134
135
136
137
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МАСЛАМасло группы «Антикризис»Можно ли сэкономить на бензине, залив энергосберегающее моторное масло, выясняли Алексей Воробьев-Обухов и Александр Шабанов.Омаслах мы пишем часто, ведь они столь  же жизненно важны для двигателя, как и  любая железная деталька. На  этот раз внимание привлекли моторные масла, имеющие громкий титул энергосберегающих. Первое, с чем мы столкнулись, – это...СЛОЖНОСТИ ВЫБОРА Как следует из  современной классификации моторных масел, все имеющие индекс по API не ниже SL должны обладать энергосберегающими свойствами. Мы остановились на синтетических маслах классов вязкости 5W30 и  5W40, взяв четыре образца первого типа и три – второго. Причем брали те, у  которых на  этикетке было прямо заявлено: дает, мол, снижение расхода топлива! Оба эти класса рекомендованы для использования в вазовских моторах, на  которых и  предстояло проводить основную, моторную часть ис134 За рулем 04/2009пытаний. Насторожило, что в  этом, достаточно узком классе масел цены различаются в три (!) раза. Интересно, насколько оправданна такая разница? И  еще один момент учитывали при выборе. Поскольку энергосбережение достигается двумя путями  – за счет оптимальной вязкостнотемпературной характеристики и/или добавлением в масло чего­то специфически антифрикционного типа микрокерамики, дисульфида молибдена или графита, – то решили рассмотреть оба варианта. Первую группу масел, без добавок, составили Shell Helix Ultra двух классов вязкости, Motul 8100 Eco­Clean C2 5W30 и Liqui Moly 5W40. Вторую, с добавками,  – Marly Black Gold+ 5W30, Xenum GPX 5W40 с  графитом плюс Xenum VX на  эстеровой основе с  микрокерамикой. К  сожалению, масел выбранных классов вязкости с дисульфидом молибдена не нашлось.ДВА ОТВЕТА НА ОДИН ВОПРОС Ради максимальной объективности к  испытаниям привлекли две лаборатории. Первой предстояло проверить физико­химические параметры масел, важные с  точки зрения мотора. Второй  – дать прямой ответ: снижается  ли расход топлива? Если да, то насколько ив каких режимах работы двигателя? Из параметров нас интересовали прежде всего кинематическая вязкость и индекс вязкости (ЗР, 2006, № 9). И еще проверили сульфатную зольность: ведь добавление чего­то негорящего вроде микрокерамики может, в  принципе, привести к нежелательным отложениям в камере сгорания. На  этом, первом этапе все масла, кроме Marly Black Gold+, четко уложились в  требования своих классов. А  Marly, почему­то заявленное как «тридцатка», вдруг показало вязкость, характерную скорее для «сороковок». Впрочем, это не опасно. Заметный энергосберегающий эффект достигается лишь по сравнению с минеральным маслом.170. Shell Helix Ultra 5W40. , ( Moly. ! , Motul Marly. , . .?5W304Marly Black Gold Carat S+ SAE 5W30 API SL/SM/CF ACEA A3/B4/C53Xenum VX Ceramic Ester compound API SL/CF ACEA A3/B3/B4), – , Luqui , -,, – .................................... ........................ 2480 . 5 , … , – , , .................................... ........................3900 . . ,« , , ! . , . !!! , . . , , , . , » . ! –5 -:-21083 , . , . . , , .. ...…, -,, – ,,, ,2Motul 8100 Eco-Clean C2 API SL/CF ACEA A3/B3/B41Shell Helix Ultra Extra SAE ACEA C2,C3 (A3,B4). , , ,!! ,, 100 40 ,%,-.................................. ........................2250 . , , , . , – . .5 Shell . ,........................................... E.U. ........................1408 . 4 . . – , -. 177 0,63 171 0,60 176 0,97 174 0,73 181 0,98 177 0,93 172 1,07Shell Helix Ultra Extra 5W30 Motul 8100 Eco-Clean C2 Xenum VX Marly Black Gold+ Shell Helix Ultra 5W40 Xenum GPX Liqui Moly11,6 9,99 12,1 13,4 14,5 13,6 14,164,6 54,8 68,5 79,3 83,8 78,9 84,9–,… , ; .-.--.. 04/2009 135 КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МАСЛА5W403Liqui Moly Synthoil High Tech API SM/CF ACEA A3-98/B3-98/D4-982Xenum GPX Synthetic motor oil API SL/CF ACEA A3/B3/B41Shell Helix Ultra API SL/CF ACEA A3/B3/B4-................................. ........................1700 ,. 5 – . . ..................................... ........................2400 . , , , . . ; … ,5 , -.............................. ........................1200 , . , . , ,. ,4 . .Liqui Moly, – -. , … , , . . . -,.--,. . -Масла группы 5W40 в среднем снижают расход топлива заметнее, чем 5W30.(, (800 / ), .– !– .-15W40),% ,%,1. Shell Helix Ultra Extra 5W30 2. Motul 8100 Eco-Clean C2 3. Xenum VX 4. Marly Black Gold+ 1. Shell Helix Ultra 5W40 2. Xenum GPX 3. Liqui Moly4,23 3,79 3,47 2,27 6,42 5,84 5,843,38 4,56 3,44 1,96 4,80 4,98 5,044,41 3,71 1,78 1,61 5,94 4,67 5,264,81 3,20 4,43 2,87 7,96 7,16 6,795,19 5,62 8,36 2,45 3,31 7,78 9,941,48 1,68 3,24 2,43 4,47 4,31 3,81, ?. ,, , ? ,,.–.-15W40 SF/CC. . ! 6%. . 200 . – ? 120 240 20 . , . – , :,3 . . , – Xenum . ,,––-Moli .(. ,–», –Xenum, Luqui « . Shell -40% . . ,!) Helix Ultra: .:.-:13604/2009 Энергосберегающее масло может быть как янтарнопрозрачным, так и непроницаемо черным или белым.Благодаря длинным молекулам масло на эстеровой основе не стекает со стенок стакана и, конечно, цилиндра двигателя.ЧТО ЗНАЧИТ «ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЕ МАСЛО»?Это масло, которое способствует снижению расхода топлива по  сравнению с  неким базовым маслом. Обычно в  качестве такового берется минералка с  вязкостью по  SAE 20W30 либо 15W40 (в  зависимости от  методики). Энергосберегающие свойства считаются доказанными, если при испытаниях по стандартному циклу снижение расхода топлива превышает 2,5%. Механизм энергосбережения на основе уменьшения потерь, связанных с трением, при этом реализуется двумя способами. Во-первых, это обеспечение необходимых для эффективного смазывания, но  при этом минимально возможных значений вязкости в зоне трения. Во-вторых, снижение коэффициентов трения в  зонах нарушения масляной пленки специальными модификаторами трения (чаще всего используются графит и дисульфид молибдена), создающими на рабочих поверхностях антифрикционные слои. И наконец, сейчас активно развивается использование в  качестве базового масла эстеровых основ. Эстеры  – это сложные полиэфиры, имеющие в  своей структуре длинные молекулы, способные к  поляризации. За  счет этого они не  стекают со  стенок цилиндров даже при длительной стоянке двигателя, а  при его работе создают подобие молекулярного «ворса», обеспечивая дополнительное смазывание в критических ситуациях.На правах рекламы