевые следы! В чем тут дело? Что такое гололед, даже детям понятно: на промороженную землю из теплых облаков сеет дождик... И тотчас намерзает. Такой "каток" хорошо виден, особенно когда нарастает несколько сантиметров льда. Ясно: ехать можно лишь с великой осторожностью, а кому-то лучше и не выезжать (шины лысые, опыта маловато...). Ну а если асфальт покрыт тонкой, незаметной пленкой льда? Что изменится? Свойственная ему зернистость, конечно, лучше, чем гладкий лед (и потому разумная езда, без резких ускорений, вполне возможна), но не настолько, чтобы ездить "аки посуху"! И особенно - на улицах с недавно отреставрированным, очень гладким покрытием. Тончайшая пленка льда или иней покрывают не только кусты, деревья или столбы, но и полотно дороги. В это время года особенно опасен ту-П РОШУ ОБЪЯСНИТЬКакова мощность мотора "Дэу-Нексии"? В литературе встречаются разные значения: 75, 80, 84,86, 90 л. с. Какое верно? Автомобили "Дэу-Нексия" комплектуют двумя типами двигателей. Наиболее распространенный - рабочим объемом 1498 см 3с двумя клапанами на цилиндр, распределенным впрыском топлива и степенью сжатия 9,5:1 - предназначен для работы на неэтилированном бензине с октановым числом 91 и оснащен каталитическим нейтрализатором. Его мощность (по европейскому стандарту - "нетто") - 55 кВт/75 л. с. при 5400 об/мин, а максимальный крутящий момент - 124 Нм при 3200 об/мин. Другой двигатель встречается в России крайне редко - его не устанавливали ни на узбекские, ни на ростовские "дэу". Этим 16-клапанным мотором комплектовали только машины, предназначенные для продажи в Корее и Западной Европе. Его мощность - 66 кВт/90 л. с. при 4800 об/мин, максимальный крутящий момент - 1 37Нм при 3600 об/мин, степень сжатия - 9,2:1, октановое число бензина - 91. С каталитическим нейтрализатором этот мотор соответствует требованиям Евро II. Внешнее отличие широкая головка блока цилиндров с двумя распределительными валами. Откуда же берутся другие данные по восьмиклапанному мотору? Во-первых, от производителей. У российских и узбекских машин нет каталитических нейтрализаторов, увеличивающих сопротивление выпуску и снижающих мощность двигателя на 5-8%. Кроме того, в них используется другая программа управления двигателем. Согласно данным "Дэу", мощность таких двигателей - 59 кВт/80 л. с. при 5400 об/мин, а крутящий момент - 130 Н-м при 3200 об/мин. Показатели 63 кВт/86 л. с. при 5800 об/мин и 130 Нм при 3400 об/мин, возможно,I124ЗР 2/99 ман - один из видов атмосферных осадков, как учили нас в школе. Вспомните туманы в августе или сентябре. Часто ли видите вы тогда сухую дорогу? А теперь зададим себе вопрос: можно ли считать асфальт действительно сухим при сильных морозах? Только с определенными оговорками: чтобы тумана не было, воздух был сухим, содержал мало водяных паров. Днем, под яркими солнечными лучами покрытие, нагреваясь до положительных температур, способно высохнуть, но в эту пору солнце бывает не всегда. Теперь предостережем наивных людей, вложивших деньги в шипованные покрышки. Шип - бесхитростен, он приемлемо работает, лишь углубившись в покрытие. Но вот какое? Снег, даже прикатанный, мягок шип в него входит легко. И потому от него здесь мало проку: создать большую сцепную силу он не способен - колесо скользит. В камень булыжной мостовой шип едва внедряется: материал слишком тверд. Неподатлив и промороженный асфальт, не говоря уже о бетоне, асфальтобетоне. В контакте с такими покрытиями шипованная шина держит даже хуже нешипованной: стальные "подковки" скользят, снижая сцепление шашек протектора. Об этом, впрочем, журнал писал - и не раз. Итак, шип работает только на льду, в который может внедриться. Положим, он выступает на 1,5 мм - значит, и лед должен быть не меньшей толщины. А тончайшая его пленка - в сотые доли миллиметра - шип не удерживает. Вот почему ясным морозным утром на сухом на вид асфальте шипованные шины никого не должСверните с магистрального шоссе к деревне - чего только вы тут не встретите! Вот уж где "кривые дороги"! Глубокие, промороженные колеи, скользкие бугры, ямы... Езда здесь требует навыка, "чувства машины" - куда ее потянет вот здесь или вот там, где нужно сбавить скорость, а где, наоборот, энергично увеличить - и как уберечь кузов, подвеску, двигатель, трансмиссию от опасных ударов? Дается это только с опытом - и не всем поровну. Но тренироваться - при каждой возможности! - даже мастерам руля не мешает. С этой точки зрения февраль - при условии хорошей погоды самое то время! При желании всегда найдешь какуюнибудь площадку, покрытую плотным снегом, льдом - и тренируйся на здоровье. "Автодром" можно организовать на пруду или озере - ровный лед пока еще толст, надежен. Реки опаснее - нужно знать их местные особенности, течения и т. д., а то ненароком машину утопите. Но мы отвлеклись от темы. Если вы часто съезжаете с шоссейных дорог, то даже в преддверии весны не стоит забывать о средствах высвобождения из снежного плена. Кто-то возит в багажнике арсенал "цепей", "браслетов" - соответственно случаю. Но совершенно необходима подходящая лопата! Специальные миниатюрные, предназначенные якобы для автомобилистов, как правило, бесполезны. Стоит вам в 15-градусный мороз застрять в глубоком сыпучем снегу - вы в этом убедитесь. Здесь нужна широкая "снежная" лопата - чуть меньше, чем у дворников! Когда же по погоде ясно, что больше риска провалиться колесами в плотный снег (ближе к весне, после оттепелей), лучше возить с собой штыковую, немного укоротив черенок, чтобы она легла в багажник. Рубить ею плотный снег и легче, и удобнее. Кстати, если машина села брюхом, то именно снег под ней и не позволяет тронуться с места. Здесь часто выручает простой прием (особенно если вы в компании приятелей). Машину энергично раскачивают, чтобы осадить снег, после чего выехать намного проще. Если же вам часто приходится одолевать скользкие подъемы, вспомните опыт автолюбителей-рыбаков! Держите в багажнике пакет с крупным песком, кирпичной крошкой, печной золой и т. п. Иногда здорово выручает!ны расхолаживать! Они небезопасны. Тормозной путь с ними больше, чем с хорошими нешипованными. Но довольно об асфальте! Многим приходится ездить по другим дорогам.имеют отношение к новой модели - "Дэу-Ланос". Ее двигатель с нейтрализатором соответствует требованиям Евро II, представляет собой модернизацию восьмиклапанного мотора "Нексии", однако на нее не ставится, так что эти и другие названные цифры - "от лукавого". Не вдаваясь в подробности, отметим все же, что, помимо европейского стандарта ISO, существуют и иные методики измерения мощности. Они различаются техническими и климатическими условиями, скажем, штатной или специальной системами впуска и выпуска, наличием или отсутствием навесных агрегатов (генератор, насос гидроусилителя, компрессор кондиционера, привод вентилятора и др.), температурой воздуха и еще многими другими тонкостями. Так что не стоит удивляться, если один и тот же двигатель в разных условиях испытаний может показывать разные результаты. Вообще, сравнивая мощность моторов, нужно обращать внимание на методику замера. В солидной справочной литературе на нее обязательно имеется ссылка. У меня ВАЗ-2108. Как правильно натянуть зубчатый ремень ГРМ? В инструкциях говорится, что ремень на свободном участке нужно закрутить на 90е, контролируя прилагаемое усилие, и т.д. Естественно, у автовладельцев здесь возникают вопросы - например, сила пальцев у разных людей неодинакова. Наш опыт показал, что на ВАЗ-2108... 2110 есть другой критерий правильного натяжения ремня - характер издаваемого им при работе звука. Даже слегка перетянутый ремень на средних и высоких оборотах начинает громко гудеть - в этом случае нужно его немного ослабить. Попробуйте - и у вас получится. А опыт - дело наживное!ЗР 2/99125