УСПЕХ ДВИГАТЕЛЯ,РАБОТАЮЩЕГО НА РАЗЛИЧНОМ ТОПЛИВЕЗамена дорогостоящего бензина более дешевым и недефицитным топливом является сей гас одной из наиболее важных задач мировой автомобильной техники. Переход с бензина на какой-либо один новый вид топлива еще не решает задачи, так как запасы или возможности производства искусственным путем какого-либо одного вида топлива всегда ограничены и не могут удовлетворить потребности громадного автомобильного парка. В то же время наличие большого числа разнообразных двигателей, работающих на разном топливе, представляет большие затруднения в снабжении топливом автотранспорта. Вот почему проблема так называемого «всеядного» двигателя, т. е. двигателя, способного работать на различных видах жидкого топлива, несмотря на большие трудности, стоящие на • пути ее решения, пользуется большой популярностью в западно-европеских автомобильных кругах. В № 8 журнала «За рулем» за 1934 год мы уже сообщали о специальной головке к обычному бензиновому двигателю, 'сконструированной инженером Багнуло , с помощью которой мож'LHO успешно применять разнообразные виды жидкого горючего, начиная от спирта и кончая различными растительными маслами. Принцип действия этой головки заключается в предварительной газификации топлива перед сгоранием его в цилиндре (в специальной сферической предкамере). Значение предварительной газификации топлива оценено уже давно, так как известно, что в газообразном -состоянии различное топливо сгорает примерно в одинаковых условиях, в частности, оно имеет общую температуру самовоспламенения около — 640° Ц, которая значительно выше температуры самовоспламенения; каждого вида топлива в жидком состоянии. Предложенный Багнуло способ является наиболее удачным из всех ранее предлагавшихся способов предварительной газификации топлива и особенно ценен тем, что конструктивно может быть сравнительно легко разработан для многих марок автомобильных бензиновых двигателей. Мы имеем в настоящее время данные об успешном применении' головки Багнуло на двиг ателеЛатиль , который был подвергнут длигельнь1мГ всесторонним испытаниям. Двигатель Латиль — четырехцилиндровый с диаметром 100 мм и ходом 13 мм, литраж его—4,084 л, степень сжатия—5,86. При лабораторных испытаниях на стенде двигатель поочередно работал на различном топливе и смесях без изменения регулировки. Испытания дали следующие результаты. Двигатель вполне устойчиво работал на бензине, керосине, газойле, тяжелом нефтяном топливе (с удельным весом 0,900), а также на спирте спирто-бензиновых смесях, оливковом масле, масле земляных орехов и различных соеЕых _ смесях, допуская при этом широкое изменение 4 нагрузки и числа оборотов. Наибольшая мощность двигателя при работе на газойле и тяжелом нефтяном топливе—50 л. с. при 1850 об/мин., в то время как мощность двигателя на бензине—48 л. с. при 2000 об/мига. На другом топливе двигатель дал меньшую мощность, наименьшее значение которой—42,3 л с.— получено при работе на чистом спирте. Такое понижение мощности можно считать вполне нормальным, учитывая малую теплотворную способность спирта, Расход топлива на 1 л. с. в час также не одинаков для различных видов топлива. Наиболее экономичными являются газойль и тяжелое нефтяное топливо 250—260 г/л. с/час (при максимальной нагрузке), что позволяет считать «всеядный» двигатель более экономичным, чем бензиновый (280—300 г/л. с/час) и менее экономичным, чем дизель (210—230 г/л. с/час). Увеличение расхода при работе на другом топливе примерно пропорционально уменьшению теплотворной способности топлива, что является вполне закономерным. Помимо этих основных выводов, испытания выявили ряд присущих данному типу двигателей преимуществ, а именно: хорошее сохранение масла вследствие невозможности попадания в пего жидкого топлива, плавное изменение крутящего момента, способность к перегрузке ит д. Следующим этапом в развитии «всеядного» двигателя явилась проверка его эксплоатационных свойств в действительных условиях работы. Недавно два грузовика, снабженные «всеядными» двигателями типа Багнуло , совершили пробег по Африке, где они работали на разных видах колониального горючего. Несмотря на большое внимание, которое уделила французская печать этому пробегу, подробных технических данных о нем не опубликовано, так как с момента появления это изобретение находится в руках военного Министерства и комитета моторизации колонии. ! По имеющимся сведениям можно судить о том, что пробег прошел вполне успешно, двигатели! оказались надежными в .работе и хорошими по экономичности, причем в последнем отношении они, якобы, превзошли ожидания, возлагавшиеся на них на основе лабораторных испытаний. Особенно важно отметить простоту эксплоатационного обслуживания двигателей с головкой Багнуло. Пуск в ход очень легкий, переход с одного на другое топливо производится моментально, никакой сложной топливной аппаратуры двигатель не имеет. В настоящее время во Франции проводятся опытные работы по применению головки Багн уло на автомобилях нескольких марок, что свидетельствует о серьезном характере этого изобретения. Проблема двигателя, работающего на различных видах топлива, представляет огромный интерес, и поэтому необходима, чтобы наши научно-исследовательские институты серьезно занялись этим вопросом. Инж. Сабинин