Моря хватит всем!Большинство туристов летит в Грецию на самолете, но автомобилисту приятней отправиться туда на машине. О своей поездке в страну, «где есть все», рассказывает Юрий Нечетов. Фото автора.етом хочется на море. А поскольку Черноморское побережье изъезжено вдоль и поперек и есть опыт дальних поездок, мы решили махнуть в Грецию.ПОДГОТОВКА Греческие визы получили уже опробованным способом: найдя по Интернету кемпинг на побережье, я забронировал место на четыре дня и оплатил кредиткой 30% (54 евро). Поскольку подтверждение бронирования и платежа служит основанием для получения визы (сайт консульства: www.hellas.ru), необходимо не просто указать количество человек, а перечислить всех поименно. Нужны также страховки («грин-карты») на машину и караван – мы собрались ехать со своим прицепом-домом. Шенгенская виза дает право на транзитный проезд через Румынию и Болгарию (24 часа на страну).БЕЗ ГРАНИЦПУТЕШЕСТВИЕ ГРЕЦИЯЛМЫ ЕДЕМ Из Москвы стартовали в шесть утра и за десять часов через Брянск – Погар – Почеп проехали 600 км до украинской границы. Погранпереход Гремячий прошли без задержки – он оказался пустой, а вот очередь грузовиков там растянулась на пару километров. Первый ужин и ночевка под Киевом на стоянке с фурами (946 км от дома) – наш дом на колесах оказался вполне уютным. Утром спали как сурки, выехали лишь около десяти. В районе Староконстантинова попали под сильнейший град – льдинки размером с грецкий орех! Вечером были на опять же пустом погранпереходе Тереблече – Сирет (1546 км от дома); очередная пара штампиков в паспортах – и вот мы в Румынии. Ночевали на берегу озера, на задах какой-то АЗС.В Румынии в ходу леи, но проблем это не доставило. Во всех странах заправку горючим и покупки в супермаркетах мы оплачивали кредитной картой, а карманные деньги снимали в банкоматах, хотя это не очень выгодно. На дорогах здесь множество телег, большинство автопарка – старые «Дачии», среди них попадаются новенькие «Дачии-Логан». Частыми полицейскими засадами и общим пренебрежением к правилам дорожного движения Румыния напомнила Россию. В Трансильвании посмотрели замок Дракулы, заночевали на пустом паркинге супермаркета (румынские пограничники отметили паспорта завтрашним днем, и мы получили фору на сутки). На следующий день, с трудом миновав узенькую, всю в ремонтах окружную вокруг Бухареста, оказались на переходе Гюрджу – Русе (2214 км от Москвы): 9,27 евро за проезд по мосту262 За рулем 04/2009 Театр Одеон построил Герод Аттик (наставник Марка Аврелия) в честь своей жены Регины в 160 году. Сейчас здесь устраивают представления во время Афинского фестиваля, который проходит каждое лето.Храм Афины Парфенос (Парфенон) был возведен Фидием вV веке до нашей эры. Для оптического увеличения сооружения его фасад выгнут вверх на 6 см, а боковые стороны – на 11 см. Афинские гвардейцы, стоящие почетным караулом у могилы Неизвестного солдата, облачены в обтягивающие рейтузы. Говорят, кандидатов подбирают... по красоте ног! Трансильванский замок Бран (XIV век) вполне симпатичный. Сатанинский ореол он приобрел лишь после выхода в 1898 году романа Брема Стокера «Граф Дракула».При остановке в кемпинге на несколько дней сбоку каравана устанавливали специальный тент. Под ним можно поставить раскладную мебель и даже улечься спать на надувном матрасе.через Дунай, 5 евро за проезд по местным дорогам – и мы уже в Болгарии. Большинство надписей в этой славянской стране дублировано на русском языке, но и болгарские интуитивно понятны. Ближе к вечеру мы уже бродили по древнему городку Велико-Тырново, который в XII–XIV веках был столицей Второго Болгарского царства. А потом нас ждал кошмар – 30 км узенького горного серпантина через перевал Шипка в густейшем тумане! Дальше ехали по указателям «Истанбул» и лишь у самой турецкой границы отвернули на юг к ведущему в Гре-цию переходу «Капитан Петко-воевода» (2585 км). Местные здесь лишь притормаживали, мы потеряли на формальности с полчаса. Еще через несколько часов добрались до кемпинга в городке Фонари (2849 км) и плюхнулись в Эгейское море. Да здравствует Греция!ГРЕЦИЯ На страну площадью 132 тыс. кв. км приходится около 14 тыс. км береговой линии – если поделить одно на другое, получится, что средняя ширина территории составляет около 10 км. Так что моря в Греции хватает всем! Вода оченьчистая и весьма соленая, в ней легко плавать и можно даже загорать, подставив солнцу живот, однако, если хлебнуть ненароком, долго отплевываешься. По той же причине после купания нужно ополоснуться в пресном душе – кабинки установлены почти на всех цивилизованных пляжах. Основная неприятность – морские ежи на дне вне пляжной зоны; для защиты от них в магазинчиках продают специальные резиновые тапочки с толстой подошвой. После четырехдневного отдыха мы отправились дальше. От Салоник началась платная автострада, легковушкиЗа рулем 04/2009 263 БЕЗ ГРАНИЦ | ПУТЕШЕСТВИЕ ГРЕЦИЯ НЕКОТОРЫЕ ДЕТАЛИБУКСИРОВЩИК Во главе нашего автопоезда был дизельный «Форд-Фокус» (1,8 л, 115 л.с.) У автомобиля высокий запас тяги (кроме малых оборотов), он очень динамично разгоняется и уверенно берет любые подъемы. Однако из-за низких оборотов (1750 об/мин при 90 км/ч на пятой передаче) и, соответственно, малой производительности помпы мотор в затяжных подъемах греется. Приходится переходить на пониженные передачи, поднимая обороты раза в полтора-два, и в этом же режиме проезжать часть спуска, чтобы остудить двигатель. КАРАВАН Караван «Адриа-4252AD» 1990 года выпуска был найден по Интернету и куплен в Голландии прошлой осенью за 1870 евро. С учетом таможни (30% стоимости) и других платежей он обошелся в итоге в 2700 евро. Прицеп выбирал из самых компактных и легких: размеры 5400х2100х2500 мм, снаряженная масса 710 кг, полная – 1000 кг. Тем не менее мы без проблем жили в нем впятером: обеденная зона впереди преобразуется в просторное (2000х1500 мм) лежбище, еще две кровати, одна над другой, – в корме. Напомню, что для буксировки в соответствии с п. 8 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений достаточно категории В. Оборудование каравана стандартное. Холодильник «Электролюкс» работал на газе (израсходовали лишь один из двух 27-литровых баллонов), а в кемпингах мы переключали его на питание от 220 В. Есть также газовая плита, мойка, туалет, а вот душа, к сожалению, нет. ТОПЛИВНЫЙ ВОПРОС Дизельный «Фокус» очень экономичен: на шоссе я легко укладываюсь в 4,5 л на 100 км. Караван увеличивает расход ровно вдвое – до 9 л/100 км при 90 км/ч. Средний показатель за время отпуска составил лишь 8,5 л/100 км. По дороге на юг цифры на ценниках АЗС уменьшались, тогда как фактическая стоимость горючего росла: Россия – 25 рублей за литр дизтоплива, Украина – 7,15 гривны, или 38 рублей, Румыния – 4,45 леи, или 46 рублей, Болгария – 2,57 лева, или 47 рублей, Греция – 1,34 евро, или 48 рублей. КАЛЬКУЛЯЦИЯ Общие затраты составили ровно 100 тысяч рублей. Визы-страховки обошлись в 10 тысяч, топливо – в 26 тысяч, кемпинги – в 10 тысяч, на шопинг ушло 10 тысяч рублей.несутся со скоростью 130–150 км/ч, мы же в правой полосе вместе с грузовиками держим свои крейсерские 90 км/ч. Миновав по пути какую-то невзрачную горушку, оказавшуюся Олимпом, заночевали у врат афинских на паркинге магазина «Метро» (3585 км). Утром продрались в центр и запарковались под самым Акрополем. Парфенон, храм бескрылой Ники (по преданию, афиняне отрубили ей крылья, чтобы богиня победы не улетела от них), театр Диониса, храм Гефеста и Афины, портик Агоры, арка Адриана, гора Ликабет… Посвятив Афинам лишь день, к вечеру отправляемся дальше, на Пелопоннес. В этом году пришло понимание: отпуск – это прежде всего отдых, а не беготня с высуну-тым языком по многочисленным «достопримам». …Крошечный прелестный Нафплион (3814 км) – тысяча ступеней, ведущих к расположенной на скале древней крепости Паламиди, стала серьезной проверкой нашей физической подготовки. А наверху выяснилось, что с другой стороны сюда можно заехать на машине... У нас появился какой-то цыганский зуд: после двух-трех дней на одном месте тянет в дорогу. Местность на Пелопоннесе гористая, и при троганье на каком-то подъеме я чуть не сжег сцепление – на малых оборотах крутящий момент у турбодизеля никакой. В результате выбрал другую тактику: раскрутил мотор тысяч до четырех, бросилсцепление и уверенно стартовал в дыму шлифующей асфальт резины. Со стороны выглядит ужасно, но на самом деле три-четыре секунды буксования никак не сказались на колесах. В Олимпии (4046 км) побегали по древнему стадиону, где первые игры состоялись в 776 году до нашей эры, а в наши дни от солнечных лучей зажигают олимпийский огонь. Здесь лежит камень весом 143,5 кг с надписью, что 2600 лет назад атлет Бибон поднимал его над головой... одной рукой! С Пелопоннеса в континентальную Грецию переехали над Коринфским заливом по самому длинному в мире подвесному мосту; его ввели в строй в 2004 году к Олимпиаде в Афинах.Расположенная на 200-метровой скале крепость Паламиди сторожит вход в бухту города Нафплиона – первой столицы независимой Греции.На дне множество морских губок, встречаются и такие огромные ракушки.264 За рулем 04/2009 БЕЗ ГРАНИЦ | ПУТЕШЕСТВИЕ ГРЕЦИЯСамый длинный в мире подвесной мост соединяет Пелопоннес и материковую Грецию: дорожное полотно длиной 2252 м от поверхности воды отделяет 65 м, стальные канаты закреплены на четырех опорах высотой 230 м.Перед обратной дорогой на несколько дней остановились на красивейшем полуострове Халкидики, в кемпинге «Тристиника» (4829 км): сосны, крупный белый песок и чистейший залив Кассандра! Рядом Святой Афон, единственная в мире православная монашеская республика, получившая автономию от Византийской империи еще в 972 году.ДОРОГА ДОМОЙ Добросовестно отдав последний день морю, под вечер отправились в обратный путь и, пройдя погранпереход Промахонас (пустой), к ночи были в Софии (5296 км). Следующие полдня гуляли по гостеприимной болгарской столице, на карте которой множество названий,связанных с Россией: бульвар Генерала Скобелева, площадь Царя-Освободителя, храм Александра Невского... Обед в кафе был вкусный и запомнился певучими, какими-то детскими названиями блюд: хрупкава цаца, пилешки хапки, снежанка. Под вечер впечатление о Болгарии испортил пограничник на переходе Русе – Гюрджу (5610 км), заявивший, что мы не уплатили сбор на дороги! Я ответил, что готов заплатить все, что положено, но в кассу, после чего он открытым текстом попросил денег «на кофе». Не получив ничего, служивый поленился даже поставить нам штампы в паспортах! Ночевать хотели в Бухаресте (5692 км), чтобы наутро посмотреть город, но, проехав вечером грязными,страшноватыми улицами, по которым слонялись какие-то подозрительные личности, почли за благо здесь не задерживаться. Хорошо, нашли стоянку у супермаркета. На следующий день нас изрядно вымотали полтысячи километров по неважным румынским дорогам. Вероятно, именно этим объясняется то, что румынский пограничник на переходе Сирет – Тереблече (6173 км) все-таки вытянул у меня 20 евро «за дороги» – просто не было сил с ним ругаться. Украина показалась родным домом. К концу следующего дня были уже в Гремячем (7115 км), а через день – дома, в Москве (7700 км). Более полная версия рассказа – на нашем сайте: www.zr.ru/articles/58267Цивилизованный вариант служебной стоянки в Софии – не вся обочина, а лишь два внятно обозначенных места для служебных автомобилей.Воровства в Греции нет, поэтому отдыхающие совершенно спокойно оставляют зонтики, шезлонги и прочее снаряжение ночевать прямо на пляже.266 За рулем 04/2009