142
143
144
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА АНТИФРИЗЫОхлаждающая палитраНа прилавках в красивых канистрах стоят антифризы всевозможных цветов. Их внешний вид и содержание сравнивал Алексей Воробьев-Обухов.Когда-то очень давно в  секретном институте ГосНИИОХТ ученые придумали оригинальный состав охлаждающей жидкости, включавший множество компонентов. До  той поры все пользовались либо водой, либо антифризом – водным раствором этиленгликоля. Усложнить рецептуру потребовалось потому, что, циркулируя по системе охлаждения, нагретый антифриз буквально набрасывался на  металл, выгрызая куски крыльчатки и  стенок каналов головки блока… Эту коррозионную активность надо было както обуздать, иначе готовившиеся к  массовому выпуску «Жигули» так и  не  стали бы по-настоящему всесезонным автомобилем. Над названием новинки голову долго не ломали. Первые три буквы взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» пришло из  химической терминологии. Оно используется для обозначения спиртов (метанол, этанол), а  этиленгликоль  – двухатомный спирт. Получившееся слово «Тосол» оказалось настолько удачным, что до сих пор им обозначают чуть ли не всякий антифриз для отечественных авто. Так же, как джипом называют любой вседорожник, а не только американский «Джип». ▶▶ с. 143–144.Prisma C/G-12, красныйPRISMA C/G-11, синийPRISMA C/G-11, зеленыйОриентировочная цена �������������������������� 135 руб�/1 л6. КОМАНДА JODIMA, БЕЛЬГИЯОриентировочная цена������������������������ 135 руб�/1 л Тут на этиленгликоле не экономили, потому и обещанные –35°С выдержали� По составу идентичен синему� Разобраться, в чем состоит хотя бы анонсированное отличие, трудно, не зная голландского или французского; судя по всему, продукт попал на наш рынок случайно� Хорошо уже, что в нем нет диэтиленгликоля� Впрочем, это никак не сказалось на розничной цене�Ориентировочная цена����������������������������160 руб�/1 л По плотности этот состав немного не дотянул до российской нормы� Ну так он ведь и не нашего розлива� Спасибо, хоть замерзать начинает, как и обещано, при –35°С� Возможно, это реально карбоксилатный антифриз: его щелочность всего 5 ед�, что говорит о другом пакете антикоррозионных присадок� Правда, спецификации G12 уже нет (см� Нашу справку), но, тем не менее, смешивать этот состав с другими не стоит�АНТИФРИЗ –40°С, красныйХотя обозначение и намекает на «Фольксваген», ссылок на допуск от него и вообще на какой-либо допуск нет� Начал замерзать уже при –24°С, несмотря на «скромно» заявленные –35°С� В составе обнаружен диэтиленгликоль, который добавляют для удешевления продукта� Использовать не стоит�«ТОСОЛ А-40М», синий 5. КОМАНДА ПСК «ЦИТАДЕЛЬ», РОССИЯОриентировочная цена ������������������������������ 65 руб�/1 л Называться «Тосолом А-40М» эта водичка не имеет никакого права, ни формального (совсем другие ТУ), ни реального: температура начала кристаллизации всего –30°С! Такой провал вызван добавлением диэтиленгликоля, который искусственно повышает плотность, но не температуру замерзания� При этом ни ГОСТ, ни спецификация АВТОВАЗа не допускают его наличия� Вот и получили: ареометр покажет, что все в порядке, а порядка-то и нет! Зато почти даром� Сети «Техком» стоило бы внимательнее относиться к раздаче разрешений на использование своего уважаемого бренда�Ориентировочная цена ����������������������������� 80 руб�/1 лНа упаковке много красивых слов о высококачественных компонентах, призванных оправдать лишние 15 рублей за банку� На деле тот же состав, тот же дешевый диэтиленгликоль и почти та же непонятная температура кристаллизации: –32°С� Впрочем, и летом оба этих состава не выручат: их температура кипения ниже нормы и тем более ниже заявленных 115°С�142 За рулем 04/2009 Название продуктаМесто, производитель1 ООО «ЭйДжи-Эй» 2 ООО «Гелена ХимАвто» 3 ООО «Промкомплекс»«Антифриз AGA Z65» «Антифриз AGA Z40» Antifreeze NORD Antifreeze NORD Antifreeze Vitex G12 Antifreeze Vitex G11 Antifreeze Vitex G11желтозеленый красный красный зеленый красный зеленый синий1,088 1,073 1,073 1,073 1,075 1,074 1,075 1,083 1,095 1,073 1,071 1,063 1,066 1,055–65 –40 –40 –40 –40 –40 –40 –40 –40 –40 –40 –35 –35 –35ниже –65 –40 –40 –40 –42 –40 –40 –40 –41 –32 –30 –35 –35 –24фактич.заявл.Температура Плотность, начала Температура 3 г/см кристаллиза- кипения, °С (норма по  (норма по ции, °С ГОСТ 28084ГОСТ 89: 1,065– 28084-89: 1,085) 108°С) 112 109 108 108 108 108 108 108 108 107 106 106 107 1044 ОАО «Роснефтехим» 5 ПСК «Цитадель» 6 Jodima«Антифриз Forsage ОЖ-40» красный «Антифриз Forsage ОЖ-40» зеленый «Антифриз –40°С» красный«Тосол А-40М» синий Prisma D/G12 красный Prisma C/G11 зеленый Prisma C/G11 синийG11, G12 И ДРУГИЕЧасто приходится встречать на  банках обозначения G11 и  G12. Спасибо за  них следует сказать концерну «Фольксваген», который в свое время ввел в обращение антифризы VW Сoolant G11 и VW Сoolant G12. Первый производился по  так называемой гибридной, а  второй  – по  карбоксилатной технологии, и  потому их не  следовало смешивать. На  них были составлены спецификации TL 774-C (G11) и TL 774-D (G12). А  с  2006  года обозначение G12 исчезло, уступив место новым рецептурам: TL 774-F (G12+), TL 774-G (G12++), TL 774-H (G12+++). Поскольку антифриз заливают в  радиатор не  только «фольксвагенов», каждый уважающий себя автопроизводитель разработал собственные спецификации. Чтобы получить допуск на  конвейер и  в  авторизованный сервис, антифриз должен пройти серьезнейший цикл моторных испытаний стоимостью до нескольких миллионов долларов. А потому велик соблазн совершенно бесплатно поместить на  этикетке надпись «Соответствие спецификациям фирмы имярек» или даже сообщить о  наличии допуска от  нее, не  имея для  этого никаких оснований. Поймать обманщика за  руку можно, если просмотреть на сайте автопроизводителя список допущенных к использованию антифризов, но рядовой покупатель вряд ли станет этим заниматься. Мы, кстати, проверили. Результаты для закупленных недорогих жидкостей, увы, неутешительные: при заливке любой из них, случись что, производитель автомобиля претензий не примет. Хотя бы из формальных соображений. Впрочем, это не  значит, что все они плохие. Скорее, это просто темные лошадки.Щелочность, ед. 21 18 16 18 5 18 18 12 15 11 12 5 17 14На правах рекламыФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АНТИФРИЗОВЦветЗа рулем 04/2009 143 КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА АНТИФРИЗЫЭта популярность, однако, сослужила действительно хорошему антифризу плохую службу. Настоящий «Тосол» можно выпускать лишь по ТУ  6-56-95-96. А  все, что сделано по  другим рецептурам, права на  громкое имя не  имеет и  гарантий на  двухлетнюю защиту двигателя от коррозии, естественно, не дает! Однако что мы все о  прошлом! С  тех пор химия ушла далеко вперед, появились новые пакеты присадок, позволяющие продлить срок службы антифризов до  пяти и  более лет. Теперь их добавление не  обязательно приводит к  повышению щелочности раство3. КОМАНДА ООО «ПРОМКОМПЛЕКС», РОССИЯ ANTIFREEZE G11 VITEX, синийАНТИФРИЗ FORSAGE ОЖ-40, зеленыйАНТИФРИЗ FORSAGE ОЖ-40, красныйОриентировочная цена ��������������������������� 75 руб�/1 л Кроме слов «смешивается с импортными антифризами», никаких объективных данных об этом составе нет, отсутствует даже ссылка на собственные ТУ! Зато красуется фольксвагеновский индекс G11� В состав введена некая тяжелая субстанция, давшая запредельную даже для ГОСТа плотность, но не понизившая соответствующим образом температуру кристаллизации� Последняя, впрочем, соответствует обещаниям� Заливать рискованно�ANTIFREEZE G11 VITEX, зеленый4. КОМАНДА ОАО «РОСНЕФТЕХИМ», РОССИЯОриентировочная цена����������������������� 75 руб�/1 л Это полный, если не считать цвета, двойник коллеги по команде� Тяжелого компонента чуть меньше, поэтому плотность получилась хотя и высокая, но на пределе допустимого, а температура кристаллизации на градус выше� Все сказанное про «зелененький» справедливо и для «красненького»� А цвет – дело вкуса�ANTIFREEZE G12 VITEX, красныйОриентировочная цена ����������������������������80 руб�/1 л На этикетке есть намек на стандарт VW TL 774-C (G11), но указаний на конкретный допуск VW или какого-либо другого производителя нет� Все параметры соответствуют норме как по температуре кристаллизации, так и по температуре кипения, причем градус в градус�Ориентировочная цена��������������������������80 руб�/1 л Полный двойник синего братца, в том числе по номеру ТУ� Ровно те же показатели, хотя коррозионная активность чуть меньше� (Мы не приводим эти результаты в таблице, поскольку, с одной стороны, все они укладываются в ГОСТ, а с другой – точное заключение на сей счет может дать только дорогой и длительный моторный тест�)Ориентировочная цена������������������������������85 руб�/1 л При тех же внутренних заводских ТУ производитель сравнивает его с другим немецким стандартом VW TL 774-D (G12)� Напомним, сегодня этот стандарт уже не используется на «Фольксвагене»� Состав заметно менее агрессивен к металлам, низкий показатель щелочности говорит о применении другого пакета присадок� Смешивать его с собратьями по команде не следует�2. КОМАНДА ООО «ГЕЛЕНА ХИМАВТО», РОССИЯANTIFREEZE NORD, зеленыйANTIFREEZE NORD, красныйОриентировочная цена �����������������������105 руб�/1 л Тут уже нет никаких ссылок на что-либо, кроме собственных ТУ, зато допускается применение в домашних системах отопления� Краситель флуоресцирующий, что позволяет увидеть течи под УФ-лампой� Все показатели соответствуют нормам, хотя температура кипения ниже заявленной на 4°С�Ориентировочная цена���������������������� 105 руб�/1 лБлизнец, не отличающийся от братца ровно ничем, кроме цвета добавленных «чернил»� Это может внести некоторую путаницу: имейте в виду, что, судя по показателям, речь в данном случае не идет о карбоксилатном аналоге G12�АНТИФРИЗ AGA Z40, красный 1. КОМАНДА ООО «ЭЙ-ДЖИ-ЭЙ», РОССИЯАНТИФРИЗ AGA Z65, желто-зеленыйОриентировочная цена ����������������������������� 115 руб�/1 л Перечислены крутые автопроизводители, с учетом требований которых разработан сей состав� Но испытаний на этих фирмах данный антифриз не проходил� Странно выглядит упоминание «Форда» и БМВ на одном флаконе, поскольку первый давно уже применяет только карбоксилатные (G12), а второй – только гибридные (G11) антифризы� Тем не менее все показатели в норме, разве что с обещанием закипать лишь при 123°С авторы этикетки явно погорячились�Ориентировочная цена�����������������������������140 руб�/1 л Заморозить этот антифриз так и не удалось: при заявленных –65°С он еще не подает признаков кристаллизации! Температура кипения наивысшая в нашем тесте, но до заявленных 132°С ей все-таки далеко� Если производитель имеет в виду температуру кипения при повышенном давлении, например при 2 атм, так и надо было честно написать на этикетке� Номер ТУ тот же, что иу AGA Z40, да и хроматография не выявила различий в химическом составе� Из всей выборки это лучший образец�ра, поэтому требование ГОСТ  28084-89 (обратите внимание на  год его выпуска!) по щелочности уже не может определять антикоррозионные качества. Впрочем, в остальных своих частях этот ГОСТ практически повторяет современный американский стандарт ASTM D3306. И  оба они дружно молчат про такой показатель, как цвет жидкости. Мы знаем, что любой антифриз изначально бесцветен, краситель в  него добавляют… Интересно  – зачем? Вот, например, ОАО «Техноформ» производит один и тот же антифриз CoolStream Premium, окрашивая его в  оранжевый цвет для завода «Форд» во  Всеволожске, в  желтый для «Вольво» в  Калуге, в розовый для «Джи-Эм» в Питере просто потому, что так захотели потребители. А остальные? На этикетках-то слова разные, может, и в канистрах все цвета радуги неспроста? Чтобы выяснить это, мы исследовали в лаборатории не только физико-химические свойства антифризов, но  и  их химический состав на газовом хроматографе. Разбили разноцветных «близнецов» на 6 команд, оценили успехи каждой. И поняли: единого подхода к цветовой проблеме у производителей нет! Подробности  – в фотогалерее и таблице.144 За рулем 04/2009