164
БЕЗ КУВААДЫ*КАЖДОЙ ГОЛОВКЕ СВОИ ВТУЛКИДвигатель "Москвича" не отнесешь к числу вечных и после определенного пробега его приходится ремонтировать. Одна из "типовых" работ - замена направляющих втулок клапанов. Слово - Валентину ГРИГОРЬЕВУ. М10 на шпильке, а у втулки отломится край. Поэтому опору нужно специально удерживать, предотвращая ее сдвиг по головке. Для этого предусмотрены зацепы 5, закрепленные на опоре болтами М10-35. Остальные детали устройства для выпрессовки - наконечник 2, шпилька 4и гайка 7 те же, что используются при аналогичной работе на двигателях ВАЗ-2101, 2106 (ЗР, 1998, № 11).При запрессовке втулок двигателей "412" и "331" рекомендован натяг 0,025-0,064 мм (диаметр отверстия - 14,997-14,97 мм, наружный диаметр втулки - 15,034-15,022 мм), а при запрессовке ремонтных втулок - 0,03-0,064 мм (диаметр отверстия 15,12-15,142 мм, диаметр втулки - 15,172 -15,184 мм). Названные величины натяга для "Москвича" примерно вдвое меньше, чем для "жигулей" и "самар", однако по ряду причин выпрессовать и запрессовать втулки "Москвича" ощутимо труднее. Во-первых, у них больше наружный диаметр. А значит, увеличивается объем деформируемого при запрессовке-выпрессовке металла, растет и площадь поверхности пригорания в результате перегрева. Во-вторых - и это главное - при выпрессовке приходится иметь дело с большим (26°) углом отклонения осей клапанов от вертикали (сравните, у "жигулей" - 20°, у "самар" - 13,5°). Довольно часто при ремонте "москвичей" нам не удавалось выпрессовать втулки ни ударами через специальную оправку, ни винтовым приспособлением, пока мы не рассверливали их или не нагревали головку блока. На рисунке а показано, как выполняется выпрессовка втулки с помощью специального приспособления. Главная его деталь - опора 6. Мы ее изготовили фрезерованием, однако это совершенно необязательно, можно применить и сварку - все зависит от ваших возможностей. Так как угол наклона оси клапана к вертикали у этого двигателя равен 26°, сила, стремящаяся сдвинуть опору относительно головки блока, составляет 44% усилия выпрессовки (желающиелегко могут проверить это вычислениями - см. схему на рисунке а). Если усилие выпрессовки F равно 1000 кгс, то нормальная сила N составляет 900 кгс. Следовательно, при коэффициенте##2отв0Э1fpy1^ ШК"\\^_^[ » /».vт«ЦКМБИ U1см «лштрения 0,4 удерживающая сила (сила "сцепления" - сравните с шиной!) равна 360 кгс, то есть на 80 кгс меньше силы Р. Иными словами, выпрессовка не пойдет: опора сдвинется по головке блока, повреждая связку деталей, непосредственно воздействующих на втулку. Как минимум, сомнется резьбаЗапрессовать новую (ремонтную) втулку можно так, как показано на рисунке б. Детали приспособления те же, что указаны выше, к ним лишь добавляется опорная втулка гайки 8 аналогичная используется при работе с восьмиклапанными двигателями ВАЗ.164ЗР 2/99СвоимиСилвми20