12
13
ОБЕСПЕЧИМ НОРМАЛЬНУЮ РАБОТУ ДВИГАТЕЛЯ ВЗИМНЕЕ ВРЕМЯЗапуск двигателей и подготовка автомобилей к выходу на работу зимой после стоянки на открытом воздухе или в неутепленном помещении сопряжены с большими трудностями. Способы подогрева холодных двигателей, применяемые нашими автохозяйствами, не только ве обеспечивают нормальных условий эксплоатации, но часто приводят! к повреждениям и авариям. туре до —• 28* с автомобилями различных типов, показали, что правильно сделанные л-тегоштельные чехлы сохраняют 50 проц. накопленного двигателем тепла, т. 'е. при наличии утеплительных чехлов двигатели остывают в два раза медленнее, чем без них. Из электронагревательных приборов всесторонним испытаниям были подвергнуты нагреватели, применявшиеся различными автохозяйствами и вновь сконструированные или видоизмененные работниками ЦАНИИ. Сюда относятся воздушный - электронагревательный прибор Меркулова (ЦАНИИ), подогреватели с электронагревательными элементами, расположенными на трубопроводе (инж. Куприянова и Осинского) и подогреватели с элементами, погруженными непосредственно в воду, системы охлаждения Ананьева, Анро, Маркочева (ЦАНИИ), инж. Зимелева и Макоренко. Конструктор кроме расчета прибора на отдачу определенного количества тепловых единиц должен создать такие условия работы подогревателя, при которых циркуляция воды была бы максимально интенсивной. Для запуска холодного двигателя необходимо главным образом подогревать блок цилиндров двигателя, следовательно, подогретая электронагревательным прибором вода должна в первую очередь поступать в водяную рубашку блока.Рис. 1. Электронагревательный прибор системы В. Маркочева (ДАНИИ) для двигателей ГАЗ Вопросам безгаражного хранения автомашин до сих пор не уделялось должного внимания. Разработкой методов хранения автомобилей без утепленных гаражей занялся Центральный автоэксплоатационный научно-исследовагельсклй институт (ДАНИИ). • Изучив методы подогрева двигателей, применяемые как у нас, так и за границей, и заимствовав многое из авиационной практики, ЦАНИИ в настоящее время приступил к испытаниям подогревательных приборов для отбора Лучших и наиболее простых из них для внедрения в автохозяйства. i Затруднения зимней эксплоатации в условиях безгаражного хранения не ограничиваются только трудностями запуска холодного двигателя. К методам хранения автомобилей без утепленных гаражей мы должны предъявить требования полной подготовки автомобиля к выходу на линию, обеспечивающей нормальную работу не только двигателя, но и всех остальных механизмов. Нормальная работа двигателя возможна лишь при соблюдении определенного теплового режима. Отступления от этого режима неизбежно влекут за собой быстрый износ стенок цилиндра, нарушают правильную смазку двигателя и могут явиться причиной серьезных поломок отдельных его деталей. . Для облегчения запуска холодного двигателя существуют подогревательные приборы, которые разбиваются на две основные группы: Группа А: приборы для сохранения и длительного поддержания тепла, накопленного двигателел во время работы. . Группа Б: приборы для подогрева холодного двигателя, находящегося длительное время на морозе со спущенной водой из системы охлаждения. ( По первой группе работниками ЦАНИИ были проведены испытания с утеплительными чехлами, электронагревательными приборами, ламповыми подогревателями, каталитическими печами и подогревом паром. По второй группе — с подогревом паром и горячей водой. Утеплительные чехлы играют существенную роль при любом методе подогрева и являются необходимыми для поддержания накопленного 4п двигателем тепла. Результаты многочисленных *Р? испытаний, проведенных при наружной темпераШчшншяННн: • ' • * • . ' . ' •• «i , • s*'wgmm.. >:;f г %ШЁШг6 .'. •..щт* с«м*» '• • • • - .•••:,•V: ' >,i;{Рис. 2. Ламповый подогреватель системы А. Гончарова * 7>- ... Щ Щ-.<Рис. 3. Паровой котел системы инж. Кузина для подогрева двигателейНаклонное положение нижней водяной трубы системы охлаждения двигателей ГАЗ с подъемом в сторону блока цилиндров создает благоприятные условия для циркуляции воды, облегчающие задачу конструктора. Горизонтальное расположение нижнего трубопровода у двигателей ЗИС и ЯЗ (у ЗИС даже с наклоном в сторону радиатора) значительно затрудняет быстрый обмен подогретой воды. Из всех электронагревательных приборов, испытанных ЦАНИИ, наилучшие результаты были достигнуты электронагревательным прибором системы В. Н. М аркочева (ЦАНИИ) для двигателей ГАЗ (рис. 1). Отличительными качествами этого прибора являются чрезвычайная простота и компактность, легкость и дешевизна изготовления. Сейчас идет дальнейшая разработка применения этого прибора к двигателям ЗИС и ЯЗ. Задача сводится к изменению расположения нижней водяной трубы для создания более интенсивной циркуляции воды. Конструктивно вопрос уже решен, и к наступающему зимнему сезону будут гоговы опытные образцы подогревателей Маркочева для всех двигателей автомобилей нашего производства. Электронагревательные приборы Маркочева для двигателей ГАЗ-А и ГАЗ-А А будут изготовляться сериями. Ламповые подогреватели, подвешиваемые к сотам радиатора, широко применяемые на Западе, не дали положительных результатов в наших условиях эксплоатации. В них вносятся конструкРис. 4. Водомаслогрейка конструкции А. Гонтивные изменения. чарова Хорошие результаты достигнуты с ламповым подогревателем системы инж. А. П. Гончарова К группе подогревателей Б кроме подогрева (рис. 2). паром относится и метод подогрева горячей воЭти подогреватели широко применяются в авидой. Для производства испытаний была исполг,ации. Еще с ббльшим успехом они могут быть зована водо-маслогрейка конструкции инж. А. П. применены для длительного подогрева автомоГончарова, широко применяемая в авиации бильных и тракторных двигателей при работе (рис. 4). Сообразуясь с условиями эксплоатации на трактах или вдали от основных баз. При автомобилей, ЦАНИИ переконструировал эту говынужденной остановке двигателя в пути водидо-маслогрейку. Опытные образцы ее изготовлятель, установив паяльную лампу к подогреваются и будут зимой испытаны и переданы на телю, может устранить причину, вызвавшую остазаводы для серийного производства. новку двигателя, без риска заморозить воду в По второму этапу разрабатываемой ЦАНИИ •системе охлаждения и поддерживая все время темы — подогреву остальных механизмов шасситемпературу нагрева, обеспечивающую легкий занамечены и конструктивно разработаны различпуск двигателя. С одинаковым успехам подогреные методы подогрева. Опытные агрегаты изватель может быть использован при длительном готовляются в экспериментальных мастерских лп подогреве двигателя на стоянке. ЦАНИИ. Инж. А. Антонов *«»Применительно к автомобильным двигателям ЗИС и ЯЗ первоначальная авиационная модель подогревателя конструктивно изменена, испытана и подготовлена к серийному производству. С каталитическими печами были произведены многочисленные испытания. Удовлетворительные результаты получены только с подогревом двигателя ГАЗ. После устранения основного недостатка каталитических печей нашего производства, а именно — необходимости применения высокосортного бензина (авиационного или грозненского), каталитические печи могут быть широко использованы в автомобильном транспорте как для подогрева двигателей, так и других механизмов, отепления кабины водителя, кузова и т. д. Метод подогрева двигателей паром следует отнести к наиболее интенсивным и надежным. Широкое применение этот метод найдет в небольших хозяйствах ив районах с суровой зимой. Испытания производились с опытной установкой передвижного парового котла системы инж. А. С. Кузина, применяемого в авиации (рис. 3). Котел может обслуживать одновременно от 10 до 15 автомобилей. Заимствовав у котла Кузина основной принцип подогрева паром, инж. А. Антонов сконструировал новый тип котла, удовлетворяющий требованиям эксплоатации автомобилей. Подогрев паром может быть применен как для длительного поддержания тепла на стоянках (подогреватели группы А), так и для подогрева холодных двигателей после длительной стоянки их на морозе со спущенной водой из системы охлаждения (подогреватели группы Б). '