238
239
240
СПОРТРАЛЛИ WRCРеформы ценой популярностиНовый формат чемпионата мира – без ралли Монте-Карло, всего две заводские команды. Почему так получилось ик чему это приведет, размышляет Максим Вольнов.Неужели составители раллийного календаря заранее знали, что разразится экономический кризис? Ведь обсуждение реформы началось еще три года назад, цель – сокращение расходов команд за  счет уменьшения числа этапов чемпионата. В итоге включили в список почти все страны, желающие проводить гонки, но с условием: этап каждая получает раз в два года. Так и  вышло, что чемпионат мира впервые за многие десятилетия стартовал не  в  Монте-Карло, а  в  Ирландии. Ралли Швеции, Новой Зеландии, Корсики – вся эта обожаемая публикой и гонщиками классика временно отодвинута в  тень. Вместо них появились нелюбимое пилотами медленное ралли Кипра и  неведомое ралли Польши. Этапов  же осталось всего двенадцать – вместо пятнадцати.238 За рулем 04/2009КОМУ ЭТО ВЫГОДНО? Оказалось, такой чемпионат не  нравится ни  пилотам, ни  зрителям: слишком мало событий. «Честно говоря, мне и  15  гонок было маловато»,  – говорит чемпион мира Себастьен Лоэб. А  организаторы гонок несут убытки, поскольку трудно заманивать спонсоров, зрителей и  пилотов, когда у  состязания нет статуса чемпионата мира. Довольна лишь Международная автомобильная федерация (ФИА), придумавшая новый порядок. Пусть, дескать, раллийное первенство планеты немного потеряет в популярности, зато больше внимания получит главный источник доходов – формула  1 (там, кстати, расходы снижают совсем другими методами). Популярность неизбежно упадет еще и  потому, что из  чемпионата ушли сразу две заводские команды. Правда, к «Сузуки» толком не успели привы-кнуть, да и  роль новичок играл скромную, а  вот старожил «Субару» с  культовой «Импрезой»  – утрата серьезная. Элитный зачет WRC (World Rally Car) такой технической скудости не  ведал никогда, ведь остались только «Ситроен-С4» да  «Форд-Фокус». Даже утративший работу в  «Субару» эксчемпион мира Петер Сольберг  – и  тот выступает теперь на «Форде». Каждый из двух раллийных гигантов выставил, по  сути, две команды. Фордовская дочерняя «M-Спорт» как была, так и  осталась. А  «Ситроен» дополнительно создал молодежную дружину  – отчасти для того, чтобы хоть как-то поддержать массовость. Однако пилоты вспомогательных команд едва ли претендуют на  победу хотя бы в одной гонке, и потому спортивная интрига мирового первенства донельзя примитивна: возьмет  ли Лоэб Ожидали, что Яри-Матти Латвала в этом году «выстрелит». Этого почемуто не произошло – в двух гонках финн уступил партнеру по команде.шестой титул подряд? С высокой долей вероятности  – да! Судя по  первым гонкам (француз выиграл и  в  дождливой Ирландии, и в снежной Норвегии), в команде «Форд» чемпион мира родится не в этом году. В составе молодежной команды «Ситроена» дебютировал в  Норвегии Евгений Новиков. За три дня совершил лишь одну крупную ошибку  – вылетел с трассы, потеряв 4 минуты. Остальную дистанцию проехал надежно и стабильно, однажды показал даже второе время на  скоростном участке  – после Лоэба! Итог  – 12-е место на  финише, хотя сам Женя считает, что было по  силам набрать очки. В любом случае, для дебюта неплохо!На счету Микко Хирвонена семь побед за шесть лет. Именно его считают главным соперником Себастьена.А В ЭТО ВРЕМЯ В МОНТЕ-КАРЛО... ...стартовала серия IRC (Intercontinental Rally Challenge) для машин класса S2000 и  приравненных к  ним «продакшн каров»  N4. Ралли Монте-Карло никто не  отменял, и  оно полноценно состоялось даже без мирового статуса. В IRC сегодня участвуют три завода  – «Пежо», ФИАТ и  «Шкода». Плюс, пожалуй, «Мицубиси», чья «фамилия» значится в  протоколах командного зачета  – «лансеры» зачета N4 регулярно здесь выступают. Действующий чемпион  – француз Николя Вуйоз («Пежо-207»). Да  и вообще звезд достаточно: Дидье Ориоль, Тони Гардемейстер, Стефан Сарразин, Фредди Лойкс, Антон Ален  – сын легендарного Маркку Алена. По  сути, в  IRC нынче перебрались те, кто по  каким-то причинам (обычно финансовым) не  нашел или не  удержал места в  заводских командах чемпионата мира. Здесь тоже 12 этапов: шесть асфальтовых и  шесть гравийных. Причем многие нам хорошо знакомы  – например, ралли «Сан-Ремо», ралли Германии, ралли Японии... и  ралли «Россия»! Еще большой вопрос, где борьба в этом году пойдет интереснее – в IRC или в WRC. В Монте-Карло удача сопутствовала пилотам на «Пежо»: взяли весь подиум. Причем победил Себастьен Ожье  – француз пока единственный, кто выступил в этом году ив IRC, и в WRC (за молодежную команду «Ситроена»). Чех Ян Копецки на  «Фабии-S2000» финишировал четвертым. Что интересно, в  Норвегии на такой  же машине победу в  зачете «Продакшн Кар», где разыгрывается официальный титул чемпиона мира, одержал швед Патрик Санделл. Понять линию ФИА в  отношении класса S2000 и серии IRC довольно сложно. Ведь ФИА сама учредила четы-На правах рекламы СПОРТ | РАЛЛИ WRCСвернув программу WRC, дорогую и не принесшую успеха, «Шкода» после краткой паузы создала «Фабию-S2000», и эта машина уже побеждает!Сорок девятая победа Себастьена Лоэба на этапах чемпионата мира за шесть лет выступлений – и радость ничуть не притупилась!ре года назад этот класс машин – с прицелом, что в будущем он придет на  смену нынешней когорте «уорлд ралли каров». Однако удобных условий для выступления S2000 в  чемпионате мира не  создала (там они попадают во  второй эшелон), и потому родилась альтернативная серия, где автомобили S2000 – самые мощные и быстрые.Между тем в ФИА оживились дебаты о скором переводе чемпионата мира на рельсы S2000 – для этого потребуется полный отказ от WRC. В  числе ярых противников подобной перемены  – Себастьен Лоэб. «Я  слышал разные варианты, в  том числе и  внедрение свода S2000+ c  сохранением некоторых элементов WRC,турбокомпрессора например. Лично меня не  устраивает ни  один вариант: эти машины все равно будут слишком медленными. Если S2000 станет главным в чемпионате мира, я уйду из чемпионата». Что ж, по крайней мере прекратится падение популярности первенства из-за постоянных побед одного пилота.Возможно, перед нами многократный чемпион будущего. Себастьен Ожье востребован сразу в двух «полузаводских» командах.240 За рулем 04/2009