С МАРКО*ОПЫТНЫЕ ОБРАЗЦЫ КОРОТКОБАЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙД . КАРТВЕЛИШВИЛИ, главный конструктор Кутаисского автомобильного завода имени Г. К. Орджоникидзе аш заводв течение ряда лет выпускает самосвалы, констр укциякоторыхв значительной мере уже устарела и, главное, не учитывает особен ­ ностей эксплуатации автомоби ­ лей вгорной местности. М ежду тем для нас, работников Кутаи сского завода, р асположенноговцен ­ тральной части Кавказа, было особенно ясно, что автомобиль, э ксплуатируемыйвгорной местности, д олжен .иметь по ­ в ышенную маневренность, л учшуюоб ­ зорность, в ысокуюдинамику <л ряддругих качеств. Поэтому, проявив твор ­ ч ескую инициативу, наш конструкторский коллектив .разработал вопытномпо ­ р ядкеконструкцию пятитонного грузо ­ вика, .имеющего короткую базу, в ме ­ стительную кабину, р асположеннуюне ­ посредственно над двигателем инеко ­ т орыедругие конструктивные особен ­ ности. Общественность завода горячопод ­ д ержала это начинание, благодаря чему нам удалось вкороткийсрокизгото ­ вить опытный образецгрузовикаипри ­ ступить к его предварительным заводс ким испытаниям в условиях горной местности.НЭти первые испытания показали, что есть смысл работать взаданном направлении. Г рузовик , к оторый показан на фото, п рошелуже 12 000 км по дорогам Кавказа и проявил себя с лучшей стороны . Расположение кабины над двигателем дало возможностьпреждевсегорезко улучшить обзорность , с ве ­ дя до минимума непросматриваемые водителем, так называемые «мертвые» пространства, так 'как передкабиной нет теперь обычнойоблицовкии 'капота. Нет нужды говорить, 'насколько это важнопридвижении автомобиля по гор ­ ным дорогам. К роме того, расположение кабины над двигателем дает возм ожность более рационально 'использовать площадь, т. е. п риоднойи той же базе можнопримерно на 20—25 про ­ центов увеличить длину, а следовательно, и площадь грузовой платформы. М ыи пошли по этому пути, сумев четырехт оннуюгрузовую платформу сделать пятитонной; о дновременно была сокра ­ щена межосевая база, что значительно повысило маневренность автомобиля. Кабина н?шего автомобиля — ч етырех ­ местная, с рядом удобств для водителя. Не говоряужеотом , что управление коробкой передач вынесено на рулевуюк олонку , следует отметить, что кабина очень просторна , имеет панорамныеветровые стекла и угловые гнутые стекла в своей задней, части, что еще бо ­ лее способствует улучшениюобзорно ­ сти с места водителя. П ри езде погор ­ н ой местности, а такжепривыполнении маневров сприцепом на ограниченнойплощади это имеет большое значение. У корочениемежосевой базы умень ­ шило радиус поворота автомобиля при ­ м ерно на 1,5 метра , что позволяет де ­ лать разворот на малых площадях и значительно улучшает маневренность на крутых поворотах, серпантинных участках дорог , местах погрузки ^ р азгрузкиструднымиподъездамии т. д. Весьма существенным является такжеи то, что автомобиль, изготовленный по схеме расположениякабины над двига ­ телем, дает некоторуюэкономию веса ( д о 3—5 процентов ) т ю сравнению с автомобилями общепринятой компоновки. в свете той борьбы за снижение веса автомобилей, к оторую ведут наши кол ­ л еги - к онструкторы на всех автомобильных заводах, это обстоятельство также представляется нам очень важным , отк рывающимперспективыв деле дальнейшего снижения веса автомобилей.IS