86
87
АВТОМОБИЛИ СПЕЦТЕСТ ПЕСОК НА ДОРОГЕНе ходи на барханИзвестно, что на обледенелой дороге песок только на пользу. Но вот растаял лед, а песок остался... Чем это чревато, заинтересовался Сергей Мишин.етом песок на  шоссе встречается едва  ли не  чаще, чем гололед зимой, – например, в зонах ремонта дороги, на  затяжных подъемах и  спусках, где частенько остается с зимы. Тащат его на проезжую часть и  грузовики, выползающие из придорожных карьеров; постоянный источник этой «мелкой» неприятности – обочина. Чтобы оценить всю прелесть такого «комбинированного» покрытия, попробуем выполнить на  нем несколько экстремальных упражнений, которые обычно используем в  наших шинных тестах. Жесткая 12-метровая переставка (есть еще 16-, 20- и 24-метровая) – одно из них. К слову, начиная проводить «шинную» переставку, мы каждый раз убеждаемся, что даже на  тщательно подметенном асфальте скорость ее выполнения растет от заезда к заезду. Лишь после 10–15  повторов, когда покрытие, «протертое» шинами, становится чистым, можно получить стабильные результаты. То  же самое и  в  гонках формулы  1: стоит машине чуть сместиться с накатанной траектории, как гонщику приходится снижать скорость, иначе он рискует вылететь с  трассы. Казалось  бы, по  сторонам асфальт такой  же чистый, как  и на  траектории, но он чуточку светлее  – из-за того, что его покрывают мельчайшие частички пыли.ЛОни-то и ухудшают (существенно!) сцепление шин с дорогой. Итак, у  нас максимальная скорость переставки установилась на  68  км/ч. Неплохо для «Лады-112» на  шинах 185/60R14. Поведение машины понятное, при выполнении маневра характерен короткий непродолжительный занос, увеличивающийся с ростом скорости. Оценка управляемости – 8 баллов (норма). Теперь слегка присыпем траекторию песочком. Достаточно пары лопат, чтобы стало невозможно заставить машину двигаться по  намеченной траектории. При попадании передними колесами на песок ощущается резкая потеря сцепления – как будто оказался на льду. Повернуть в  первом коридоре невозможно, автомобиль упорно идет прямо даже при повернутой баранке. А попав с  песка на  чистый асфальт, тут  же рывком отстреливает в сторону. Повторение заездов и  накопление «знаний» успеха не  приносят  – попасть в  намеченный коридор никак не удается. Чуть-чуть «разводим» песчаную проплешину и траекторию передних колес на входе – теперь машина выполняет маневр более уверенно. Но опасность подстерегает во  втором коридоре: задние колеса, попав на  песок, срываются в резкий и глубокий занос. Но как только попадают на  чистый асфальт, занос так же резко прекращается. Скоростноевращение баранки в сторону заноса водитель вынужден прекратить, иначе машину понесет в другую сторону. При такой езде больше всего раздражает непредсказуемость поведения автомобиля: насколько глубоким окажется ожидаемый занос, неизвестно. Если подходить к оценке управляемости с обычными критериями шинного теста, то больше 2-3 баллов за эти судороги поставить никак нельзя. Максимальная скорость переставки по песку – 59,5 км/ч. Ухудшение против чистого асфальта – 8,5 км/ч. И это после тренировок, достаточного количества повторных заездов, с  профессионалом за  рулем. Неподготовленный водитель в  таких условиях вряд ли наберет и 50 км/ч.ПЕСЧАНАЯ ЛОВУШКА Тормозим, конечно, юзом  – при экстренном торможении без  ABS водитель едва ли поймает грань блокировки. Шины дымят, но за  чистую дорогу цепляются вполне уверенно. Автомобиль слегка уводит вправо  – сказывается небольшой уклон в сторону обочины. Тормозной путь с 40 км/ч составил 8,4 м. Рассеиваем по  дороге песок и  повторяем серию торможений. Теперь автомобиль заметно разворачивается в ту сторону, где песка под колесами оказалось чуть меньше. Попытка выправить траекторию рулением, естественно,86За рулем 04/2009 Тормозной путь с 60 км/ч у машины с ABS почти на 3м короче, чем при сбросе скорости юзом.ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮВъезжая в  зоны ремонта дорог, приближаясь к  грязным выездам с  проселков и  из  карьеров, снижайте скорость, будьте готовы к  резкому ухудшению сцепных свойств и  управляемости, а  также к  увеличению тормозного пути. Попав на  песок, избегайте резких маневров и не надейтесь на ABS – здесь она просто не  в  силах вам помочь. Если понадобится повернуть при торможении юзом, разблокируйте колеса, ослабив нажим на педаль.ИЗМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМОСТИ И ТОРМОЗНОГО ПУТИУпражнение Скорость переставки, км/ч Оценка управляемости, баллы Торможение юзом: 40–0 км/ч, м 60–0км/ч, м Торможение с АBS: 40–0 км/ч, м 60–0км/ч, м Чистый Асфальт асфальт с песком 68 8 8,4 18,9 7,1 16,0 59,5 2–3 9,8 22,1 9,7 21,8 Изменение 8,5 5–6 1,4 3,2 2,6 5,8 Изменение, % 12,5 62–75 16,6 16,9 36,6 36,3На присыпанной песком дороге ABS не в силах уменьшить тормозной путь.Достаточно совсем немного песка, чтобы автомобиль ушел с намеченной траектории.не помогает – колеса-то идут юзом. Тормозной путь составил 9,8 м, то есть прибавил почти полтора метра по  сравнению с  чистым асфальтом. Торможение со скорости 60 км/ч на асфальте заняло 18,9 м, а с песком – 22,1 м. Интересно, а  как скажется песок на  тормозном пути автомобиля с  ABS? Маневры на  чистом асфальте заставляют проникнуться уважением к электронике: тормозной путь нашей «Калины» уложился в 7,1 м – на 1,3 м меньше, чем юзом! При аварии порой полметра оказываются спасительными. Конечно, для совсем уж корректного сравнения и автомобиль, и  шины должны быть одними и  теми  же, но  мы не  ставили передсобой задачу сравнить эффективность торможения «на блоке» и с ABS. Самое интересное, что на  песчаной подушке тормозной путь автомобиля с ABS составил… 9,7 м, то есть почти столько же, сколько с заблокированными колесами. Поскольку торможение на  чистом асфальте при различных способах сброса скорости дало разницу в  1,3  м, то  на  этом фоне эффективность тормозов на песке можно считать не зависящей от марки шин и типа тормозной системы. В активе ABS, помимо более эффективного замедления, остается возможность изменения траектории  – можно уклониться от  препятствия. А  в  пассиве – значительное увеличение тормозно-го пути при попадании на песчаную подсыпку. При  скорости 40 км/ч прибавка составила 2,6 м – более чем полкорпуса автомобиля. При  остановке с  60  км/ч тормозной путь на  чистом и  на  присыпанном асфальте – 16,0 и 21,8 м соответственно, то есть удлинение уже на 5,8 м!ПОДВОДИМ ИТОГИ Песок на  асфальте практически лишает автомобиль управляемости. Причем более опасен не  толстый равномерный слой песка, а его неравномерные наносы: на таком «покрытии» не то что экстремальный маневр выполнить  – даже спрогнозировать поведение автомобиля не удается.За рулем 04/200987