10
11
КРУПНЫЙ• O; F JАдоян, Эдвин Крузе, Иван Хохлов—чемпиораныМАСТЕРСТВО ПРИНОСИТ УСПЕХНо вернемся к ереванской трассе. Посмотрим сначала на красочный многолюдный старт юношей и женщин, выступающих на мотоциклах класса до 125 смз, — эта картина великолепно видна с трибун ипподрома, — отметим, что среди юношей лидерство сразу же захватил молодой спортсмен из Иркутского автомотоклуба ДОСААФ Р. Абдрахимов, а среди женщин заслуженный мастер спорта Ирина Озолина, и... последуем примеру зрителей, т. е. отправимся на трассу. Здесь уже разгорелась острая, напряженная борьба, особенно среди женщин. После двух кругов, например, латвийская спортсменка В. Ошиня сумела было оттеснить Озолину на второе место, но третий круг вновь принес успех многократной чемпионке страны, причем на второе место вышла способная досаафовка из г. Фрунзе мастер спорта Н. Шарапова. Одно время турнирное положение первых пяти спортсменок точно соответствовало их... стартовым номерам: впереди шла И. Озолина (№ 102), затем Н. Шарапова (№ 103), В. Ошиня (№ 104), Ф. Паша (№ 105), Л . Григорьева (№ 106) и лишь начиная с шестого места некоторый «беспорядок» вносили В. Лапиня (№ 124) и Н. Сусова (№ 120). Последние хорошо известны как отличные кроссистки, и никого, конечно, не удивило, что вскоре они переместились соответственно на четвертое и пятое места, а после шести кругов на третье и четвер-Фото Ю. КЛЕМАНОВА ногочисленные зрители, заполнившие в эти дни трибуны ереванского ипподрома, были удивительно не| поседливы — то один, то другой, а то и целыми группками они вдруг вставали и торопливо направлялись нуда-то в сторону от трибун. Впрочем, места их не пустовали, так как желающих посмотреть интересные соревнования пришло на ипподром немало. Шел розыгрыш первенства СССР по мотоциклетному кроссу. Участники его преодолевали много дорожных препятствий и тут, перед трибунами; но наиболее интересные эпизоды спортивной борьбы, разумеется, разыгрывались там, на семикилометровой трассе, где были крутые спуски и подъемы, естественные трамплины и два заболоченных участка... Туда-то и стремились зрители. Забегая вперед, надо сказать, что эти экскурсии с трибун на лоно природы были в известной мере вынужденными. Дело в том, что во время соревнований была из рун вон плохо поставлена информация о положении на трассе. Телефонная связь с важнейшими участками трассы не была налажена, и в результате судья-информатор мог лишь комментировать (примерно один раз за десять минут) прохождение лидеров перед трибунами, т. е. то, что и так видели зрители. К тому же делал он это — скажем прямо — сухо, неинтересно ис ошибками, которые далеко не всегда исправлял. Если учесть, что изданная секцией мотоциклетного спорта программа соревнований также была бедна содержанием (зато изобиловала грамматическими и смысловыми ляпсусами!), то станет ясно, почему зрители предпочитали самолично знакомиться с положением дел на дистанции. Новый чемпион СССР на «высоте положения». Виктор АдоянмМежду тем сама идея проведения кроссовых соревнований с использованием части территории ипподрома (а также трибун для зрителей) весьма актуальна и плодотворна. При хорошо налаженной информации с трассы можно весьма выгодно и целесообразно использовать трибуны стадионов и прилегающие к ним участки для организации и проведения различных кроссовых соревнований, особенно на коротких трассах, Во всяком случае, опыт ереванцев, даже со всеми его недостатками, заслуживает внимания и может быть широко внедрен всюду, где есть ипподромы и спортивные сооружения с так называемыми «черновыми» (т. е. не используемыми для бега) дорожками. Если к тому же выполнить большую электрифицированную карту трассы с указанием положения лидеров на каждый данный момент (не столь уж трудное дело в нашу эпоху спутников и баллистических ранет!), то можно было бы окончательно решить извечную для кроссовых соревнований «проблему» привлечения зрителей.f£ee*a>b€6*c& £аибе*с£шш2>Мотоциклетные соревнования по кроссу на первенство СССР 1958 года привлекли очень сильный состав участников. Среди 260 спортсменов было 4 заслуженных мастера спорта, 113 мастеров спорта, 108 перворазрядников» В общекомандном первенстве участвовало 10 сборных команд, представлявших ЦСК МО, ДОСААФ СССР и спортивные общества: «Трудовые резервы», «Буревестник», «Труд», «Даугава», «Спартак», «Авангард», «Ашхатанк» и «Енбек». Все участники оспаривали также первенство в личном зачете.Надо заметить, что Всесоюзный комитет по физкультуре и спорту, наметив проведение мотоциклетного первенства СССР в середине октября, видимо, не учел связанных с этим трудностей и тем самым поставил судейскую коллегию, участников и организаторов соревнований в трудное положение. Чтобы принять засветло на финише участников трех заездов, судейская коллегия была вынуждена закрывать финиш через 1С—15 минут после того, как первые три спортсмена закончат дистанцию. Эта жесткая мера была необходима, так как в случае ненастной погоды, которая, как правило, делает трассу более тяжелой, появлялась угроза того, что для последнего заезда вообще не останется дневного времени. Кроме того, старты пришлось объединять. Так, были объединены в одном заезде юноши и женщины, спортсмены, выступавшие в классе до 500 и 750 см 3 , и т. д.Трасса кросса была несколько непривычна для большинства спортсменов, приехавших из разных концов страны. Наряду с преодолением множества обычных препятствий в виде бродов и грязевых участков здесь пришлось проходить по сыпучему песку, в котором часто встречались камни, резко изменявшие направление движения машин. От мотоциклистов требовалось высокое мастерство, умение быстро приспособляться к новым дорожным условиям и особенностям грунта. Всем участникам надо было пройти по 10 кругов. Д и ­ станция была равна 75 км для мужчин и 46 км для женщин и юношей. Мотоциклы, представленные на первенстве этого года, мало отличались по конструкции от машин первенства 1957 года. Тем не менее можно назвать ряд интересных конструктивных новинок. Так, спортсмен А. Олейников выступал на мотоцикле, имеющем двигатель с алюминиевым цилиндром рабочим объемом до 175 см 3и четырехступенчатую коробку передач, которая может быть использована как с этим двигателем, так ис двигателем до 125 см 3 . Удачно была подготовлена экипажная часть мотоцикла у спортсмена И. Григорьева. Интересную раму собственной конструкции установил на своем мотоцикле В. Волчкевич. Следует отметить также удачное размещение двигателя и главной передачи на мотоцикле Е. Косматова и И. Хохлова. Наклонное распо-10 НА ПЕРВЕНСТВЕ СССР ПО МОТОЦИКЛЕТНОМУ КРОССУУСПЕХ СПОРТСМЕНОВ ДОСААФтое. Но, пожалуй, особой похвалы заслуживает тактическое мастерство нашей замечательной спортсменки — досаафовки Визмы Лапиня. С удивительной методичностью и выдержкой, равномерно приближалась она к лидерам турнира, выигрывая на каждом круге «незаметные» метры и секунды. И когда У Озолнной после прохождения заболоченного участка произошла короткая заминка с двигателем, этого было достаточно, чтобы Лапиня решительно вышла вперед. Сусовой это сделать уже не удалось, и на финише она оказалась третьей. Лапиня удержала за собой лидерство и завоевала высокое звание чемпиона СССР. Хочется горячо поздравить талантливую спортсменку с этим заслуженным успехом. ста из-за неполадок с мотоциклом, но показала отличный класс езды и настоящую спортивную зрелость. Нет сомнения в том, что эта спортсменка Фрунзенского автомотоклуба добьется еще, при надлежащей подготовке мотоцикла, высоких спортивных результатов. В классе мотоциклов до 175 смз блестящую победу одержал представитель Рязанского автомотоклуба ДОСААФ мастер спорта Виктор Адоян. Причем сначала он шел в борьбе с армейцем А. Олейниковым, затем преодолел сопротивление своих главных противников — ковровцев A. Зимина, Н. Кулева, В. Кузнецова, B. Спирина, А. Новикова и Р. Филиппова, шедших на специально подготовленных Ковровским заводом мотоциклах К-175С-1. И все это — с поразительной расчетливостью и методичностью. Каждый круг В. Адоян проходил ровно за 10 минут и не изменил этому темпу даже тогда, когда победа была вполне обеспечена. К последнему кругу он более чем на 2 км оторвался от своего ближайшего соперника — досаафовца А. Руденко (г. Фрунзе), который и закончил дистанцию вторым. Такой же двойной успех выпал на долю спортсменов-досаафовцев в классе мотоциклов до 750 смз. Здесь чемпионом СССР стал спортсмен из Рижского автомотоклуба мастер спорта Эдвин Крузе, а серебряную медаль завоевал представитель Харьковского автомотоклуба мастер спорта Н. Новохацкий. Следует отметить, что Новохацкий лидировал в течение первых шести кругов, идя в острой борьбе с мастером спорта А. Белкиным (ЦСК МО), причем на седьмом круге был вынужден уступить армейцу лидерство. Но тут проявил исключительно высокое мастерство и волю к победе Эдвин Крузе. Мастерски пройдя первые пять кругов на четвертом месте, а последние три нруга на третьем месте, он неожиданным рывком вырвался вперед и на финише был первым.В БОРЬБЕ ЗА СПОРТИВНУЮ ЧЕСТЬ ДОСААФЭти соревнования вообще принесли большой личный успех спортсменам ДОСААФ. Хотя командное первенство выиграл Центральный спортивный клуб Министерства обороны, подлинными героями дня были на этот раз спортсмены-досаафовцы. Еще никогда за всю историю нашего патриотического Общества не бывало так, чтобы из восьми заездов в соревнованиях на первенство СССР пять выигрывали мотоциклисты ДОСААФ, причем в некоторых классах они получили не только золотые медали, но также и серебряные (например, в классах до 175 смз и до 750 смз). Начало этому положил юный Р. Абдрахимов, который стал победителем в группе юношей. Среди женщин чемпионкой СССР стала Визма Лапиня. Хочется отметить танже и Надежду Шарапову, которая хотя и не заняла призового меВизма Лапиня выходит на последний руг. И, наконец, чемпионами СССР в классе мотоциклов с коляской стали спортсмены нашего Общества — заслуженный мастер спорта Е. Косматое и мастер спорта И. Хохлов. В этом классе, между прочим, подобрался очень сильный состав участников и по крайней мере десять экипажей — таких, например, как А. Лукоянов и В. Худорожков, А. Лиханов и А. Карасев, А. Разоренов и А. Нагорное, Б. Волчкевич и В. Филиппов, Н. Абдрахманов и Н. Айвазов, — претендовали на выигрыш первенства СССР. Последняя пара, пройдя первые четыре нруга на пятом месте, перешла затем на второе и стала угрожать лидировавшим Е. Косматову и И. Хохлову, но... тщетно.ЗАЕЗД ЧЕМПИОНОВНо, пожалуй, еще больше блистал именами заезд на мотоциклах до 350 смз. Здесь собрались такие «звезды», как четырехкратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта Николай Севостьянов, неоднократные победители крупнейших соревнований по нроссу досаафовцы Р. Решетнике, А. Дежинов, Ю. Дудорин, Б. Самородов, армейцы Б. Иванов, Н. Новоселов, Н. Соколов, прошлогодний чемпион страны Э. Кирсис и др. Достаточно сказать, что среди Чемпион СССР 1958 года Васин на дистанции кросса. Александрложение двигателя и главной передачи облегчает здесь работу карданного вала, обеспечивая незначительный угол его качания при работе подвески. Соревнования вновь подтвердили известную истину, что многое зависит от подготовки мотоциклов. То обстоятельство, что Центральный спортивный клуб Министерства обороны СССР имеет хорошо оборудованную мастерскую, а такж е целый ряд приспособлений, применяемых для качественной сборки и регулировки отдельных узлов мотоцикла, сказалось прежде всего в том, что в команде этого клуба процент схода гонщиков с дистанции по вине мотоцикла был наименьшим, что, по существу, и решило судьбу командного первенства в проведенных соревнованиях. Хотя целый ряд первых мест завоевали досаафовцы, им пришлось ограничиться вторым местом в командном зачете, так как в команде ДОСААФ из 34 стартовавших спортсменов 8 сошло с дистанции. Плохо подготовили материальную часть в ДСО «Труд», объединяющем, между прочим, спортсменов мотоциклетных заводов. Так, из 29 стартовавших спортсменов этого общества сошло с дистанции пять. Из 223 экипажей, принявших старт, не финишировали по разным причинам 63, что составляет 28 процентов. Наибольшее количество участников закончило гонку в классе до 350 см 3 — 86,5 процента. Наименее надежными оказались мотоциклы класса до 125 см 3 . Из 45стартовавших на мотоциклах этого класса мужчин 16 не закончили дистанцию. При проведении первенства имел место беспрецедентный случай пересмотра членами всесоюзной мотоциклетной секции, находившимися в Ереване, решения главного судьи и судейской коллегии. Поводом к этому послужило представление главного тренера команды ЦСК МО М. И. Кедрова, который, на наш взгляд, руководствовался не спортивными, а чисто ведомственными интересами. По его настоянию мотосекция, вопреки мнению главной судейской коллегии и большинства участников, утвердила новый район проведения кросса. Понадобилось несколько дней, чтобы вопрос о трассе снова был перерешен. Кросс проводился на первоначально выбранной трассе. Но участники первого дня соревнования, в результате этого бессмысленного и беспринципного вмешательства мотоциклетной секции в судейские и организационные дела, не имели возможности отдохнуть перед напряженной борьбой. Надо надеяться, что руководящие работники мотоциклетного спорта извлекут урок из этого эпизода и не допустят в дальнейшем подобных, ничем не обоснованных вмешательств в работу судейских коллегий.Г**Г:^я. новиков,главный судья соревнований, судья всесоюзной категории.11