196
ЭКОНОМИКАСТАТИСТИКАПлюс на минусОб итогах работы российского автопрома в 2008 году – Игорь Моржаретто.Вроде бы есть повод радоваться  – в  2008  году с  конвейеров наших автозаводов сошло почти 1,5  млн. легковых автомобилей, что на 13,9% больше, чем в 2007-м! Пик был достигнут в  сентябре и  октябре, когда за  месяц в  России выпускали по 140 тыс. легковушек. Значит, есть у нашего автопрома серьезный потенциал! Причем выросло как производство отечественных моделей (+  5,1%), так и объем сборки иностранных (+ 30,2%). Только праздник недолго продолжался: в конце года большинство предприятий легкового автомобилестроения пережило серьезный спад производства из-за сокращения продаж. В ноябре собрали машин на  8% меньше, а  в  декабре – уже на 16%. Задолго до Нового года практически все заводы вынуждены были закрыться на  рождественские каникулы, которые у  многих затянулись чуть  ли не  до  весны. Тяжелее всех прошлый год пережил ГАЗ – производство автомобилей «Волга» упало почти вдвое, а  новых машин «Волга-Сайбер» собрали всего 1,7  тыс. На  СеАЗе выпуск микролитражек снизился в четырераза, а в конце года был прекращен вовсе. На АВТОВАЗе по отчетам все вроде бы хорошо: выпуск автомобилей превысил в  прошлом году 800-тысячный рубеж, то  есть увеличился по  сравнению с позапрошлым на 8,9%. Но в конце 2008-го продажи упали наполовину, и  к  концу февраля остатки машин выпуска 2008  года на  заводе превышали 100  тыс.  шт. Вообще  же из-за кризиса заводы (все вместе) недовыпустили 50– 60 тыс. легковых автомобилей. Сборочные заводы иностранных брендов в  большинстве своем закончили год в  плюсе. Так, на  «Автоторе» собрали свыше 108  тыс. автомобилей; на  ТагАЗе увеличили объемы сборки более чем на 35%… В целом все «иностранные» заводы выпустили в  прошлом году свыше 590  тыс. автомобилей  – на  30,2% больше, чем в 2007-м; их доля в общем объеме производства легковых автомобилей составила 40,3%. Что ждет российский автопром в 2009-м? Увы, все прогнозы носят лишь прикидочный характер; если суммировать самые неблагоприятные и оптими-стические и  вывести «среднее арифметическое», получится, что нас ждет падение производства примерно на  25%. Хотя правительство делает все возможное, чтобы удержать системообразующую отрасль на плаву. «Наши действия в  автомобильной промышленности направлены в  первую очередь на  защиту рабочих мест  – порядка 500 тыс. в автопроме и 1,5 млн. по  цепочке  – и поддержку инвестиций в  строительство десятков новых заводов, – сообщил министр промышленности  РФ В.  Христенко.  – Одновременно с защитными мерами принят ряд решений, направленных на поддержку спроса. Это прежде всего государственный заказ. Активно ведется и работа по кредитному обеспечению предприятий отрасли». В целом государственная программа поддержки автопрома может обойтись стране в  220  млрд. рублей. Поможет ли она предприятиям, узнаем очень скоро. И очень опечалимся, если гигантские средства уйдут в песок. Но это уже будет «заслугой» конкретных руководителей конкретных заводов.ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ, 2008 год*ЗАВОД/ МАРКА/ МОДЕЛЬГАЗ в т. ч. ГАЗ-3102 ГАЗ-31105 «Волга-Сайбер» «Соллерс-Набережные Челны» (ФИАТ, «СанЙонг»)** АВТОВАЗ в т. ч. «классика» ВАЗ-2107 ВАЗ-2105 Семейство «Приора» ВАЗ-2170 (седан) ВАЗ-2172 (хэтчбек) Семейство «Самара» ВАЗ-2114 ВАЗ-2115 Семейство «Калина» ВАЗ-1117 (универсал) ВАЗ-1118 (седан) ВАЗ-1119 (хэтчбек) «Лада 4х4» (бывш. «Нива») УАЗ в т. ч. УАЗ-315195 «Хантер» УАЗ-3163 «Патриот» АМУР («Автомобили и моторы Урала») («ZX Ландмарк», «Джили СК-1») СеАЗ2008 год21 936 2849 16 735 1717 36 222 801 563 203 181 175 523 27 658 38 427 111 621 60 633 207 251 117 85 76 004 28 359 64 683 43 162 44 246 30 953 15 683 12 610 698 12912007 год39 003 6022 32 283 – 21 804 735 897 212 060 181 124 30 936 121 019 33 833 – 193 876 109 401 73 934 57 49 972 43 143 42 853 31 869 17 175 12 055 4225 4901Изменение, %–44 –53 –48 – 66 9 –4 –3 –10,6 –68 230 – 7 7,7 2,8 – 29,4 03 –3 –8,7 4,6 –83,5 –74ЗАВОД/ МАРКА/ МОДЕЛЬ«ИжАвто» в т. ч. ВАЗ-2104 «КИА-Спектра» «КИА-Соренто» Группа компаний «Автотор» в т. ч. КИА «КИА-Маджентис» «КИА-Сид» БМВ (З-я, 5-я серии, Х3) «Джи-Эм» – Сев. Америка: «Хаммер», «Шевроле», «Кадиллак» «Джи-Эм-ДАТ» («Шевроле») «Шевроле-Лацетти» «Шевроле-Эпика» «Чери» «Джи-Эм-АВТОВАЗ» («Шевроле-Нива») «Автофрамос» («Рено-Логан») «Форд» («Форд-Фокус») «Джи-Эм» («Опель-Антара», «Опель-Астра», «Шевроле-Каптива»)** «Тойота» («Тойота-Кэмри») «Фольксваген» («Фольксваген-Пассат», «Шкода-Октавия», «Шкода-Фабия»)** ВСЕГО2008 год59 317 20 922 32 575 5817 108 458 31 172 1132 28 938 6414 6779 58 012 54 159 3589 6081 54 649 72 648 64 967 41 159 6275 62 2342007 год71 398 21 908 39 625 6531 106 368 13 288 1011 11 527 4521 4156 44 401 26 190 1816 40 002 55 079 72 110 69 088 5668 – 1198Изменение, %–17 –4,5 –18 –11 2 135 12 151 42 63 31 107 98 –85 –1 1 –6 626 – 50951 468 5791 293 09413,6*По данным «АСМ-Холдинга». **Некоторые иностранные производители в своих отчетах не дают разбивку по моделям, указывая лишь общее количество выпущенных автомобилей.196 За рулем 04/2009