ОБСУЖДАЕМ ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА Н. С. ХРУЩЕВА НА XXI СЪЕЗДЕ КПССАвтомобильная имотоциклетнаяпромышленностьв 1959—1965 ггшВ. Я. СЕЛИФОНОВ,заместитель начальника отдела машиностроения Госплана СССР тезисах доклада Н. С. Хрущева о контрольных цифрах (19591965 гг.) раскрыты огромные перспективы развития всех отраслей народного хозяйства. В автомобильной промышленности наряду с увеличением выпуска автомобилей и запасных частей к ним предусматривается проведение значительных изменений в структуре выпускаемой продукции, решение важнейших задач, связанных с серьезным совершенствованием существующих и организацией ряда новых производств. Одной из таких важнейших задач, в частности, является организация производства малотоннажных грузовых автомобилей (грузоподъемностью от 0,3 до 1,5 тонны) различных модификаций — бортовых, фургонов, повышенной проходимости, со специальными кузовами применительно к потребностям торговых организаций, колхозов, промышленных предприятий и для других нужд народного хозяйства. Выпуск автомобилей этой группы должен в 1965 году более чем в 50 раз превзойти практический объем производства 1958 года. Большое развитие должно получить производство большегрузных автомобилей типа МАЗ и ЯАЗ. Выпуск автомобилей типа ЯАЗ, например, намечено увеличить в 1965 году в 4,3 раза против фактического выпуска их в нынешнем году. Для обеспечения горнорудной, угольной, химической промышленности и строительной индустрии необходимо значительно увеличить производство сверхтяжелых автомобилей, а также самосвалов грузоподъемностью 25 и выше тонн. Для этой цели потребуется создать специальный завод с сильным конструкторским бюро. Выпуск сверхтяжелых самосвалов в 1965 году должен увеличиться в 5,6 раза сравнительно с выпуском в настоящее время. Начатое в 1956 году производство автопоездов с седельными тягачами и полуприцепами быстро развивается. Преимущества таких автопоездов — увеличенная грузоподъемность, большая емкость платформы полуприцепа, меньшая себестоимость перевозок по сравнению с обычными автомобилями — станут еще более ощутимыми в связи с созданием различных модификаций полуприцепов: фургонов, полуприцепов, специально созданных для перевозки скота и птицы, зерновозов, полуприцепов для перевозки грузов с малым объемным весом, для перевозки строительных деталей — железобетонных балок, плит, полуприцепов-рефрижераторов для перевозки пищевых товаров и т. п. Одесский завод, ранее выпускавший самосвалы на шасси автомобиля ГАЗ-51, в этом семилетии будет специализирован на производстве различных полуприцепов и полностью перейдет на их выпуск. При этом на Одесском заводе создается специальное конструкторское бюро по автопоездам с седельными тягачами, которое будет ведущим в разработке типажа и перспектив развития этого нового вида автомобильного подвижного состава. Выпуск седельных тягачей возрастет в 1965 году по сравнению с 1958 годом в 4,25 раза, а выпуск полуприцепов намечается увеличить в 7—8 раз. На Кутаисском автомобильном заводе имени Г. К. Орджоникидзе основным видом продукции будет седельный тягач для полуприцепов грузоподъемностью 78 тонн. Предусматривается также организация производства одноосных тягачей, ранее не производившихся в Советском Союзе. Одноосные тягачи предназначаются главным образом для работы со строительными и дорожными машинами. В первую очередь создается одноосный тягач с двигателем мощностью 165 л. с , предназначенный для работы с скрепером. Сравнительно малый вес (а, следовательно, и меньшая металлоемкость), большая маневренность, экономичность в эксплуатации открывают перед этим новым видом автомобильных тягачей широкие перспективы развития. В предстоящем семилетии намечается резкое увеличение выпуска автобусов. Уже в 1958 году по количеству выпускаемых аатобусов Советский Союз вышел на первое место в мире, значительно опередив США, Англию и Федеративную Республику Германию. В 1965 году намечается увеличить выпуск автобусов в 2,7 раза по сравнению с 1958 годом. При этом имеется в виду освоение производства всей гаммы автобусов: от машин малой пассажировместимости (8—10 человек) до автобусов, способных одновременно перевозить 100—120 человек. Большие автобусы по размерам кузова, расположению дверей, проходов и сидений должны быть унифицированы с троллейбусами, и эта унификация позволит значительно повысить качество обслуживания пассажиров и пропускную способность линий. К выпуску больших унифицированных автобусов готовится завод имени Урицкого. в г. Энгельсе. Автобусы средней вместимости будут выпускать в возрастающих количествах Львовский автобусный завод, Павловский автобусный зевод, а также вновь организованные производства: Ликинский автобусный завод Московского областного совнархоза и Курганский автобусный завод. В области производства легковых автомобилей предусматривается значительное расширение типажа автомоби-Автомобили, изготовленные сверх плана коллективом M3TVIA по обязательству, принятому в честь XXI съезда КПСС. Фото В. ХУХЛАЕВА. (Фотохроника ТАСС) лей. Наряду со значительным увеличением выпуска малолитражных автомобилей типа «Москвич» будет уделено также большое внимание выпуску различных модификаций этого автомобиля. Речь идет прежде всего об «универсале», т. е. автомобиле с увеличенной емкостью пассажирского помещения, пригодном как для перевозки пассажиров, так и грузов, а также автомобилефургоне, являющимся грузовым вариантом этого автомобиля. Все модификации автомобиля «Москвич» будут выпускаться также с приводом на четыре колеса, т. е. в качестве автомобилей повышенной проходимости, пригодных для эксплуатации в районах с недостаточно развитой дорожной сетью. Небольшая часть малолитражных автомобилей будет выпускаться со специальным ручным управлением (для инвалидов). Помимо малолитражных автомобилей, намечено организовать выпуск так называемых микролитражных автомобилей. Мощность двигателей этих автомобилей будет на уровне 20—25 лошадиных сил, кузов двухдверный, закрытый, 4-местный. Общий сухой вес автомобиля не должен превышать 600 кг, расход горючего на 100 км должен быть в пределах 6—6,5 литра. Так же, как и малолитражный автомобиль, микролитражная машина будет выпускаться в различных модификациях. Выпуск намечается достаточно массовый, чтобы обеспечить рентабельное применение автоматических линий и полуавтоматических станков, а также современных методов штамповки деталей, сборки кузовов, сборки и отделки автомобиля в целом. Автомобили среднего литража типа «Волга» и ГАЗ-69 будут выпускаться в значительных количествах, но рост производства этого типа легковых автомобилей не будет большим. Кроме перечисленных, будут выпускаться автомобили высшего класса, типа ЗИЛ-111 и «Чайка». В обеих этих моделях намечается применить короткоходные V-образные восьмицилиндровью двигатели с высокими степенями сжатия и большими мощностями, автоматические трансмиссии, новые агрегаты шасси, панорамные ветровые стекла и ряд устройств, обеспечивающих максимальный комфорт пассажирам и водителю. В конструкциях всех типов автомобилей ив первую очередь в двигателях намечается осуществить значительные изменения. На грузовые малотоннажные автомобили будут устанавливаться верхнеклапанные короткоходные четырыхцилиндровые бензиновые двигатели такого же типа, как уже внедренный сейчас в производство двигатель автомобиля «Волга». На автомобилях средней грузоподъемности будут применены восьмицилинДровые. верхнеклапанные V-образные бензиновые двигатели с различным объемом, но с высокой степенью унификации по ведущим деталям и агрегатам. Только на часть автомобилей грузоподъемностью 2,5 тонны (ГАЗ-52) будет устанавливаться модернизированный верхнеклапанный шестицилиндровый рядный двигатель. Таким образом, все бензиновые двигатели будут верхнеклапанными и, начиная с рабочего объема 3,7 литра, V-образными. Литровая мощность всех этих двигателей будет значительно повышена, а удельный расход топлива понижен. В целях обеспечения успешной реализации контрольных цифр намечено проведение широкой специализации автомобильных заводов и создание ряда новых специализированных -заводов по выпуску автомобилей, двигателей и других агрегатов. Так, например, Московский автозавод имени Лихачева специализируется на производстве 4-тонных грузовых автомобилей и их модификаций, Минский автозавод — на выпуске 7-тонных автомобилей и самосвалов, Ульяновский автозавод — на выпуске грузовых автомобилей грузоподъемностью 0,8—1 тонна, а также легковых автомобилей ГАЗ-69, Производство грузовых автомобилей типа ЯАЗ организуется на новом Кременчугском автомобильном заводе. Ярославский завод будет выпускать только дизельные автомобильные двигатели, при этом конструкция двигателей должна быть создана вновь, с учетом всех потребностей автомобилестроения и современного уровня автомобильной техники. Намечено создание новых заводов по производству автомобильных бензиновых двигателей в г. Заволжье (Горьковская область) и на Урале, создаются новые автобусные заводы в г. Кургане ив Московской области, а также десятки специализированных предприятий по производству автомобильных деталей. Эти специализированные предприятия будут изготовлять детали как для поставки их в качестве запасных частей, так и для комплектации узлов и агрегатов автомобилей, которые будут выпускаться на специальных агрегатных заводах. В Новосибирске и Фрунзе намечена организация автосборочных заводов, которые будут собирать автомобили из таких готовых узлов и агрегатов. Кроме того, разумеется, автомобильные детали, изготовляемые на специализированных предприятиях, будут поступать и на основные автомобильные заводы. Развитие автомобильной промышленности и повышение ее технического уровня потребует улучшения существующих и создания новых высококачественных низколегированных сталей и неметаллических масс. Понадобятся также синтетические лакокрасочные материалы, обеспечивающие стойкие высококачественные покрытия с красивыми расцветками, Гнутые панорамные СУРКЛЙДЛЯ легковых и грузовых автомобилей, а также для автобусов, кожзаменители и .ткани из синтетических волокон для внутренней отделки автомобилей, водонепроницаемый и каркасный картон (включая цветной и картон с декоративной отделкой), губчатая резина для сидений автомобиля и упругих прокладок, масломорозостойкая резина для гидравлических тормозных систем и многое другое. Потребуется также увеличение выпуска сортов бензина с октановыми числами выше 75 и специальных смазочных масел для V-образных двигателей и гипоидных передач. Реализация этих новых технических требований и создание всей гаммы новых материалов возможны лишь в результате настойчивой и упорной работы автомобильных предприятий совместно с соответствующими заводамипоставщиками, конструкторскими бюро и научно-исследовательскими институтами. Ряд изменений намечается также ив общей компоновке автомобилей. При разработке конструкций автобусов преимущество будет отдано вагонным кузовам, выполненным по несущей или полунесущей схеме. Из легковых автомобилей только микролитражный автомобиль будет создаваться с двигателем, расположенным в задней части автомобиля. Остальные типы, по-видимому, сохранят обычную схему с двигателем впереди и ведущим задним мостом. На грузовых автомобилях, и особенно на тягачах, получит распространение компоновка по схеме «кабина над двигателем». Такие автомобили готовятся к производству на Ульяновском автомобильном заводе (грузоподъемностью 0,8—1 тонна), на Кутаисском автомобильном заводе (седельный тягач и грузовой автомобиль грузоподъемностью 5 тонн), а также на Минском автозаводе, где намечено грузовой автомобиль грузоподьемностью 7,5 тонны и самосвал грузоподъемностью 7 тонн также выпускать с кабиной над двигателем. Разрабатываются подобные конструкции и- на Горьковском автомобильном заводе. Наряду с развитием производства автомобилей намечается улучшение и модернизация типажа автомобильных прицепов, а также значительное увеличение их выпуска. Помимо автомобилей, массовым средством передвижения и спорта являются мотоциклы и велосипеды. За последние годы выпуск мотоциклов и велосипедов в стране значительно увеличился. В 1958 году по сравнению с 1953 годом выпуск мотоциклов увеличился почти в3 раза и велосипедов почти в2 раза. В 1957 году на двух заводах РСФСР начат выпуск мотороллеров, а с этого года в УССР начался выпуск мотовелосипедов. Для того чтобы еще полнее удовлетворить потребности населения, выпуск мотоциклов и мотороллеров в 1965 году будет увеличен более чем в два раза по сравнению с достигнутым сейчас уровнем, а производство мотовелосипедов — в 8 раз. Увеличение выпуска мотоциклов, мотороллеров и мотоколясок предполагается достичь на существующих заводах. Минский мотоаелозавод намечено полностью переключить1*3