160
161
162
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯГаз для васС появлением сложных впрысковых систем перевод автомобиля на газ стал сложнее и дороже. Ведь кроме установки обычного газобаллонного оборудования необходимо скорректировать работу контроллера, программа которого «заточена» под бензин. Причем, если делать все по уму, просто перепрошивкой не обойдешься, ведь появляются новые датчики, измеряющие температуру и  давление в  газовой рампе, – и куда, скажите, девать их сигналы?Инженеры IAV (Ingenieurgesellschaft Auto und Verkehr) решили просто добавить в  систему управления впрыском дополнительный ведомый контроллер (такой подход широко применяется в  компьютерах, где имеются так называемые Masterи Slaveпроцессоры). Эти специально настроенные под газ электронные «мозги» перехватывают выработанные штатным контроллером сигналы управления форсунками и  зажиганием, моментально пересчитывают их с  учетом информации от  добавочных датчиков и уже затем направляют по назначению. Новый контроллер замечателен еще и  тем, что после подключения сам определяет модель автомобиля и  как  бы перепрошивается под  нее. Актуальность разработки тем более высока, что сейчас в Европе все больше желающих заправляться сжатым метаном, а  в  Австрии, например, «газенвагены» впервые обогнали гибридные автомобили по продажам.Выпуску новинки предшествовали долгие стендовые испытания.Окончательную проверку настроек специалисты IAV выполняют уже на автомобиле. Потребителю ноутбук не понадобится.На правах рекламы160 За рулем 04/2009 МАТЕРИА ЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ Алексей Воробьев-ОбуховПод палящей лампойВнимание «Вольво» к безопасности известно давно. Теперь к  ее активной и  пассивной составляющим на  фирме добавили и  экологическую. То  есть речь идет уже о здоровье седоков, просто пользующихся автомобилем. Оказывается, широкое применение в  отделке интерьера всевозможных пластиков может стать причиной заболеваний и  приступов аллергии. Наиболее проблемный случай – когда автомобиль настоялся летом под солнцем в  ожидании хозяина: салон нагревается до высоких температур, вредные вещества испаряются активнее.Сначала автомобиль вдоволь настоится под палящими лампами.Испытатели фирмы не  только тщательно анализируют точными приборами пробы воздуха, взятые в салоне авто, но и дегустируют их, на то в команде есть специальная группа нюхачей. Эта работа должна идти круглый год, то есть при любой погоде, к  тому  же для сравнения разных материалов необходима воспроизводимость условий. Именно поэтому солнце заменили мощными лампами: они доводят температуру в салоне до 65oС, что соответствует стоянке в Средиземноморье. Результаты исследований оценивают эксперты Шведской ассоциации по  проблемам астмы и  аллергических заболеваний, которые и  дают независимое заключение о качестве воздуха. Без работы экологическая группа не  останется: появляются новые и новые отделочные материалы. Похоже, борьба с  «запахом нового автомобиля» скоро увенчается успехом. Немного жаль…Качество собранного затем в салоне воздуха оценят не только приборы, но и носы испытателей, входящих в спецгруппу.На правах рекламыЗа рулем 04/2009 161 ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯГибрид на цепиРазработку фирмы Iwis Motorsysteme согласно последней классификации можно назвать микрогибридом. Функции стартера и  генератора совмещены, а при необходимости электромотор может помочь собрату – двигателю внутреннего сгорания. Главный вопрос, стоящий перед конструктором, – как реализовать реверсную передачу крутящего момента между коленчатым валом ДВС и ротором стартер-генератора? В последнее время простоты ради использовали поликлиновый ремень, хотя речь в данном случае идет о машинах малого класса. В новой системе ремень убрали вовсе, а ротор стартер-генератора снабдили звездочкой и  соединили с цепью привода распредвала. Это, впрочем, сильно упрощенная схема. На самом деле в привод ввели промежуточный вал, вспомогательную... автоматическую коробку передач и  вторую цепь. Все это наглядно представлено на схеме, неясно лишь, зачем понадобился «лишний» управляемый редуктор. Дело в том, что при холодном пуске к  коленчатому валу необходимо подвести крутящий момент порядка 200  Н·м. Чтобы развить такой, электромотору и потребовались промежуточные шестеренки (обычно роль редуктора выполняет пара зубчатый венец маховика – шестерня бендикса). После пуска традиционный стартер разъединяется с маховиком, иначе двигатель раскрутил бы его до недопустимых оборотов. Но в данном случае стартер превращается в генератор – и для получения нужной мощности (2  кВт) и  согласования оборотов нужно уже другое передаточное число.Новый привод стартер-генератора.Третья «скорость» может понадобиться, чтобы реализовать функцию рекуперации и  тем самым достигнуть максимальной экономии топлива. Наконец, в  режиме резкого разгона редуктор вообще переводится в  нейтраль, чтобы не  отбирать мощность от мотора, либо работает опять в режиме стартера, но с другим передаточным отношением  – помогает двигателю. Вот и  получился миниатюрный автомат. Новый агрегат проверили на  стенде с  2-литровым дизелем мощностью 120 кВт – намерили около 7% экономии топлива. Теперь – проверка на дорогах.Комбинация из трех измеренийКогда-то комбинация приборов состояла из  нескольких круглых шкал различных указателей. Потом они объединились под общим козырьком. Последним писком автомоды стали виртуальные аналоговые или цифровые «приборы», присутствующие лишь в  виде изображения на  большом LCDдисплее. Но и это не предел: группа исследователей института Генриха Герца под руководством д-ра Рене де  ла  Барре решила сделать виртуальной самуМодель новой комбинации приборов, показанная на выставке CeBIT в Ганновере. В верхней части видны видеокамеры слежения за глазами водителя.плоскость экрана, превратив картинку в стереоскопическую. В принципе, растровые технологии и раньше позволяли добиться стереоэффекта, но он сильно зависел от  угла зрения наблюдателя. В новую комбинацию приборов интегрированы две видеокамеры, измеряющие положение глаз водителя и  расстояние от них до дисплея. На основании полученной информации моментально вырабатывается необходимый сдвиг изображений на  экране, чтобы стереоэффект всегда был полным. При этом можно индивидуализировать картинку по ряду параметров, в  том числе и  по глубине. Например, кому-то хочется, чтобы шкала спидометра висела прямо перед носом, а  для кого-то важнее меню МР3-плеера. В  ряде случаев приоритеты расставляет сам автомобиль. Например, когда топливо подходит к концу, пиктограмма бензоколонки буквально выпрыгивает из стекла. Что уж говорить о  картинке навигатора, которая тоже стала трехмерной в прямом, а не переносном смысле. Посмотрите на фото: кажется, ближайшие дома можно просто взять в руки!162 За рулем 04/2009