Инж. Н. МЕНГЕЛКЯК КОЛХОЗУ, СОВХОЗУ И МТСПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ И СОДЕРЖАТЬ СВОИ ДОРОГИСТАТЬЯ «9 Ликвидация бездорожья в Советском союзе должна быть осуществлена в течение ближайших лет. Этого требует соцдоговор на ликвидацию бездорожья, заключенный в Чувашии, об этом же говорит и решение IV сессии ВЦИК. Автодоровская оОщественность должна уделять исключительное внимание вопрооам постройки дорог и правильного их содержания, в первую очередь по сети сельских дорог и дорог специального назначения (подъездные, внутриколхозные и др.). ЦС Автодора поставил перед своими организациями задачу: в 1934 г. не только активно участвовать в мобилизации трудового населения на дорожные работы, но и непосредственно, своими силами строить и ремонтировать дороги и мосты, а также постоянно наблюдать за содержанием отдельных участков. В помощь автодоровскому коллективу в колхозе, совхозе и МТС редакция печатает серию статей т. Менгел на тему о том, как правильно построить и содержать грунтовую дорогу.ПОСТРОЙКА ГРУНТОВОЙ ДОРОГИ ПРОСТЕЙШИМИ ДОРОЖНЫМИ СНАРЯДАМИПодготовка к работам. Не всегда старые направления существующих дорог удовлетворяют потребностям новой колхозной деревни,—в преобладающем большинстве старые грунтовые дороги наезжены стихийно. Социалистическая перестройка деревни, создание из отдельных маломощных хозяйств мощных колхозов и строительство новых совхозов требуют пересмотра направлений существующих дорог, спрямления их, а также и постройки совершенно новых дорог. Инициативу в этом деле должны проявлять в первую очередь местные коллективы Автодора. Совместно с правлением заинтересованного колхоза-или дирекцией совхоза и местными доруполномоченными они должны выявить те направления, по которым необходимо строить новые дороги, и из них наметить первоочередные. Когда основное направление проектируемой дороги намечено, необходимо пригласить через местный доротдел дорожного техника для производства более углубленного технического обследования направления и для составления проекта будущей дороги. Техник установит, какие и где необходимо провести работы, и сделает расчет рабочей силы' и материалов. Приступать к работам без проекта ни в коем случае не следует, ибо это удорожит работу и ухудшит ее качество. После утверждения проекта в райдоротделе необходимо составить продуманный план раб от . В этом плане необходимо предусмотреть, в каком месяце и десятидневке какие нужно будет выполнять работы и заготовки материалов и сколько для этого потребуется рабочей силы и какой квалификации. В плане_ также необходимо предусмотреть последовательность выхода отдельных брирад на работу, вопросы бытового обслуживания рабочих — питание, жилье и т. п. Лишь после того, как продуманы все вопросы постройки дороги и составленный план работ одобрен общим собранием колхоза, совхоза или МТС, можно приступить к самим работам. Работа по возведению дорожного полотна может быть проведена в следующем порядке: 1) расчистка дорожной полосы, 2) разметка на местности пределов земляных работ и 3) сооружение самого дорожного полотна (профилировка полотна). 1. Р асчисткадорожнойполосы . До приступа к сооружению дорожного по--ioij»/,5-!Г~ '.S-JOii-Рис.1. Грунтовая дорога с треугольными канавамилотна необходимо убрать с дорожной полосы все препятствия, которые могут помешать работе: большие камни, лес, кустарник и т. д. Очищая дорожную полосу от леса в местах с песчанистым грунтом, ширину вырубки следует вести наименьшую, не более чем это необходимо для устройства полотна, так как оголенная от леса дорога в песках сильно просыхает, от чего ухудшается проезд. В месгах же сырых, глинистых, наоборот, в целях лучшей просушки вырубку следует производить на всю отведенную под дорогу полосу (для низовых дорог 21 м). Вырубленный лес надо разделать на бреЕпа и дрова и сложить в порядке в штабелях. Они пригодятся потом для устройства труб, оградительных знаков и т. д. Хворост также следует прибрать в кучи. При устройстве небольших насыпей (высотой до 1 м) необходимо выкорчевать пни, потому что, перегнивая, они впоследствии образуют пустоты в грунте дорожного полотна, отчего появляются просадки дороги. Для насыпей выше 1м присутствие пней не имеет большого значения, и их можно не корчевать, оставляя их высотой до 0,6 м. При насыпях высотой до 1м надо убрать также и дерновой и моховой слой. При этом расчистку дорожной полосы следует вести так, чтобы не сбить забитые на местности по оси полосы колья, обозначающие направление середины дороги.Для тяги в этом случае, если нет тракторов, можно воспользоваться шестью парами крестьянских лошадей, запрягаемых в снаряды частью одной и частью двумя парами. Для обслуживания такого отряда потребуется: руководитель отряда—1 чел., рабочих на плуге, дисковой бороне и канавокопателях3 чел., на утюгах-—2 чел., для небольших подсобных работ—6 чел., погонщиков к лошадям6 чел.; всего—18 чел. Для производства мелких земляных работ потребуется дополнительная рабочая сила. Производство раоот Работа по сооружению такого полотна в основном заключается в разрыхлении и измельчении грунта канав плугом и дисковой бороной, в поднятии грунта канавокопателем на внутреннюю бровку канавы, в перемещении грунта в дальнейшем ближе к оси дороги и выглажи-Рис. 2. Порядок рыхления грунта канавы плугом 2. Р азметка на местности предел ов работ. После того, как дорожная полоса очищена от препятствий, следует на местности через каждые 100 м, а также во всех изломах местности по оси дороги разметить пределы отсыпки насыпей и разработки выемок. Это необходимо для того, чтобы дорожные рабочие могли видеть, до какой высоты и на какую ширину им в данном месте отсыпать насыпь, где будут канавы, отводящие воду, и т. д. Сооружение дорожного полотна Когда дорожное полотно на местности размечено, можно приступить к его сооружению (профилировке), т. е. приданию ему требуемой • поперечной выпуклости, рытью канав, отсыпке - насыпей и т. д. В случаях, когда поверхность земли сравнительно ровная и требуются лишь незначительные срезки бугров и засыпки ям, а также незначительные подсыпки к мостам и трубам, работы по профилировке дорожного полотна следует вести исключительно механизированным путем. Для этой цели необходимо широко пользоваться дорожными снарядами и машинами. Роль автодоровцев в этом деле огромна. Они должны добиваться применения механизмов, организовывать производство их своими силами, заинтересовывать в этом колхозников-активистов, комплектовать машинно-дорожные бригады и т. д. П рофилировкадорожного полотна грунтовойдорогив легком грунте (легкие суглинки) при ширине полотна 8,5 ми треугольных канавах глубиной 0,5 м (рис. 1). Для выполнения этой работы нужен следующий комплект дорожных снарядов: один паро-Рис. 4. Первый проход канавокопателя вании и выравнивании дорожного полотна утюгами для придания ему соответствующей поперечной выпуклости. (В данном описываемом случае—0,05, т. е. на каждый метр ширины дороги полотно должно иметь подъем от бровки канавы к оси 5 рм.) 1. Р аботаплуга по разрыхлению грунта производится последовательно слоями, начиная от наружной бровки канавы, как это показано на рис. 2. Разрыхление следует вести осторожно, чтобы не повредить будущие откосы канавы. Для этой цели наружный откос следует пахать уступами. Порядок ходов плугами обозна1 чен на этом рисунке цифрами I, II, III и т. д.; он производится продвижением плуга вдоль дороги. После того как разрыхлен первый слой, отдельные комья грунта следует измельчить дисковой бороной. 2. Р аботадисковойбороны заключается в измельчении поднятого плугом грунта канавы ив сдирании дернового покрова с полотна. Дисковая борона при этом перемещается вдоль дороги по разрыхленному месту, погружаясь в грунт на 12—15 см. После измельчения грунта (для чего потребуется 1—2 прохода по месту) он должен быть поднят из канавы канавокопателем на ее внутреннюю бровку. 3. Р аботаканавокопателя (рис 3и 4) требует сноровки и опытности рабочего, управляющего им.линия пониженной части лотка Ш^ШТ*''направление движения лошадей разрыхленный грант ось дорогиРис. 3. Работа канавокопателя конный с.-х. плуг, одна дисковая борона, два деревянных канавокопателя и два деревянных утюга.За рулем № 9—10 У неопытного рабочего канава не будет иметь необходимого стока воды, откосы ее будут искривлены и т. д. и потребуются значительные исправления. Поэтому работающему канавокопателем предварительно следует попрактиковаться на стороне. 1 : •._ix_ ОСЬ~ДОРОГИ • • • ,"-• • •видит местное скопление грунта впереди утюга, то он переходит на переднее ребро, дабы увеличить срезку. Если же надо ослабить нажим на режущее ребро и завалить грунтом местную впадину в выглаживаемом полотне, то он освобождает режущее ребро, переходя на заднее /.ребро. работе утюга по перемещению грунта, При поднятого из канавы канавокопателем, он захватывает одновременно грунт 2—3 проходов канавокопателя. Ведя работу по постройке дорожного полотна указанным способом и соблюдая все условия, можно за 8-часовой рабочий день в среднем построить около 200 м дороги. При этом придется сделать в среднем двойных проходов (по левой и правой стороне):Место работыПлугом Дисковой КанавоУтюбороной копателем гомРис. 5. Деревянный утюг в работе Работая канавокопателем, следует направляющую доску его пускать вдоль дороги, ближе к наружной бровке канавы. Для придания большего веса и регулирования работы канавокопателя рабочий становится на помост и своим весом регулирует глубину погружения снаряда. При этом при первых проходах в начале работы рабочий становится на его переднюю часть, чтобы усилить срезание грунта. Тяговая сила прикрепляется к цепи, которая устроена так, чтобы одна часть ее была короче другой, примерно, в четыре раза. После того как первый слой разрыхленного и измельченного грунта будет поднят и передвинут канавокопателем ближе к внутренней бровке канавы, производится вспашка второго слоя его разрыхления и снова передвижка разрыхленного грунта к внутренней бровке. Для того чтобы рабочий устойчивее держался на помосте и мог регулировать работу канавокопателя, к внутренней стороне отвальной доски следует прибить скобу и вставить туда стойку, за которую можно было бы держаться. ^Сдвинутая канавокопателем земля попутно в дальнейшем должна быть при помощи утюгов передвинута и разровнена по направлению к оси. 4. Р аботаутюга (рис. 5) заключается в передвижке грунта к оси ив окончательном выглаживании дорожного полотна. При работе утюгом выглаживание начинают с края дороги, постепенно перемещая грунт к середине.. Если надо увеличить продолжительное срезание передним ребром утюга—длину цепи утюга увеличивают, если, наоборот, надо уменьшить, то цепь укорачивают. Утюг пускается круговым рейсом, т. е. попеременно по одной и другой сторонам дороги; при этом каждый новый проход должен перекрыть предыдущий на 15—20 см. Утюг ставят под углом к оси, примерно, на 45 градусов, причем угол этот следует увеличивать или уменьшать в зависимости от состояния грунта. При влажном грунте этот наклон для лучшего скольжения грунта по ребру утюга должен быть более пологим. Благодаря такой наклонной постановке утюга, срезаемый грунт передвигается постепенно к оси, придавая полотну поперечную выпуклость и выглаживая его. Работа с утюгом, так же как ис канавокопателем, требует известной сноровки и умения. Рабочий становится на помост утюга и своим весом регулирует его работу. Если он по ходуПо канаве . „ полотну . „ наружноному откосу . . „ обрезу . 12 14 21017-19 2-4 61Всего проходов . . .13618-2018-205. П роизводствомелкихземляных работ при постройкегрунтовойдороги Обычно при постройке грунтовых дорог, помимо копания канав и выглаживания полотна, приходится также производить небольшие насыпи, выемки и надсыпки уровня полотна. В простейших случаях, когда необходимы лишь небольшие подсыпки с подвозкой грунтов на сравнительно недалекое расстояние (обычно до 50 м), с успехом можно пользоваться скре ­ п ером - в олокушей (рис. 6).СкреперРис. 6. Скрепер-волокуша Работаскрепером - в олокушей заключается в том, что рабочий приподнимает конец ручек скрепера и этим опускает его острие в грунт. Тогда при движении лошади вперед совок врезается в грунт и заполняется срезанной землей. После этого рабочий опускает ручки, и лошадь отвозит скрепер, наполненный грунтом, к месту свалки, волоча его по земле. Здесь рабочий, держа за ручки, поднимает зад-