16
17
,,СОВЕТСКАЯ АРКТИКАИ100В ЕЗДЕХОД Ь1 »'Ю!20 IJ0КО150160[70Намечаемый маршрут трансарктической экспедиции автомобидей-вездеходов С освоением богатств Крайнего Севера и подъемом культурного и материального уровня местного населения на Севере изо дня в день растут грузопотоки, с которыми, конечно, не под силу справиться собачьему и оленьему транспорту, Разрешение транспортной проблемы на Крайнем Севере должно итти по двум направлениям: с одной стороны, необходимо строить дороги различного типа, с другой — внедрять такие типы машин, которые в дорогах не нуждаются. В условиях вечной мерзлоты и редкого населения здесь строительство каких бы то ни было дорог обходится чрезвычайно дорого. Поэтому дороги на Севере целесообразно строить только там, где выявлены достаточные грузопотоки в течение длительного периода, что могло бы оправдать капитальные вложения и расходы по эксплоатации дорог.Вездеходы НАТИ 3в пробеге Москва—Аргангельск—Петрозаводск Ленинград — Москва, проведенном в начале 1935 года щВездеход НАТИ-3 легко преодолевает дорожные препятствия Северу нужен также механический транспорт, и такой, который был бы способен перевозить грузы в тех же условиях, в каких работают олени и собаки. Таким видом механического транспорта является только автомобиль повышенной проходимости — -вездеход. Вездеход у нас создан. Это — полугусеничный автомобиль НАТИ-3 конструкции активиста-автодоровца инж. Г. А. Сонкина. Впервые автомобили-вездеходы были применены на Крайнем Севере СССР в 1933 г. в экспедиции Главсевморпути под руководством т. Н. Н. Урванцева на островах Комсомольской правды (б. Самуила) и на Таймырском полуострове. Несмотря на црлярную пургу, сильные морозы и абсолютное бездорожье, советские автомобили-вездеходы не только перебросили несколько сот тонн различных; грузов на небольшие расстояния, но и проделали пробег р 500 км с грузом около полутора тонн каждый.Это было первое «боевое крещение» наших советских вездеходов в Арктике 1 . Перед этим (в 1932 г.) советский вездеход конструкции т. Сонкина показал большие преимущества перед прославленным французским вездеходом Ситрое н-К егресс во время испытаний в сыпучих песках Кара-Кума. И, наконец, недарно — в начале 1935 г.—наши вездеходы прошли 3 800 К по маршруту МоскваМ Архангельск — Ленинград — Москва. Опыт эксплоатации вездеходов в Арктике показывает, что они с успехом могут перевозить самые разнообразные грузы днем и ночью- на сотни километров. Вездеход, несомненно, может быть также использован как средство пассажирскота и почтового сообщения в полярных и приполярных районах. Надо полагать, что у, нас вскоре появятся «полярные автобусы» и будут проложены трассы вездеходного сообщения между многими пунктами Крайнего Севера. Автомобильный совет ЦС Автодора за последнее время усиленно занимался вопросами внедрения и эксплоатации вездеходов. Разработка вопроса о широком применении автомобиля-вез1 В серии б-кн .За Рулем" в этой году вышла книга Н. Урванцева „Автотранспорт в борьб- з.а освоение Арктики", в которой обобщен опыт работы вездеходов на Крайнем Севере.дехода, в которой приняли непосредственное участие тт. А. М. Лежава,, О. Ю. Шмидт И. А. Халепский, С. С. Иоффе, А. Д. Давыдов, Н. Н. Урванцев и др., привела к выводу, что в интересах широкого внедрения вездеходов необходимо детально изучить условия эксплоатации их в разнообразных условиях Крайнего Северав туНдре и лесотундре, в гористой и равнинной местности, при глубоких мягких таежных снегах и т< д. Нам надо проложить первую вездеходную трассу в районах, особенно нуждающихся в транспорте, накопить опыт продвижения вездеходов на длительных участках без жилья и оборудованных гаражей, вырастить кадры водителей, механиков и командиров северного транспорта. Исходя из этих соображений, в настоящее время намечена арктическая экспедиция вездеходов. При выборе маршрута автомобилисты и полярники руководствовались экономической целесообразностью его, как первой вездеходной трассы Для прокладки этой трассы ориентировочно намечен путь от Нижне-Колымска на Якутск, через прииск Незаметный на ст. Б. Невер. Уссурийской ж. д. Общая длина этого маршрута больше 5 000 километров. На этом пути вездеходам придется пересечь равнинную и гористую тундру, тундру с неглубоким, но плотным (снегом, значительный участок лесотундры и более 1 000 км высокогорной таежной зоны с (максимально низкими температурами на только в СССР, но и на всем зем'-ма шаре (70°). Прокладку первой вездеходной трассы намечено осуществить в зиму 1936/37 г Экспедиции должна будет предшествовать большая подготовительная и научно-исследоЕательская работа. Надо специально' оборудовать машины, изготовить специальную морозоустойчивую резину и смазочные мама, забросить горючее и т. д. Трансарктическая экспедиция автомобилей-вездеходов, помимо выполнения своих основных задач, покажет рост и мощь нашей автомобильной промышленности и большевистский героизм людей, овладевших техникой, людей, побеждающих необозримые пространства Крайнего советского Севера. М. Ю.