ЕЗДИТЬ НА СОЛНЦЕОпыты с водородом в качестве топлива, проведенные БМВ, впервые принесли реальные плоды.минимальными изменениями. Но ДВС - далеко не единственная возможность превратить энергию топлива в механическую. С 1839 года (!) известны так называемые топливные элементы, вырабатывающие электрический ток при каталитическом окислении водорода. Одна ячейка такого элемента выдает не более 0,5-0,8 В, поэтому множество их соединяют в блоки, пока не получат требуемые ток и напряжение. Топливные элементы последнего поколения, разработанные SWB, функционируют при 60° С и отдают до 10 кВт мощности. Необходимый для них водород запасается в емкости с металлогидридным наполнителем, причем его хватает на 8 часов непрерывной работы. Попученные результаты оказались столь многообещающими, что фирма БМВ приняла решение оснастить этой системой 2000 своих складских автопогрузчиков.Все началось "всерьез" 12 лет назад, когда концерн БМВ учредил общество с ограниченной ответственностью SWB. Вначале инвестиции предоставили "частные" фирмы - БМВ, "Линде" и "Сименс", но когда перспективность исследований стала очевидной, 50% затрат взяло на себя правитепьство. Читатели журнала знакомы с тем, какие возможности открывает использование водорода в качестве автомобильного топлива и сколь велики технологические трудности на пути к его практическому применению (ЗР, 1998, № 4). Само получение водорода из воды путем эпектролиза (процесс, известный каждому школьнику) требует так много электроэнергии, что экологическая нагрузка на атмосферу просто переместится от автомобиля к тепловым электростанциям. В поисках выхода из этого тупика в немецком городке Нойнбург-форм-Вальд была построена экспериментальная солнечная установка, которая вырабатывает в среднем за год 390 000 кВт/ч - этого хватило бы на потребности примерно 130 расположенных поблизости коттеджей. Были испытаны девять различных типов фотоэлементов: от относительно дешевых аморфных с КПД около 5% до дорогих монокристаллических, преобразующих в ток до 14% солнечной энергии. Конечно, не снабжение жилья было главным для новой установки: на ее территории находятся заправочная станция жидкого водорода с емкостью цистерн 3000 литров и хранилище газообразного водорода на 5000 кубометров. Заполняют эти емкости водородом три вырабатывающих его реактора - электролизерные установки. Каждая потребляет по 100 кВт, но конструкции их разные, что дает возможность вести сравнительные испытания трех технических концепций. Внутри электролизера водород накапливается при давлении 30 бар, что делает излишними дополнительные компрессоры - газ, пройдя через осушитель и катализатор, где удаляются случайные примеси, сразу поступает в хранилище. Для автомобиля, как известно, газообразный водород непригоден: даже сжатый до 400 атмосфер, он не обеспечит приемлемый пробег на одной заправке при разумных размерах бака-баллона. Поэтому, охладив газ до -253° С, его переводят в жидкое состояние. Результаты последних разработок показали, что в небольшом "термосе", позволяющем хранить без потерь жидкий водород в течение трех суток простоя автомобиля, помещается запас газа на 400-500 км пробега. Главное ноу-хау SWB - автоматизированная заправка жидким водородом, которая длится всего 3 минуты и полностью исключает его потери. Ранее при этом испарялось до 30% драгоценного топлива, а процесс тянулся более часа. Детали новейших технологий пока тщательно охраняют от посторонних, в том числе и прессы, - ведь на исследования затрачено 128 миллионов марок. Но суть ясна: испарившийся при заправке водород вновь конденсируется и стекает в бак. Двигатель внутреннего сгорания работает на водороде практически так же, как и на природном газе, а потому существующую аппаратуру можно использовать сСерийный автопогрузчик, работающий на водороде. К открытию обещающей быть грандиозной всемирной выставки ЭКСПО-2000 БМВ с партнерами по глобальной программе "Чистая энергия - ездить на солнце и воде" обязалась изготовить несколько работающих на водороде автомобилей 7-й серии; уже 3 декабря 1998 года оргкомитет выставки дал на этот проект свою аккредитацию. А пока... Пока БМВ включила в свою производственную программу - и тоже впервые в мире - модификацию, изначально предназначенную для работы на природном газе - одном из наиболее экологически чистых углеводородных топлив. Именно на этой машине будут обкатаны технические решения дня будущего водо- Ш родного ДВС.Автомобиль БМВ, использующий сжатый природный газ.48ЗР 2/99