НАНЯЛО ЗИМЫ—ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯДЛЯЗАГОТОВКИДОРОЖНОСТРОИТЕЛЬНЫХМАТЕРИАЛОВВ удешевлении стоимости дорожно-строительных материалов большую роль играет правильная разработка карьеров и своевременная заго1 товка материалов. Между тем в большинстве случаев местные дорожные работники обращают на это мало внимания. На местах зачастую упускают время, наиболее подходящее для заготовок, в результате чего заготовки или срываются, или обходятся слишком дорого. Работы по добыче материалов вРис. 1. Вид шурфа для изыскания залежей дорожностроительных материалов карьерах нередко ведутся без соблюдения элементарных правил техники безопасности—происходят обвалы, калечащие людей и лошадей. Часто гравий и песок подвозятся издалека, на что затрачивается много труда и средств. А ведь если присмотреться ближе к данному району дорожных работ, то сплошь и рядом можно найти на месте подходящий материал. Дорожные организации должны завести точный учет всех карьеров, которые тяготеют к данной сети дорог. Для этого необходимо иметь карту района, на которую надо нанести условными обозначениями все существующие и обнаруживаемые карьеры. Одновременно следует завести специальную ведомость, в которой под соответствующим номером карьера обозначать род и характеристику материала, примерные запасы его, а также условия разработки и транспортировки к месту работ. Если район работ недостаточно обеспечивается существующими карьерами, то необходимо путем разведок повести изыскания новых залежей. Для этого, помимо опроса местного населения и обследования берегов рек и овоагов, следует в наиболее характерных местах, где можно ожидать больших залежей, выкапы зать специальные ямы — шурфы (рис. 1) или производить неглубокое бурение. Шурфы обычно делаются размером 0,76x1,5 ми по возможности с отвесными стенками. При этом в необходимых случаях стенки следует укреплять, чтобы избежать обвалов. Приступая к разработке того или иного карьера, надо сначала продумать способ ведения работ, что в значительной степени зависит как от породы, подлежащей разработке, так к от характера залегания ее в карьере. При разработке карьеров необходимо удалить наносный слой, которым обычно покрыты полезные породы, т. е. произвести так называемое «вскрытие карьера». Это необходимо для того, чтобы обнажить полезную породу на площади, подлежащей разработке в один сезон. «Вскрытие карьера» лучше всего производить с осени, пока земля не промерзла. Работу по удалению ненужного грунта надо механизировать путем применения плугов для разрыхления грунта и конных скреперов-волокуш для отвозки грунта за пределы карьера. Разработку карьера надо вести без подкопа, снизу, все время спуская материал сверху, соблюдая при этом достаточно пологую стенку (для гравия и песка 1 : lVs). Лучшее время для вывозки материалов из карьера — зима, особенно когда снег еще неглубок.. Не следует затягивать вывозку до второй половины зимы, когда снег очень глубок и когда начинают портиться дороги. Это удорожает стоимость заготовок. Часто вывозимый на место работ материал (гравий, песок) сваливают в кучи прямо на дороге. При проезде его обычно затаптывают, и часть его теряется в канавах. Необходимо бе-v> -Рис. 2. Гравий, заготовленный для ремонта дороги