СОВЕТСКИЕ ГАЗОГЕНЕРАТОРЫНА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЯХМировая война 1914—1918 гг. сильно ударила по топливоснабжению автомобильного транспор та. Военные автомобили на фронте, грузовые И легковые машины ,в тылу переживали «бензиновый голод». Особенно тяжело пришлось Франции, не имевшей нефтяных ресурсов. Война показала всю шаткость ориентации автомобильного парка на импортируемое топливо и заставила искать «национальное» топливо. Поисками «вспомогательного» отечественного топлива в экстренном порядке занялись военное министерство и департамент изобретений Франции. В 1914 г. появился первый грузовик с газогенераторной установкой. В истории автомобильного транспорта открылась новая страница: в качестве топлива для автомобиля стали применять дрова и уголь. В 1916 г. во Франции уже совершал регулярные рейсы между Парижем и Руаном П00 км) газогенераторный автобус, а в 1924 г. военные газогенераторные грузовики Берлие уже принимали участие в маневрах. Во французской армии в настоящее время имеются моторизованные части, полностью укомплектованные газогенераторными автомобилями. По подсчетам французов, на древесное топливо можно перевести 120 тыс. автомобилей, что сэкономит Франции 1 млн, тонн бензина в год. Инициативу Франции подхватили другие страны. Газогенераторные автомобили появились в Германии, Италии, Японии, Бельгии и т. д. За последнее время проявляет интерес к газогенераторным автомобилям и Англия. Значение газогенераторного автомобиля в хозяйстве ив военном деле огромно, так как горючим для него служат древесные отходы, чурки, древесный и минеральный уголь и даже торф, запасами которых почти все страны располагают в огромном количестве. Германия покрывает свою потребность в бензине главным образом за счет ввоза. Поэтому, готовясь к войне, немцы усиленно занимаются внедрением у себя газогенераторных автомобилей, тракторов, тягачей. Фашистский генерал Геринг, являющийся помимо всего прочего также еще и главой лесного ведомства, издал постановление, по которому владельцы газогенераторных машин освобождаются от налога и кроме того получают нечто вроде премий. Проводится широкая агитация за «национальное горючее». Недавно все машины рекламного автопробега были снабжены надписью: «Немцы, пользуйтесь только немецким горючим!» В Германии насчитывается уже 1500 автомобилей с газогенеоаторами на древесном топливе. Разумеется, заботы Геринга о газогенераторах носят отнюдь не мирный хозяйственный (характер. Совсем недавно в заграничной печати появилось сообщение о том, что новые легкие танки, выпущенные в Германии, «будут как-будто работать на искусственном топливе, и скорее всего на древесном». В Италии Муссолини стал на путь принудительного внедрения газогенераторных автомобилей. Кстати сказать, по улицам Рима и Милана уже курсируют десятки газогенераторных автобусов «Альфа Ромео». В ряде стран Европы появились и легковые газогенераторные автомобили, работающие: На дровах и угле, В Австрии Форд на древесном газе в пробеге через Альпы показал среднюю скорость 50 км/час. Итальянский легковой автомобиль Дук с, работающий на древесном газе или жидкой спиртовой смеси, при небольшой мощности мотора (15 л. с.) во время испытаний развил 'Скорость в 91 км/час. Огромный рост автомобильного парка в СССР, преобладание в его составе грузовиков требует миллионов тонн бензина — этого ценнейшего нефтяного продукта. Вот почему для нас имеет исключительное значение применение новых видов автомобильного топлива, и в частности твердого топлива, дешевого и всегда доступного. Первый газогенераторный автомобиль в СССР появился в 1923 г. Его сконструировал ленинградский проф. В. С. Наумов, который с тех пор в рядах общества Автодор' ведет неустанную пропагандистскую и конструкторскую работу в области автомобильно-тракторных газогенераторов. Им положено много сил на агитацию за газогенераторный автомобиль и трактор и на создание ядра конструкторов-газогенераторщиков. Мы уже имеем надежные газогенераторные установки, работающие на дровах и угле, имеем и ценные кадры конструкторов-пионеров автомобильных газогенераторов в СССР: проф. Наумов, инж. Декаленков, молодой советский инженер И. С. Мезин, конструктор газогенераторов для тяжелых грузовиков проф. Карпов и др. Автодором проведен ряд газогенераторных автопробегов, и последний из них — пробег газогенераторного автомобиля «Автодор II» по маршруту Москва—Ростов-на-Дону—Москва (летом 1935 г.) является выдающимся в мировой практике. За 37 ходовых часов грузовой полуторатонный автомобиль с газогенераторной установкой «Автодор 11» (конструкции И. С. Мезина) покрыл расстояние в 1267 км. На весь этот первый в мире скоростной пробег газогенераторного автомобиля ушло 600 кг березовых чурок стоимостью 18 руб. Стоимость же бензина, требующегося на такой путь, составила бы 250 руб. f -pii Партия и правительство уделяют серьезное внимание внедрению газогенераторных автомобилей и тракторов. Это вдохновляет наших конструкторов, и за последнее время они создали ряд конструкций газогенераторов^ для автомобилей ГАЗ и ЗИС, для тракторов, моторных катеров и мотодрезин. Перед нашими конструкторами стоит сейчас ряд боевых задач, которые в основном сводятся к следующему. Усовершенствовать существующие конструкции газогенераторов. Создать газогенератор для тяжелых грузовиков, многоместных автобусов, легковых автомобилей «ЗИС-101» и «М-1», а также для автомобилей-вездеходов. Разработать конструкции газогенераторов, работающих не только на дровах и древесном угле, на и на минеральном угле, торфе, соломе, древесных отходах и т. д. Первый советский легковой автомобиль с газогенератором конструкции инж. МезинаВнешне эти машины ничем не отличаются от Разработать образцы стандартной аппаратуры обычных машин ГАЗ. Газогенераторные установ-j для заготовки и хранения топлива для газоге[ ки спрятаны в чемоданах-багажниках сзади ку-1 нераторов. зова. Сейчас группа конструкторов во главе ,с проф. IностьюУстановки отличаются высокой напряжен-1 процесса Радиус В. П. Карповым уже работает над созданием со.газогенераторного газификации. на однойдсчсгвия загрузветских газогенераторных автобусов, и надо по'ке бункера (60 кг автомобиля топлива)—150 км. древесного лагать, что уже в будущем году мы будем иметь опытные экземпляры их. Наши конструкторы уже Расход топлива на километр—300—350 г. дровя-•| • думают о применении в качестве топлива для 1 ных чурок. Скорость—60—70 км/час. . —еэттоТШшТШВгтгрпобет^ газогенераторных автомобилей и тракторов не пых автомобилей по маршруту Москва — Кииевтолько дров и угля, но и брикетированных торМосква выявил высокие динамические и экономифа, соломы, древесных опилок, что еще более ческие свойства легковых газогенераторных аврасширит возможности использования местного томобилей и эксллоатационную надежность гатоплива, удешевит эксплоатацию автотракторного зогенераторных установок «И. А. Халепкнй» парка, избавит от необходимости перевозить бен(«Автодор III»). зин в отдаленные районы, богатые местным топВ нашей стране на северных окраинах, в Аркливом. . тике, в лесных, золотоносных районах газогеК*руп1КгмГ^о'бъ1тием в"кругах''советской автомонераторный автомобиль имеет огромное будущее. бильной общественности явился выпуск двух Здесь весь автомобильно-тракторный парк можпервых советских газогенераторно перевести на «подножный корм». В городском ныхлегковыхавтомобилей . На этих и сельскохозяйственном автотранспорте газогеавтомобилях установлены газогенераторы «И. А. нераторному автомобилю также должно быть Халеиский » («Автодор III»), работающие на отведено большое место. древесном топливе (дровяные чурки). КонструкЭто во много раз усилит роль автотранспорта торами этих газогенераторов являются инж. Мев1 социалистическом хозяйстве и обороне страны. зин и инж. Пельцер, которые провели свою 1 М. Юнпроф. работу в общественном порядке.МЕ: ЗАБУДЬТЕ, что срок вашей подписки на „ З аРулет " истекает в ДЕКАБРЕ 1035 года .Для беспрерывного и аккуратного получения журнала с начала 1936 года, необходимо сдать подписку не позже средних чисел декабря с таким расчетом, чтобы в Москву заказы поступили непозднее 27 декабря . П ОДПИСНАЯЦЕНА : 12 мес—7 р. 20 К., 6 мес.—3 р. 60 к.) 3 мес.—1 р. 80 к. Подписку направляйте почювым переводом: Москва, 6, Страстной бульвар 11, Жургазобъедчнение, или сдавайте инструкторам и уполномоченным Жургаза на местах. Подписка также принимается повсеместно почтой и отделениями Союзпечати.5