18
19
Ремонт автомобильных колесОдна из основных причин неустойчивости рулевого управления при движении автомобиля — это неисправность колес. Воспринимая на себя весь вес машины1 и подвергаясь разнообразным, направленным с различных сторон, ударам из-за неровностей почвы, колеса машины легко повреждаются, ных колес — так называемые тангенгные (рис. 1) и дисковые (рис. 2). Мы приводим здесь наиболее характерные случай повреждений колес и некоторые практические способы их исправления. В тангентных колесах бывают следующие повреждения: а) прогиб обода колеса (вследствие боковых ударов и заносов автомобиля); б) повреждения борта (смятие или трещины); в) обрыв или выгиб спиц колеса; г) трещины в местах приварки спиц к кожуху; д) разработка отверстий под шпильки, и е) нарушение балансировки колеса, Эти дефекты при ремонте автомобиля должны быть устранены обязательно, так как в противном случае езда становится небезопасной. Определение величины «биения» колеса при изгибе обода производится способом, показанным на рис. 3. Колесо монтируется на кронштейне, представляющем собой угольник 1с при-Рис. 1. Тангентное колесо и его характерные повреждения. 1—забитые борты, %—разработка отверстий под шпильки, 3—обрыв и погнутие спиц, 4—трещина в кожухе, 5—биение обода, 6—трещины в ободе При ремонте автомобиля этим неисправностям часто не уделяют достаточного внимания, и вследствие этого вышедший из ремонта' автомобиль скоро вновь требует ремонта, причем всегда нуждается в полной замене резины. На рис. 1 и2 Изображены наиболее употребительные в настоящее время типы автомобиль-Рис. 3. Способ определения биения колеса крепленной к нему поворотной цапфой колеса 2. Вращая колесо и приближая к его ободу щгсок мела 3, легко обнаруживают и отмечают «бьющую» часть обода. Правка обода производится обычно вручную при помощи деревянного молотка, с последующей проверкой обода на плите. В тех случаях, когда кожух колеса 1 выходит из плоскости вращения, проверенного предварительно на плите обода (рис. 4), правка его производится ударами молотка при помощи медной или деревянной выколотки 2. Операция эта повторяется до тех пор, пока обод колеса не ляжет ча поверочную плиту без малейших просветов и при вращении на кронштейне (рис. 3) полностью не исчезнет всякое «биение». Часто при небрежной эксплоатации машины борты обода подвергаются смятию, вследствие чего покрышки легко слетают с колес. Правку смятого борта можно произвести на специальной оправке (рис. 5) инструментом, напоминающим по своей форме тупое зубило. На такой оправке можно править и другие места обода, так как Она имеет профиль разнообразного сечения. Бортовые трещины устраняются газовой сваркой при уменьшенном пламени горелки, для того чтобы избежать прогорания борта колеса.Рис. 2. Характерные повреждения дискового колеса. 1—трещина между облегчающими диск отверстиями, 2—трещина от отверстия для шпильки к центру диска тягивают часть 2 приспособления к его основанию 3. Закрываясь, приспособление выгибает стальной пруток 6и тогда его нетрудно расклепать молотком и придать ему правильную форму спицы с головкой, пользуясь для этого оправкой 7. Таким образом, приспособление дает возможность одновременно изгибать изготовляемую спицу под нужным углом и образовывать на ее конце головку. Приварку спицы к ободу производят кислородно-ацетиленовой горелкой. При длительной эксплоатации автомобиля, особенно без своевременной и периодической подтяжки гаек: и шпилек колес, происходит быстрая разработка отверстий под шпильки (см. рис. 1). Для восстановления отверстий и устранения люфта между шпильками и стенками отверстий, последние завариваются и просверливаются вновь. Наиболее частыми повреждениями дискэвых колес, являются трещины в местах, указанных на рис. 2, и разрыв отверстий над шпильки.Рис. 4. Правка колеса Наиболее частые повреждения тангентного колеса — погнутее и разрыв спиц. Погнутые спицы легко выправляются молотком, а оборванные свариваются автогеном. Сварка возможна лишь в том случае, если просвет в месте разрыва спицы невелик, -иначе ее заменяют новой. В качестве материала для спицы применяется малоуглеродистая, холоднотянутая стальная проволока. В тех случаях, когда спицы в центральной втулке колеса держатся при помощи головок на их концах, ремонтной мастерской необходимо иметь приспособление для высадки их (см. рис. 6), состоящее из двух соединенных шарниром 1 частей 2и з. Прутки стальной проволоки, нарезанные соответственно длине спиц с припусками в 3—4 мм на образование головки, нагревают в пламени бензиновой лампы или в горне докрасна, затем конец прутка вставляют в отверстие части 2 нашего раскрытого приспособления, и его хомут 4 ставится в положение, показанное на рисунке. Завинчивая винт 5, при-Рис. 6. Приспособление для штамповки головок спиц и загиба их «Биение» дисков наблюдается очень редко, трещины 1 между -облегчающими диск отверстиями (рис. 2) ремонтируются при помощи сварки. Разработанные отверстия под шпильки завариваются и просверливаются вновь. В тех случаях, когда разработка отверстия вышла из допустимого предела или от отверстия к центру диска идет трещина, целесообразно на центральную часть диска наваривать усиливающее кольцо (на рис. 2 оно показано пунктиром). Так как толщина диска в этом месте увеличится, то соответственно должна быть увеличена и длина шпилек, т. е. их нужно заменить другими подходящей длины. Как показала практика, усиливающие кольца удлиняют срок службы дисковых колес примерно в два раза. По мере увеличения скорости движения авто- « А мобиля увеличивается и центробежная сила в ко- • «•Рис. 5. Оправка для исправления обода