168
169
ТЕХНИКАИЗМЕРЕНО ЗРРекордсмен по дорожному просвету – модифицированный УАЗ-31514-031 на шинах Cooper Discoverer STT 35/12,5R15. По диаметру и ширине они на 100 мм больше штатных. При давлении в них 2,3 атм дорожный просвет достигает 370 мм! С зависимой подвеской величина дорожного просвета определяется только (!)  размером шин и давлением в них. Если снизить давление до 1,5 атм, останется 350 мм, если до 0,5 атм – 320 мм!Дорожный просветДороги у нас почему-то неровные. А для машины в колее нет ничего важнее дорожного просвета! Если нужен, придется комунибудь его измерять. Чаще других это делал Анатолий Фомин.щита съест от 15 до 50 (!) мм дорожного просвета. Запомнился особо неудачный вариант на «КИА­Спортидж», проходившем длительный тест в  редакции в 2001–2002 годах. От 205 мм дорожного просвета оставалось всего 165 мм, причем почти по всей ширине между колесами. Из­за этого рамный вседорожник с  полным приводом и  пониженной передачей проигрывал в  колее вазовской «классике». Позор! Еще хуже, когда неправильно установленная защита нарушает охлаждение моторного отсека  – на  этом в  буквальном смысле погорел наш «Чери­Амулет». Во  время 60­часового марафона на максимальной скорости не  выдержал перегрева модуль зажигания. Защита была установлена дилером. Кто знает, может, без нее «Амулет» доехал бы...ЧЕСТНОЕ НЕРАВЕНСТВО «Фольксваген» утверждает: у  «Туарега» с  регулируемой пневмоподвеской дорожный просвет в  самом высоком положении – 300  мм, а  по­нашему получается только 275  мм. Все очень просто: немецкий стандарт регламентирует зону измерения дорожного просвета радиусом воображаемого цилиндра, вдоль по  которому может ехать автомобиль. То  есть, если низшая точка находится не по оси машины и не попадает внутрь «цилиндра», то  она «не  считается». У  нас тоже когда­то был параметр «продольный радиус проходимости», но  не  прижился. У  немцев  – прижился. Поэтому защита моторного отсека «Туарега» вогнутая. Посередине действительно 300  мм, а  под лонжероном на 25 мм меньше. У машин с  независимой подвеской ее состояние очень сильно влияет на  дорожный просвет: «уставшие» за  пару лет пружины убавляют 15– 20  мм, а  новые газонаполненные амортизаторы вполне могут приподнять автомобиль на  10–15  мм! Массивные шины вседорожников по  мере износа теряют 8–10 мм радиуса. А при снижении давления, что часто требуется на  снегу, мягком грунте или песке, большие колеса «уменьшаются» (по радиусу качения, конечно) на 30–60 мм!Дорожный просвет, он  же клиренс,  – почти забытая в  Европе строчка технической характеристики. А  вот у нас о  ней вспоминают довольно часто. Даже городским жителям приходится пропускать между колесами колдобины и посторонние предметы, что  уж говорить о тех, кто изо дня в день ездит по грунтовым дорогам. Да  и на  асфальте серьезные колеи у нас не редкость. А каково парковаться в  мегаполисе  – заехать на бордюр, соскочить с него!.. Так что дорожный просвет по­настоящему важен.ДОСТАТОЧНО ЛИНЕЙКИ Измерить дорожный просвет? Что может быть проще! Никакой аппаратуры, достаточно металлической линейки. Попробуйте на  своем автомобиле. И  повторите измерения через полгода. Предскажу: с большой вероятностью результаты сильно не  сойдутся. Причин тому несколько. Во­первых, для измерений нужна «клиренсная» яма с  абсолютно ровными рампами без внутренних предохранительных бортиков. Под обычную лег168 За рулем 04/2009ковушку с  дорожным просветом 120– 150  мм иначе не  подлезешь. Во­вторых, надо проверить и  выставить давление в  шинах, выгрузить из  автомобиля все лишнее. В­третьих, определить место, где мерить, попутно найдя десяток точек с  очень близкими показателями. В­четвертых, выявить единое для всех автомобилей правило. Наше звучит просто: зачетной считается самая низкая точка в пределах всей длины автомобиля на расстоянии 100 мм от внутренней поверхности колеса и далее. Дистанция выбрана не  случайно  – в этот промежуток не попадают брызговики и аэродинамические приспособления в колесных нишах, а также вынесенные к колесам точки крепления амортизаторов.РОССИЙСКАЯ ЗАЩИТА У нас принято ставить защиту моторного отсека. Штука, безусловно, полезная: не  даст расколоть о  колдобину хрупкий алюминиевый поддон двигателя или коробку передач. А также не позволит залепить моторный отсек грязью и  убережет от  преждевременных проблем с  электрооборудованием. Но  за . – , . , . . 195 « . , ? , , ? : 200 . « , , . – ,--»« «-» (a) » (a’). , . .«,». ... . , -403» 1962 ... « , »-,)(. , -, 205! –145– -– ,: .«. , -RAV4»,04/2009 169