134
135
итжлтСергей КАНУННИКОВ, Максим САЧКОВ Впрыск, как альтернатива карбюратору, появился не вчера и даже не позавчера. Еще в 1912 году в Европе, взяв за основу конструкцию масляного насоса, создали экспериментальный впрыск, подававший топливо непосредственно (!) в цилиндры. Хорошо памятные участникам Отечественной войны "мессеры" (самолеты Me-109) оснащали моторами "Даймлер-Бенц" с впрыском бензина, выполненным на основе дизельной аппаратуры. тронные ("L-Джетроник", "Ш-Джетроник"). Механика проще, в целом надежнее, очень "живуча". Среди многих достоинств электронного управления впрыском основное - "экологичность", то есть весьма низкие показатели токсичности выхлопа. На новых автомобилях электроника одержала убедительную победу.иНа многих популярных у нас автомобилях стоят системы впрыска бензина "Бош".больше и больше, в том числе и далеко не новых. Владельцы их обращаются с вопросами. Итак. "К-Джетроник". В названии зашифровано немецкое kontinuierlich - непрерыв- д ный. Бензин подается во впускной трубопровод постоянно. Взгляните на схему (рис. 1): электрический насос качает топливо из бака в накопитель, функция которого - сохранять давление в системе, чтобы облегчить пуск двигателя. Далее через фильтр тонкой очистки бензин поступает в основной узел системы - дозатор-распределитель, включающий в себя регулятор давления топПотом, в 1951-м, лива и датчик расхода воздубыл первый серийный ха. Его напорную пластину автомобильный впрыск "затягивает" разрежение во (тоже, кстати, непосредвпускном коллекторе, вследственно в цилиндры) на двухтактном "Гутбро- Рис. 1. Схема системы впрыска "К-Джетроник": 1 - форсунка; 2 - термореле времествие чего рычаг "давит" на ни; 3 - форсунка холодного пуска; 4 - клапан дополнительной подачи воздуха; 5 де". А в 1967-м появился накопитель топлива; 6 - датчик расхода воздуха; 7 - топливный фильтр; 8 - электрораспределительный плунжер. Он приоткрывает канал к фори первый электронный бензонасос; 9 - дозатор-распределитель; 10 - регулятор управляющего давления. сункам. Чем больше открыта^ впрыск "Д-Джетроник" дроссельная (в данном случае воздушна "Фольксвагене-1600 тип 3". Его экспорЖурнал не раз обращался к тировали в Калифорнию, где уже тогда впрысковой теме. Сегодня мы решили сденая) заслонка, тем выше поднимется были весьма строгие нормы выброса лать это еще раз, поскольку автомобилей с плунжер и тем больше бензина получает вредных веществ. "бошевскими" системами становится все двигатель. Регулятор давления, настроенный раз и навсегда, Все эти события объепереправляет "излишдиняет одна марка - "Бош". ки" топлива в Немецкая фирма и поныне бензобак. Пустить хое лидирует в разработке и лодный двигатель попроизводстве топливной апмогает дополнительпаратуры. Большая часть ная форсунка. иномарок, колесящих сегодш I..U.J 10 \jjg>« . ня по российским дорогам, 2 Ломаться здесь оснащена впрыском "Бош" практически нечему. разных поколений. Вкратце Хотя вода и грязь, поознакомимся с ними: как павшие в бензобак, устроены, чем отличаются, способны вывести из чем "болеют". строя насос - "железо" не бывает вечным. Механика и электро3 Фирма считает, что меника. С 70-х годов системы впрыска "Бош" развивались Рис. 2. Схема системы впрыска "L-Джетроник": 1 - лямбда-зонд; 2 - датчик температуханические форсунки ры охлаждающей жидкости; 3 - датчик положения и скорости коленвапа; 4 - регуляпо двум направлениям: метор давления топлива; 5 - ЭБУ; 6 - датчик расхода воздуха; 7 - топливный фильтр; 8 исправно служат в ханические ("К-Джетроник", - электробензонасос; 9 - форсунка; 10 - регулятор холостого хода; 11 - датчик полосреднем 120 тысяч ки- * жения дроссельной заслонки. лометров, после чего "КЕ-Джетроник") и элек,9ШiSvfkшEL/;ж''a |t* Я Bf'•-•—§ЙИ-—•—1134ЗР 2/99 нечеткостью работы дают о себе знать износившиеся детали. "КЕ-Джетроник" (Е-электронный) появился в 1982 году. Исполнительная часть во многом повторяла К-систему. Но для точности вместо механического в дозаторе применили электрогидравлический регулятор давления топлива. Подчиняясь командам электронного блока управления (ЭБУ), он поддерживал в магистралях требуемое давление. В помощь ЭБУ работали датчики расхода воздуха и положения дроссельной заслонки. Электроника понадобилась в первую очередь для "подчистки" выхлопа. На часть автомобилей "устанавливали нейтрализатор. Чтобы он работал эффективно, в системе выпуска ставили датчик кислорода (лямбда-зонд). Он информировал ЭБУ о количестве свободного кислорода в отработавших газах. А электронный "мозг" корректировал состав смеси.ледний подает компьютеру сигнал о количестве потребляемого воздуха. Давление в топливных магистралях до 3 кгс/см2 - примерно вдвое ниже, чем у механических К-систем. С 1976 года на часть автомобилей с впрыском "L-Джетроник" ставили нейтрализаторы и, соответственно, датчик кислорода. "LH-Джетроник" отличается от "L" только датчиком массового расхода воздуха. Его главный элемент - платиновая проволочка, которая при работе нагрева-ется электротоком до нескольких сотен градусов. Всасываемый воздух охлаждает ее, а по силе тока, необходимой для поддержания заданной температуры, электроника определяет массу воздуха, проходящего к цилиндрам (см. также ЗР, 1995, № 10). После выключения зажигания ЭБУ дает команду прокалить нить примерно до 1000° С для очистки. Позже тонкую проволочку заменили специальной пленкой на керамической основе. Принцип и точность измерения остались прежними, но конструкция стала долговечней."Моно-Джетроник" - впрыск одноточечный, или центральный, то есть с одной форсункой, появился в 1987 году. Область применения - двигатели малого и среднего объема до 1,8 л (читай - недорогие автомобили). Датчика массового расхода воздуха нет, его Рис. 3. Схема системы впрыска "Мотроник": 1 - лямбда-зонд; 2 - катушка зажигания; 3 - датчик-распределитель зажигания; 4 - свеча зажигания; 5 - датчик температуры охлаждающей подменяют датчики жидкости; 6 - датчик положения и скорости коленвала; 7 - регулятор давления топлива; 8 числа оборотов кодатчик положения дроссельной заслонки; 9 - регулятор холостого хода; 10 - топливный ленчатого вала и поКак и предшестфильтр; 11 - электробензонасос; 12 - датчик расхода воздуха; 13 - форсунка; 14 - ЭБУ. ложения дроссельной вующая, эта система заслонки. Получается не слишком точно, весьма надежна. Слабые (в наших условизато дешево. Учитывается также темпеях) места - нейтрализатор и датчик кислоМодель Годы выпуска ратура всасываемого воздуха и охлажрода, которые, как известно, не терпят "Ауди-80", 90.100,200 1977-1991 дающей жидкости. Моторы с системой этилированного бензина. Ездить без этих БМВ-318.518. 520 1975-1983 "Моно-Джетроник", оснащенные катали'Вольво-240'. 244, 245, 262. 264, 740, 760 1974-1992 устройств можно. Но ни мощностные, ни Форд-Гранада", "Сьерра", "Эскорт", "Орион" 1977-1990 тическим нейтрализатором и датчиком ^^экономические, ни экологические парамет"Мерседес-Бенц-190". 230.280,450,500 1976-1989 кислорода, без труда укладываются в ры двигателя не будут близки к заданным. "Фольксваген-Гольф', "Джетта", "Сирокко", экологические нормы Евро II. "Пассат" 1976-1993 Обычные признаки "отравления" лямбдазонда - повышенный расход бензина и большое содержание вредных веществ в выхлопе."КЕ-Джетроник" "Мотроник" (1979 г.) - впрыск LH или L "Ауди-80", 90,100 1984-1994 'Форд-Эскорт', "Орион" 1985-1990 и электронное зажигание, управляемые "Мерседес-Бенц-190" 200 300,420,500 1984-1997 единым ЭБУ (рис. 3). В более современных "Фольксваген-Гольф". "Джетта". "Сирокко", модификациях исчезли подвижные части "Пассат" ^ ^ ^ 1984-1993 L-Джетроник'1 распределителя, появились датчик детонаБМВ-316, 318, 320. 518,520,525, 528 1981-1989 ции, ограничитель максимального числа БМВ-628,633, 635, 728,735, 745 1976-1987 оборотов, система самодиагностики. Затем "Ситроен-CX", "ВХ" 1977-1990 "Опель-Сенатор", "Омега", 'Монца", "Манта", "Мотроник" научили регулировать фазы, уп"Рекорд" 1975-1993 равлять наддувом, изменять длину впускно"LH-Джетроник" го коллектора. СААБ-900.9000 1984-1994 "Вольво-240", 440, 460,740, 760 1984-1996 Электронные системы питания, как и "Вольво-850", 940, 960 1990-1997 любое другое высокотехнологичное обору"Пежо-505" 1987-1989 дование, требуют квалифицированного об"Мотроник" "Ауди-80", 90,100, 200, A3, А4, А6. V8 1986-лонаст. пр.* служивания и ремонта. Это зачастую и счиБМВ-316,318, 320, 325, 518, 520, 525, 535 1983-гюнаст, во." тают их главным недостатком: профессиоБМВ-628, 633, 635, 730, 735, 745, 750, 850 1979-ло наст ар \ "Опель-Астра", "Кадет", "Аскона", "Омега", нальная диагностика и ремонт в гаражных "Сенатор", 'Вектра", "Фронтера" 1986-ло наст ер' условиях невозможны. Приходится обра"Пежо-205", 405,605,106, 306, 406, 806 1987-го наст вр • щаться к специалистам. Впрочем, учитывая "Фольксваген-Гольф", "Венто", "Пассат". "Коррадо" 1988-лоиаст ер' надежность современной электроники и ис"Вольво-740", 760. 850. 960 1986-1997 полнительных устройств, делать это прихо'Некоторые из указанных моделей автомобилей выпускаются с этой систеиой по настоящее время."L-Джетроник" - ровесник механической системы К. Количество топлива, попадающее в цилиндры, определяет компьютер, открывая электрические форсунки на определенное время. Здесь, конечно, нет дозатора топлива. В отличие от механических систем в электронных топливо впрыскивается, только когда это необходимо - одновременно или по очереди несколькими форсунками. По сравнению с механическими, за один и тот же пробег им приходится меньше работать, поэтому медленнее износ. Информацию для ЭБУ поставляют несколько датчиков (рис. 2), например объемного расхода воздуха. Его основная деталь - фигурная пластина, кот орая перемещается под действием разрежения по обмотке потенциометра. Посдится нечасто.ЗР 2/99135