ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШОФЕРОВ И МЕХАНИКОВНаучно-техническое издательство автотранспортной литературы (Автотрансиздат) Министерства автомоб ильного транспорта и шоссейных до ­ р ог РСФСР 'выпускает втекущемгодуряд новых книг иброшюр по вопросам эксплуатации, т ехническогообслужива ­ ния иремонта автомобилей. Изданы большими тиражами учебники для шоферовтретьегои 'первого классов. Стотысячным тиражом вышел справочник, содержащий сведения отехническомобслуживаниии ре'монте автомобилей отечественных моделей,. о б особенностях их вождения < различв ных дорожных условиях иоб устранении путевых неисправностей. Этот спра ­ в очник рассчитан на широкийкругшо ­ феров и автолюбителей. В конце года намечено выпустить учебникшоферавторого класса (автор ы А. А. Сабинин, И. П. Плеханов и В, А. Черняйкин). Выходят из печати два пособия для автомобильных механиков: ((Автомобильные материалы и шины» П. А . К о ­ лесника и Н. Д . М орозоваи «Эксплуатация иремонт автомобилей» К. С. Ш е стопалова, А. И. Рогожина и Н. Д . М о ­ р озова . В первой книге рассмотрены свойства металлов, топлива, с мазочных материалов и специальных жидкостей , а также устройство, эксплуатация ире ­ м онт автомобильных шин. Вторая кни ­ га посвящена организации автомобильных перевозок , механизации погрузоч но-разгрузочнЫх работ, техническому обслуживанию , с пособами технологии ремонта деталей автомобилей «Москвич-402», ГАЗ-51, ЗИЛ-150. Для автомехаников, шоферов и регулировщиков издана брошюра В. М , М едведкова «Регулировка грузо ­ вых автомобилей ГАЗ». В ней приведе ­ ны основные сведения по проверкеи эксплуатационным регулировкам механизмов, систем иприборовавтомоби ­ лей ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ПАЗ-93. Ш оферов , учащихся и преподавателей автомотоклубов, автошкол, к урсов при первичных организациях ДОСААФи всех изучающихипреподающих правила движения заинтересует, вероятно, книга -Е. С. Кузнецова «Предупреждение дорожных происшествий». В 'ней рассмотрены основные причины, дан анализ происшествий ирекомендованымеры их предупреждения . Вышли в свет книги, посвященные устройству отечественных автомобилей. Среди них — третье издание справочника А. Д . А брамовича «Технические характеристики автомобилей» и «Краткий автомобильный справочник», п одго ­ товленный сотрудниками Государственн ого научно-исследовательского института автомобильного транспорта. Этот справочник содержит данные о развитии автомобилестроения в нашей стране, о ранее выпускавшихся, с овремен ­ ных и новых моделях советских автом обилей . В нем приведены технические характеристики автомобилей, автобусов и автомобильных прицепов, краткая классификация и параметры, о ценки их конструкции , а также сведения по кар ­ б юраторам , а ккумуляторным батареям, свечам зажигания , автомобильным ши ­ нам, топливу, с мазочным материалам и т. д. Технические характеристики соп ровождаются иллюстрациями. Д ля владельцев автомобилей предна ­ значена книга Т. С. Г розозскогои Б. Н. Надеждина «Автомобиль « М оскзич 402». В ней содержатсярекомендации по обкаткенового автомобиля. Отдельная глава посвящена управлению автом обилем . П одробнорассмотрены такж еспособыиприемы технического об ­ служивания, особенности зимней эксплуатации. К раткоизложены способы предупрежденияи устранения наиболее • характерных 'путевых неисправностей автомобиля и освещен текущийремонт основных его агрегатов. К рометого , в книге имеются сведения опод ­ г отовке автомобиля к дальней туристской. п оездке , таблица смазки, описание дополнительного оборудования . В будущемгоду намечено издать кни ­ гу по автомобилю «Москвич-407». Из года 'в год .Автотрансиздат выпускает брошюрыв трех сериях: «Библиотека шофера», «Научно-популярная библиотека автомобилиста» и «Опыт новаторов автотранспорта». В этом годувпервойсерии вышла брошюра В. И. Лапидуса и КЭ. А. Хальфана « А втомобильные автоматические коробки передач». А вторы популярно излагают конструктивные особенности ипринципработы автоматических коробок передач. «Научно-популярная библиотека автомобилиста» 'включает в себя издания по теории автомобиля. К выпущенным ранее брошюрам , п освященным устойчивости и управляемости, т орможению , динамическим качествам автомобиля, прибавилась еще одна — « П роходи ­ мость автомобиля» (автор Г. А. Гаспарян). В будущем году выйдет брошюраД . А. Рубца «Экономичность автомобиля». В серии «Опыт « о ваторов автотранспорта» п убликуются материалы об опы ­ те работы передовых шоферови рабочих, занятых техническим обслуживанием иремонтом автомобилей. Н едаз но издана брошюра X. Д . Квитко «Пер едовыешоферыЮжного Урала». Она рассказывает об опыте работы лучших шоферов Челябинской области, о ме ­ тодах ухода за автомобилями иэконо ­ мии эксплуатационных материалов. К роме книг иброшюр , Автотрансиздат выпускаеткрасочные плакаты. Вышла в сеет серия плакатов на 8 листах «Автоматическая передача автомобиля М-21 «Волга». Будут изданы также плакаты потехническому обслуживанию систем питания иэлектрооборудования автомобилей. В начале будущего года выйдет серия плакатов на 27 листах «Автомобиль М-21 «Волга». В. ПЛЕННИКОВ, главный редактор Автотрансиздата.Автомобиль на обочинеСЕРИЯ ВТОРАЯГДЕ КРОЕТСЯ НЕИСПРАВНОСТЬ?Есть ли искра? Установив забастовавший автомобиль должным образом на обочине дороги и удостоверившись в несомненном наличии какой-то неисправности, водитель начинает ее искать. Первый поиск — есть ли искра между электродами свечей? Снимите провод одной из свечей. Если наконечник провода углублен в резиновую или керамическую обойму, вставьте туда ключ. Держите ключ или конец провода на расстоянии 3—5 мм от блока или головки двигателя и попросите пассажира нажать на кнопку стартера при включенном зажигании. Между ключом и блоком должна проскочить сильная, как говорят, жирная, искра. Если нет помощника, можно привести стартер' в действие, не пользуясь кнопкой; для этого нужно сильно нажать рукой на рычаг стартера (при ножной кнопке) или замкнуть пассатижами контакты соленоидного включателя, расположенного на линии толстого провода, который идет от аккумулятора. Некоторые соленоидные включатели имеют отвертывающуюся крышку, так что можно, сняв ее, нажать рукой на контакт. Есть ли подача топлива? Искра есть, но двигатель не работает. Второй поиск — есть ли подача топлива? Снимите. воздушный фильтр. Откройте воздушную заслонку и загляните в смесительную камеру карбюратора, покачайте рукой рычажок акселератора, при этом из жиклера должна идти слабая распыленная струя топлива. Можно убедиться в исправности бензонасоса, не снимая воздушного фильтра. Отсоедините трубку подачи топлива от карбюратора и проверните двигатель стартером или подкачайте насос ручным рычагом. При каждом движении рычага из трубки должен выливаться бензин. } Продувка двигателя. Отказ непере\ гретого двигателя от работы при наличии искры и подачи топлива, как правило, означает, что в цилиндрах скопилось много топлива или что свечи замаслены. Нажмите каблуком до отказа на педаль подачи топлива и одновременно проверните вал двигателя стартером в течение нескольких секунд, чтобы «продуть» двигатель, удалить из впускного трубопровода и цилиндров переобогащенную смесь. Может случиться, что стартер неисправен или аккумулятор от продолжительной работы стартера разряжен. Приходится проворачивать вал двигателя рукояткой. Чтобы в этих условиях нажать на педаль подачи топлива, вставьте между педалью и подушкой сиденья распорку — кусок доски или палку. Напомним, что, например, горячий двигатель «Москвич» практически невозможно пустить в ход, не нажав на педаль подачи топлива. Продувка двигателя не помогла. Тогда 'выверните по очереди свечи зажига> ния, протрите их чистой тряпкой, смо1 \ ченной в бензине, а затем — сухой С тряпкой. Впрочем, об этом уже в сле£ дующей серии.-1- 1Т.С [,адО»ИИИ. Ь п НАЛЕЖЛИНЧвГX д кзитхоПЕРЕДОВЫЕ ШОФЕРИ II ХИИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОЬ'ИЛЕИфмосквич402-PW4*&-ШСГ-№<^