170
171
172
173
РЕМОНТ И СЕРВИСВ ДЕТАЛЯХ RENAULT MEGANE (2002–2009)Популярная меганикаО проблемных узлах и механизмах «Рено-Меган» рассказывает Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.Хотя у нас «Меган» не стал бестселлером, в  Европе он весьма популярен: в  2003  году модель завоевала титул «Автомобиль года». У наших соседей, например в Белоруссии, эти машины успешно работают как такси, что косвенно подтверждает их надежность. О ней и поговорим.ЕСТЬ КОНТАКТ Несмотря на  пять звезд в  крэш-тесте EuroNCAP, полученных в  2004  году (см. Историю модели), в штатной эксплуатации кузов «Мегана» вызывает некоторые претензии. Со временем появляются «сверчки» в салоне, бороться с которыми дело неблагодарное, проще смириться. От песка и грязи страдает окраска задних колесных арок. На  части машин уязвимые места защищены прозрачными наклейками – их прикрепляют еще на заводе. Если на вашем авто таковых не оказалось, наклейте немедля – копеечный расход в сравнении с окраской! У седанов, а  их собирают только в Турции, от мороза, бывало, деформировалась крыша. Наиболее массово дефект проявился в  2005  году, когда зима у  нас была особенно суровой. Угораздило  же завод незадолго до  этого перейти на  другой материал шумоизоляции, не  рассчитанный на  наши холода. Съеживаясь, он тянул за собой металл. Производитель в  спешном порядке вернулся к  старым, про170 За рулем 04/2009веренным материалам, а  покоробившиеся крыши дилеры ремонтировали по гарантии – переклеивали шумоизоляцию, а  если после этой процедуры металл не  восстанавливал правильную форму, в  ход шли киянки. Иногда приходилось даже перекрашивать крышу. Новую шумоизоляцию (разумеется, морозостойкую) наклеивали небольшими пластинами встык, что на акустическом комфорте не отразилось. Покупая подержанный «Меган», не  опасайтесь, что пробег могли скрутить. Сделать это непросто и  довольно накладно: надо поменять несколько электронных блоков, которые в  сумме потянут тысяч на тридцать – вот чем хорош мультиплекс! Поменять перегоревшую лампу ближнего света или переднего поворотника будет нелегко: придется снять бампер и сами фары. Обратите внимание на фонари, особенно если машина после рестайлинга и  с  автоматом. Порой от  перегрева вспучиваются секции габаритки  – стопсигнал. Некоторые умельцы, пытаясь уменьшить нагрев рассеивателей, меняют местами стоп-сигналы и  противотуманные фонари  – последние обычно приходится включать реже. Однако формально этого делать нельзя. Другое дело, если бы завод сам изменил подключение. Остальные проблемы с  электрикой вызваны потерей контактов в  соедине-ниях. Если, к  примеру, загорелась лампа неисправности подушек, проверьте разъемы под сиденьями – их нередко цепляют ногами пассажиры. Разумеется, клемму с аккумулятора при этом надо снять. Бывает, при включении кондиционера глохнет двигатель и зажигается лампа Check Engine. Умной электронике невдомек, что дело в контактах. Она любой ценой стремится спасти приводной ремень, расценивая отсутствие сигнала как «клин» компрессора. Благо, если такое случится, можно тут же перезапустить двигатель и ехать, пусть и без прохлады в салоне.ГЛАВНЫЙ МЕХАНИЗМ ГРМ у всех моторов (см. Историю модели) приводит ремень – его меняем через каждые 60  тыс.  км обязательно с  роликами, а через 120 тыс. км – и с помпой. Привод с  подвохом: в  соединениях валов со  шкивами нет шпонок! Разобрав, можно долго гадать, как выставить метки. Но даже имея соответствующие приспособления, которыми фиксируют валы, легко ошибиться. В  щечке коленвала, куда вставляем одну из оправок, есть два похожих отверстия, а правильное – только одно! Поэтому, прежде чем приступать к  работам, изучаем матчасть. Или же едем на ремонт к специалистам. У машин до  рестайлинга нередки проблемы с  фазорегулятором, который отвечает за  изменение фаз газораспре- ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Крыло переднее/заднее Накладка бампера переднего/заднего Блок-фара/фонарь Капот Фильтры масляный/воздушный/ топливный Фазорегулятор Катушка зажигания (1 шт.) Опорный подшипник стойки Подшипник задней ступицы Тормозные диски передние/задние Стоимость, руб. 7320/24 570 14 180/16 680 8650/7530 11 390 290/910/1000 13 410 2960 5940 2300 2300/2300Салон до рестайлинга: уже здесь встречаются забавные функции. Например, круиз-контроль с городским режимом – быстрее 50 км/ч не разгонишься, не преодолев порогового сопротивления на педали газа.СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРАРабота Стоимость, руб. Компьютерная диагностика 900 (мотор-тест) Диагностика ходовой части 800 Замена масла и фильтра двигателя 1160 (со снятием защиты моторного отсека) Замена ламп в фаре 580 Замена ремня ГРМ 5370 Замена сцепления 10 150 Замена рулевых тяг 1450 Замена тормозных колодок 870/1160 передних/задних Регулировка углов установки колес 2180 Нормочас 1450Обновленный салон изменился незначительно. Бывало, у авто 2006– 2007 годов зависала магнитола: после выключения зажигания кнопки, а иногда и дисплей продолжали светиться…На правах рекламыЗа рулем 04/2009 171 РЕМОНТ И СЕРВИС | В ДЕТАЛЯХ RENAULT MEGANE (2002–2009)деления. Порой уже через 30 тыс. км появляются признаки неисправности  – дребезжание и  треск в  первые секунды работы непрогретого мотора. Если вовремя не  менять масло, дефект может повторяться с  завидным постоянством, ведь из-за смолистых отложений забиваются каналы фазорегулятора. Еще один весомый довод против экономии на масле – наличие гидрокомпенсаторов зазоров клапанов и  форсунок струйного охлаждения поршней в  блоке. Уж  если они засорятся, то  серьезного ремонта с  заменой поршней не  избежать (такие случаи известны). В остальном моторы к смолам терпимы. Зависания клапанов дилеры не  припоминают, хотя и рекомендуют промывать форсунки, не  снимая с  двигателя, каждые 60 тыс. км.ПРИМЕРНЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ВЕРСИЙСтоимость, руб. Затраты* (ремонт и ТО у дилера) 1,6 МКП 1,6 АКП Средняя цена трехлетнего автомобиля с пробегом 345 000 374 000 75 тыс. км Стоимость ТО 75–150 тыс. км включительно 72 260 (с расходниками) Вероятные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Фазорегулятор 19 210 Сцепление (одна замена) 17 530 Рулевые тяги (пара, одна 7870 замена) Опорные подшипники стоек 15 360 (пара, одна замена) Стойки и втулки стабилизатора передней 7160 и задней подвесок (одна замена) Тормозные диски и колодки 15 650 передние (одна замена) Тормозные колодки 11 340 передние (две замены) Тормозные диски и колодки 15 650 задние (одна замена) ИТОГО 527 030 556 030 Средняя цена пятилетнего экземпляра с пробегом 302 000 317 000 150 тыс. км Потери за 3 года эксплуатации (сумма затрат 225 030 239 030 на авто с вычетом дохода от его продажи)** Средний расход топлива в городе (данные 8,8 10,7 производителя), л/100 км Расходы на топливо (А95, 125 400 152 475 19 руб./л) Стоимость 1 км пробега*** 4,67 5,22 Возможные дополнительные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Катушка зажигания 3400 Промывка форсунок 1740 Промывка дроссельной 1600 заслонки Подшипник задней ступицы 3020*Цены на февраль 2009 года. **Без учета инфляции и ДТП. ***С учетом расходов на топливо.Если надумаете самостоятельно промыть дроссельный узел, обязательно отсоедините аккумулятор и  поаккуратнее снимайте патрубок дросселя  – он очень хрупкий. После сборки узел нужно заново откалибровать. Дилеры для этого используют сканер, а мы – нехитрый прием: вставляем ключ-карту, нажимаем кнопку «Старт» и удерживаем ее около 10 секунд (педали не трогаем!). Затем кнопку отпускаем и,  вынув карту, дожидаемся, пока замигает лампа иммобилайзера. Тогда блок управления двигателем внесет коррективы в параметры холостого хода. После трех лет эксплуатации порой отказывают катушки зажигания – возите с собой запасную! При перебоях в воспламенении вывертываем и  проверяем свечи. Мокрая укажет на  виновницукатушку. Сами свечи тоже не  славятся долголетием, обещанные 30 тыс. км могут не одолеть. Чтобы не подвергать нейтрализатор опасности, меняем свечи каждые 15–20 тыс. км – так будет дешевле. Система выпуска довольно живуча, не в последнюю очередь благодаря тому, что выполнена как единое целое.СЦЕПНЫЕ СВОЙСТВА С механической КП особых проблем нет, а  вот со  сцеплением  – как повезет. Хотя правильнее сказать, как ездить. Если толкаться в пробках, то довольно быстро сцепление начинает дробить в  момент схватывания, причем избежать этого почти невозможно. Виновен как сам узел, очень плохо переносящий перегрев, так и  крайне нежный привод  – трогаться надо очень аккуратно! Клуб владельцев «меганов» (www.megane-club.ru) даже направил гневное письмо во  Францию с  требованием разобраться в  этой проблеме, но  воз и  ныне там. Тем временем некоторые владельцы поставили на пробу взамен родного Valeo неоригинальный Sachs (комплект 3000 95 1334), но результатов длительной эксплуатации еще нет. Автомат DP0 тоже знаменит своими капризами. Что интересно, чем больше и регулярнее ездить, тем меньше проблем. Таксисты, например, без поломок накатывают более 300 тыс. км. Если пользуетесь машиной нерегулярно, возьмите за  правило обязательно прогревать агрегат перед выездом и через 90 тыс. км менять масло, хотя регламентом это и не предусмотрено. Ежели передачи уже включаются с ударами, а коробка то и дело встает в аварийный режим (при этом загорается лампа Check Box), можно попытаться сбросить ошибку – остановиться, выключить зажигание и  вновь его включить.…и если при этом не отсоединить аккумулятор или, что проще, вынуть предохранитель в салонном блоке (показан стрелкой), то после ночной стоянки стартер крутить не будет. Самый распространенный мотор – бензиновый К4М (1,6 л), как и остальные, что ставят на «меганы», имеет неприятную особенность: шкивы привода ГРМ без шпонок!Европейские версии отличает декоративная накладка двигателя и маломощный аккумулятор. Впрочем, места хватит и для батареи большей емкости. VIN и его дублер показаны стрелками. Уязвимое место снизу – петля к датчику кислорода (стрелка), которую порой обрывают на дорожных ухабах. Днище добротно покрыто пластизолем, поэтому контактов с грунтом боится меньше.172 За рулем 04/2009 ИСТОРИЯ МОДЕЛИ■ 2002 год. Париж. Дебют «Рено-Меган» второго поколения. Построен на  платформе  С альянса «Рено-Ниссан». Кузова: 3- или 5-дверный хэтчбек. Двигатели (все  P4): бензиновые  – 1,4  л, 72  кВт/98  л.с. или 60  кВт/82  л.с. (разные настройки); 1,6  л, 85  кВт/115  л.с. или 83 кВт/113 л.с. (разные настройки); 2,0 л, 100  кВт/136  л.с.; турбодизели с  непосредственным впрыском «коммон рейл»  – 1,5  л, 59 кВт/80 л.с. или 62 кВт/85 л.с. (разные параметры наддува); 1,9 л, 88 кВт/120 л.с. Привод передний, М5, М6 или А4. ■ 2003 год. Модификации: седан, универсал (Grand Tour), мини-вэн (Sceniс) и  купекабриолет (Меgаnе  СС). Модели присвоен титул «Автомобиль года». ■ 2004 год. Модификация «Рено Спорт Технолоджис» с новым бензиновым двигателем с турбонаддувом: Р4, 2,0 л, 165 кВт/225 л.с. Крэш-тест EuroNCAP: 16  баллов за фронтальный удар и 15 – за боковой; три балла добавлено за сигнализатор непристегнутых ремней. Общий итог: пять звезд. ■ 2006 год. Рестайлинг. Изменились бамперы, фары, фонари, решетка радиатора, отделочные материалы салона. Новый турбодизель Р4, 2,0  л, 110  кВт/150  л.с. Мощность бензиновых моторов 1,4 и 2,0 л увеличилась до 100 и 163 л.с. соответственно, дизельного 1,5 л – до 100 л.с. ■ 2007 год. Мощность бензинового мотора 2,0 л увеличилась до 173 л.с.На машинах до 2005 года слабым местом были опорные подшипники стоек и рулевые шарниры (под гофром рейки). После рестайлинга эти детали усилили, но они по-прежнему остались слабым звеном. В задней подвеске следим за подшипниками ступиц! Выпускная система – единая деталь, но продаются и отдельные фрагменты, что позволяет поменять лишь прохудившийся отрезок.Слабое место в  передней подвеске, особенно у авто до рестайлинга, – опорные подшипники стоек и  рулевые тяги, точнее, их внутренние шарниры. Стойки и  втулки стабилизатора служат 80 и  120  тыс.  км соответственно, тормозные колодки – 30 тыс. км, а дисков хватает на два, а то и три комплекта колодок. Задние колодки ходят 60  тыс., а  диски  – 120  тыс.  км. В  подвеске с  Н-образной балкой ломаться нече-му, а  вот за  ступичными подшипниками нужен глаз да  глаз. Станете менять, не  ошибитесь с  ориентацией: уплотнитель подшипника, на  котором едва заметны секторы (48  штук), должен быть обращен к оси авто, иначе ABS не будет работать. Благодарим компанию «АВТОМИР на Береговом» за помощь в подготовке материала.На правах рекламыЗа рулем 04/2009 173