гоночныйАВТОМОБИЛЬ ГА-2500Кандидат технических наукВ. Г. ШАХВЕРДОВЗа последние два года парк автомотоклуба Ленинградского военного округа пополнился 15 гоночными автомобилями, семь из которых I формулы и остальные — 1 1 формулы. 1 В 1958 году было построено три новых гоночных автомобиля I формулы ГА-2500, на одном из которых автору этих строк удалось выиграть первенство СССР по классу гоночных машин. Автомобиль этой модели предназначен для шоссейно-кольцешых гонок и построен в строгом соответствии с требованиями ФИА. Кузов его — одноместный, хорошо защищающий гонщика от встречного потока воздуха. Колеса и кабина гонщика не имеют обтекателей. Компоновка машины учитывает наличие на трассах гонок большого количества правых поворотов; вес, приходящийся на правые «олеса, на 2% больше, чем на левые. Открытые колеса улучшают маневренность автомобиля. Они и дают возможность благодаря сигнальному слою протектора покрышек своевременно определять момент необходимой остановки машины для замены износившихся шин. Расстояние от рулевого колеса до спинки сиденья таково, что гонщик управляет машиной вытянутыми руками. Такая посадка, на наш взгляд, имеет некоторые преимущества. Во время частых торможений прямые руки меньше устают и служат хорошим упором при поворотах, ударах и неизбежных «прыжках» с трассы. В случае сильных ударов и возможного опрокидывания машины гонщик относительно легко может выброситься из просторной кабины. Почти жесткое сиденье, плотно охватывающее таз и спину гонщика, также облегчает вождение автомобиля по кольцу. Так как по правилам ФИА кольцевые гонки проводятся при любой погоде, особое внимание в конструкции автомобиля уделено защите кабины от брызг. Это удалось сделать за счет формы кузова, постепенно расширяющегося к кабине, и благодаря защитному козырьку, поверх которого гонщик следит за дорогой. Кузов и защитный козырек создают воздушные потоки, препятствующие попаданию брызг в кабину и на очки гонщика даже при движении с боковым ветром и на не очень крутых поворотах. Для лучшей обзорности предусмотрены, как того требуют правила, два зеркала площадью более 60 см2 каждое. Контрольно-измерительные приборы расположены в кабине в соответствии с их значением. На первом месте размещен .манометр, показывающий давление масла, и указатель температуры воды, затем — указатель температуры масла, тахометр, спидометр и амперметр (на случай использования батарейного зажигания). Рулевое управление использовано от автомобиля М^20. Передаточное число его равно 8. Угол наклона шкворней назад составляет 8°. Оба эти параметра обеспечивают хорошую управляемость на прямых и, что особенно важно, на поворотах при движении с «юзом четырех колес». Таким приемом, широко применяемым зарубежными гонщиками, начинают овладевать и ленинградские автоспортомены. Необходимое передаточное число рулевого управления получено за счет сошки руля, в качестве которой установлен промежуточный маятниковый рычаг автомобиля ЗИС-110. От рулевых рычагов к сошке руля идут регулируемые поперечные тяги, Никаких промежуточных шарниров и маятниковых рычагов нет. Для того чтобы сделать поворот, гонщику не нужно «перебирать» в руках рулевое колесо.В кабине имеются подвесные педали управления. Вместо резины на металлические 'площадки нанесена глубокая насечка, что лучше предотвращает соскальзывание ног. Механизм переключения передач взят с автомобиля «Мооквич-407». Он размещен оправа от сиденья гонщика на раме автомобиля и связан с коробкой передач двумя короткими тягами без резиновых втулок. Длина ручки переключения уменьшена до 100 мм. На" левой стенке кабины закреплен с помощью стальной ленты масляный бак емкостью 20 л. За сиденьем гонщика размещен бензиновый бак емкостью 180 л. Крепится он двумя стержнями, соединенными с рамой болтами. Рама автомобиля представляет собой пространственную ферму. Основные силовые стержни — хромонсилевые трубы размером 40X l1 i5 мм. Для каркаса обшивки применены обычные цельно-Рис. 1. Схема расположения силовых агрегатов и узлов автомобиля.Рис. 2. Система смазки двигателя: 1 — масляный бак, 2 — масляный радиатор, 3 — нагнетающий насос, 4 — редукционный клапан, 5 — откачивающий насос. 6 — фильтр грубой очистки масла, 7 — фильтр тонкой очистки масла.