шяшшши-SKODA ПО-УДМУРТСКИДан зеленый свет российско-чешскому совместному предприятию.Алексей СОЛОПОВ 17 декабря в Москве стояла вполне европейская слякоть. Но мокрый снег и низкая облачность никак не омрачали настроения участников церемонии в Доме правительства РФ. Ведь это только непосвященным "Соглашение о намерениях"видится ни к чему не обязывающей бумагой. В действительности же завершился начальный - самый трудный - этап переговоров. Теперь можно утверждать две вещи: на "Ижмаше" сохранится автомобильное производство и выпускать оно будет "Шкоду". Многократное сокращение выпуска машин в Ижевске (в 1997 году здесь собрали только 5500 автомобилей всех модификаций) дало повод прессе для похоронных интонаций в адрес удмуртского автозавода. Между тем, именно в этот период ни на день не прерывалась напряженная работа "мозгового треста" одного из крупнейших оборонных концернов страны. По многим параметрам - размерам, возрасту, географическому расположению, проектной мощности, технологическому циклу и другим "Ижавто" был самым привлекательным для иностранных инвесторов среди всех автозаводов бывшего СССР. Но устранить факторы, мешавшие плодотворным контактам с возможными партнерами, было ох как непросто. (Достаточно подробно мы писали об этом в ЗР, 1997, № 9.) Когда большую часть проблем сумели решить, начались переговоры с претендентами. "Дэу" отпал почти сразу. "Хёндэ" предлагал сотрудничество, но без инвестиций. "Фольксваген" очень интересовал наш рынок, а ижевчанам очень нравилась " Ш ко ­ да". Но одних взаимных симпатий в большом бизнесе недостаточно. Переговоры шли трудно. Сильно продвинулись после появления "135-го" указа президента России, сильно откатились после августовского кризиса. И все же их довели до конца, увенчав соглашением за подписями очень высоких лиц - первого вице-премьера После подписания соглашения: первый вице-премьер правительства РФ Юрий Маслюков (справа) и заместитель премьер-министра правительства Чехии Павел Мертлик (второй слева) выступают перед журналистами. правительства РФ Юрия Маслюкова и заместителя премьер-министра правительства Чехии Павела Мертлика. В столице Удмуртии на базе автозавода создается совместное предприятие по выпуску легковых автомобилей. Едва выровняется экономическая ситуация, начнется "отверточная сборка" весьма популярной в России "Шкоды-Фелиция". "Отверточные" планы - 5 тыс. автомобилей в нынешнем году. Параллельно будут создавать полноцикловое производство совершенно новой машины. Пока известно лишь, что по принятому на "Фольксвагене" типажу преемница "Фелиции" должна базироваться на платформе "Поло" следующего поколения. Широкой публике новый автомобиль будет представлен не ранее 2000 года. Проектная мощность ижевского конвейера - 170 тыс. автомобилей в год. Для первого этапа из осторожности взят порог поскромнее - 80 тыс. Не исключается возможность сборки здесь же "Октавии" (у нее, как иу "Ауди-АЗ" платформа "Гольфа") и более крупной будущей машины на платформе "Пассата" (как "Ауди-Аб"). Но это, скорее, не на конвейере ив меньших объемах. Впрочем, рынок покажет. Хотя партнер в СП - "Шкода", инвестором станет "Фольксваген" (он владеет 81 процентом чешской фирмы). В чешских ли кронах (9 миллиардов), в немецких ли марках (500 миллионов) - инвестиционный порог в 250 миллионов долларов, определенный упомянутым президентским указом, преодолен. Так что СП получит режим свободного таможенного склада и прочие облегчения. Разделение постов сторонами еще не оговорено, но известно, что "шкодовцы" получат management responsibility, то есть принятие решений будет за ними, что определено и 51 процентом иностранного капитала. Вообще, по отношению к "Ижмашу" "Шкода" как бы сыграет роль "Фольксвагена": пять лет назад он точно так же выводил чешскую фирму на современный уровень. Кстати, утверждают, что и сами заводы в Ижевске и Млада-Болеславе похожи в 60-е годы в их создании принимали участие французские специалисты. Весьма важно, что уже сегодня и "Шкода", и "Фольксваген" инициируют своих поставщиков комплектующих к поиску партнеров в России. Появление инфраструктуры по тем или иным узлам и деталям автомобиля не только позволит обеспечить требуемый уровень локализации, но и создает предпосылки для конкуренции ФИАТ тоже ведет н Россию своих поставщиков. О судьбе "Орбиты", "Комби" и "Каблучка" мы расскажем в одном из ближайших номеров.16ЗР 2/99