92
93
НА НАШЕЙОБЛОЖКЕг\IТри года подряд Томми Мякинен не снимает чемпионской короны. Случай в истории мирового ралли беспрецедентный. Не умаляя таланта финского гонщика, отдадим-таки должное и его верному "боевому коню" - "Мицубиси-Лансер".Сергей ОСОКИН. Фото DPPI и из архива редакции На первых этапах прошлогоднего чемпионата - в Монте-Карло, Швеции, Кении и Португалии - Мякинен успешно сражался с соперниками на "Лансере Эволюшн IV", разработанном еще два года назад - к сезону-97. Только в конце апреля дебютировала его новая версия "Evo V", с более широкой колеей, усовершенствованной задней подвеской и доведенной до максимально допустимой правилами шириной кузова. Между тем, конкуренты "трех бриллиантов" загодя успели воспользоваться более либеральными правилами категории "Уорлд Ралли Кар" (WRC), введенной в 1997 году. Напомним, в соответствии с ними автомобиль теперь может быть изготовлен в количестве 20 (а не 2500, как в группе А) штук на базе одной из моделей семейства с объемом производства не менее 25 000 экземпляров.Раллийный "Мицубиси-Лансер" и его элементы: задняя подвеска (вариант для асфальтовых трасс), передняя "гравийная" с шестипоршневой тормозной скобой, двигатель и рабочее место пилота.IIIПричем, наряду с ограничениями размеров автомобиля, его минимальной массы, рабочего объема двигателя, другие изменения могут быть весьма радикальны. Так, атмосферный мотор не возбраняется оснащать турбонаддувом, машины с одной ведущей осью превращать в полноприводные; разрешается изменять коробку передач, тормоза, подвеску, применять аэродинамические устройства... Короче говоря, раллийный автомобиль напоминает серийных собратьев, по сути, лишь очертаниями усиленного, измененного кузова да эмблемой на облицовке радиатора.У*г vn ,.: Лг Jс- f & . JJJ JНа фоне столь революционных решений "долгожительство" раллийного "Мицубиси" на первый взгляд удивляет. Ведь он единственный среди претендентов на "золото", зарегистрированный по группе А! Секрет заключается в том, что уже в первые версии спортивного "Лансера" были заложены столь продуманные технические решения, что "Мицубиси" можно почти без натяжек назвать автомобилем WRC, только растиражированным в количестве 2500 штук. Вот почему его развитие проходило ™ в последние годы как бы под лозунгом "эволюция вместо революции". В чемпионской машине поперечно разместился двухлитровый шестнадцатиклапанный четырехцилиндровый мотор с турбонаддувом. Улучшить наполнение цилиндров и "остудить пыл" форсированного двигателя помогает радиатор-охладитель наддувочного воздуха. Очень полезная вещь, если учесть, что правилами числе оборотов, многих других параметров и моментально корректирует работу систем зажигания и впрыска топлива. Так что угол опережения и состав смеси оптимальны на любых режимах. Все это расширяет диапазон эффективной работы двигателя и способствует тому, что он плавно откликается на педаль газа. В наши дни мощность 290 л.с. (6000 об/мин) не очень-то впечатляет. Зато крутящий момент достигает 510 Нм (3500 об/мин). Крутящий момент через компактное сцепление с тремя углеволоконными фрикционными дисками передается шестиступенчатой коробке с последовательным включением передач. Эффективнее реализовать его, особенно на скользких покрытиях, помогает полноприводная трансмиссия. Причем межосевой и передний межколесный дифференциалы активные - с электронным программируемым управлением. Сзади применен механический, повышенного трения. Регулируя дифференциалы, можно корректировать характер поведения автомобиля на дороге - в процессе его настройки к тому или иному соревнованию. Ведь по ходу приемов "высшего пилотажа", таких, как движение в управляемом заносе, со сносом одной из осей или в режиме бокового скольжения, гонщик управляет автомобилем не только рулем, но и газом. Быстро остановить "раллийный снаряд" позволяют дисковые вентилируемые тормоза на всех колесах. Независимая подвеска со стабилизаторами поперечной устойчивости и газонаполненными амортизаторами "Олинз" способна погасить выброс энергии после прыжка ив то же время "отслеживать" коварные мелкие неровности на скоростных поворотах: стабильный контакт шины с дорогой - залог лучшего сцепления, а значит, возможности быстрее проходить повороты, эффективнее тормозить и разгоняться. Характеристики подвески кардинально влияют на управляемость автомобиля, а потому ее совершенствование идет непрерывно. Например, сотрудничающая с "Мицубиси" фирма "Олинз" практически завершила разработку активных амортизаторов с электронным управлением. Датчики фиксируют продольные и боковые ускорения автомобиля во время движения (фактически - перераспределение массы по колесам). В соответствии с программой, компьютер мгновенно перенастроитпредписана 34-миллиметровая ограничительная шайба на впуске. Вдобавок, ограничивается и мощность мотора (300 л.с). Поэтому-то конструкторам пришлось ломать голову над тем, как получить оптимальную характеристику крутящего момента, а не максимально возможную мощность. Ведь ахиллесова пята турбомоторов - снижение эффективности на невысокой частоте вращения, когда и обороты компрессора падают. В результате появился коллектор с изменяемой акустической характеристикой - геометрически разными вариантами входа в "улитку" турбонаддува. Немало хитростей ив конструкции многоточечного впрыска топлива. Бортовая электроника с помощью датчиков чутко улавливает малейшие изменения давления и температуры в трубопроводах,ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ "МИЦУБИСИ-ЛАНСЕР EVO VОбщие данные: снаряженная масса- 1230 кг. Размеры, мм: длина - 4350. ширина -1770. высота -1395; база - 2510, колея спереди/сзади - 1510/1505 Двигатель: четырехцилиндровый рядный, с двумя верхними распредвалами, четырьмя клапанами на цилиндр, с распределенным впрыском топлива и турбонаддувом, расположен спереди поперечно, рабочий объем -1997 см3, диаметр цилиндра и ход поршня - 85,0x88,0 мм. степень сжатия - 8.5; мощность - 213 кВт/290 лс при 6000 об/мин; максимальный крутящий момент - 510 Нм при 3500 об/мин Трансмиссия: привод на все колеса; коробка передач - шестиступенчатая, с последовательным включением Подвеска: независимая со стабилизаторами поперечной устойчивости, впереди - типа "Мак-Ферсон". сзади - многорычажная. Тормоза: дисковые вентилируемые на всех колесах. Рулевое управление: реечное с гидроусилителем. Шины "Мишлен" Колеса: OZ. Разработчик проекта: европейское отделение "Мицубиси Раллиарт".каждый амортизатор с учетом меняющихся условий. В обстановке особой секретности идет разработка активной системы подвески в целом. Как, к слову, и в стане конкурентов "Мицубиси". Правда, ныне правила предписывают сохранять тип упругих элементов (пружин) такими же, как на серийной модели. Вполне возможно, этот пункт будет всетаки отменен, и тогда не за горами появление автомобиля, в котором умная электроника будет руководить не только работой подвески, но и свяжет ее в единую гармоничную систему с двигателем и активной трансмиссией. Настройка такой машины перед стартом сведется, по сути, к перепрограммированию главного бортового компьютера. Как знать, может именно по такому пути и пойдет эволюция раллийного "Мицубиси" начала следующего столетия.ЗР 2/9993