ВМЕСТО СВАРКИтали и узлы, мешающие выполнению ремонта. На концах трещин нужно высверлить отверстия, зачистить трещину или пробоину с помощью наждачного полотна, зубила, электрической дрели или других специальных устройств, предназначенных для зачистных и шлифовальных работ. После 'этого следует обезжирить бензином или ацетоном место повреждения и всю прилегающую к нему поверхность, на которую будет наложена паста. На подготовку и зачистку повреждений надо обращать особое внимание: на грязной поверхности паста держится плохо. Готовить поврежденную поверхность нужно непосредственно перед ремонтом, так как со временем она загрязняется и покрывается незаметным на глаз слоем окислов. Это ухудшает качество заделки. Затем вырезают, зачищают и обезжиривают заплаты, вставки и скрепляющую их вязальную проволоку. Проволоку применяют в том случае, если характер повреждений таков, что заделка одной пастой невозможна (рис. 1). Вставки и заплаты делаются из металла, стеклоткани, пластмассы, холстины, стальной сетки и других подходящих для этого материалов. При массовом применении ускоренного метода ремонта автотракторной техники с помощью эпоксидных композиций целесообразно вставки и заплаты, так же как и пасту, изготовлять централизованно, в виде комплектов. После зачистки и обезжиривания места повреждения и заплат (если ими пользуются) надо подготовить к употреблению пасту. Для этого в нее добавляют отвердитель — 20 г полиэтиленполиамина. Он тщательно перемешивается с пастой при комнатной темпераРис. 1. р ис . 2.КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ГАРАЖАРис. 1. Двойная заделка пробоины с проволочной стяжкой: 1 — деталь с пробоиной: 2 — металлические или пластмассовые пластины; 3 — вязальная мягкая проволока; 4 — эпоксидная паста. Рис. 2. Комбинированная заделка с применением ткани: 1 — деталь (картер) с пробоиной; 2 — ткань, пропитанная эпоксидной пастой; 3 — эпоксидная паста: 4 — металлическая или пластмассовая пластина.туре. Пропитку тканевых заплат, намаз-'. Не всегда есть смысл заниматься реку пастой стальной сетки или металли-1 монтом автомобиля тут же, на обочине ческих вставок и все остальные работы ( ' шоссе. Иногда, если для этого есть возпо заделке повреждения не следует от- * можность, целесообразней добраться до кладывать, так как через 20—30 минут | гаража, мастерской или станции обслуполученный состав начинает эатверде-' ( живания. вать. I Лопнуло ушко коренного листа рессоТрещины длиною до 50 мм и неболь-( ры. Если отлетело заднее ушко, при пошие пробоины можно просто заделать I мощи которого рессора крепится к кузопастой, пользуясь для этого шпателем, } ву, можно осторожно продолжать двиполотном ножовки, отверткой, монтаж-' ( жение, предварительно разгрузив ту ной лопаткой, лезвием ножа и т. п. Ее-1 сторону автомобиля, где находится неисли желательна большая надежность за- ( ' правная рессора. Для того, чтобы облоделки или требуется заделать трещину I манный конец рессоры не повредил кудлиною более 50 мм, а также пробоину | зова, под него подкладывается кусок 3 площадью от 10 до 1000 см , «споль-^ доски. Если отлетело переднее ушко, то зуются одинарные или многослойные»! дело обстоит хуже, так как передний заплаты и вставки. Перед наложением ( ' конец рессоры передает тяговые и торих пропитывают приготовленной эпох- • мозные усилия. Если попытаться просидной пастой. После наложения заплат | должать движение, то задний мост немиместо повреждения замазывается па- 1 . нуемо будет сорван с места. В этом слустой. Метод ремонта больших повреж-i чае надо снять рессору и поменять ее дений с помощью заплат показан на |' концами так, чтобы неповрежденное рис. 2. : * ушко соединялось с кузовом. После этоЭпоксидные смолы и паста ядовиты, i го можно осторожно продолжать двиПопав на руки, они могут вызвать раз-', жение. дражение кожи. Поэтому при составле-1 Лопнула полуось заднего моста. Доснии пасты и ремонте следует пользо- (' ку длиной 1—1,5 метра помещают под ваться резиновыми перчатками. Если I крыло и за концы притягивают веревкой паста все же попала на кожу, нужно или проволокой так, чтобы она своей немедленно снять ласту чистой тряпоч-{ серединой сильно упиралась в колпак кой или ватой и вымыть руки с мылом.,' колеса. Обычно после этого удается Затвердевшая паста никакой опасности I осторожно стронуть автомобиль с места не представляет. Ч и продолжать движение. При комнатной температуре эпоксид-1 Не выключается сцепление. При нераная паста отверждается за 3—6 часов, | ботающем двигателе поставьте первую на морозе этот процесс затягивается на,' передачу и включите • стартер. Автомонесколько дней (хотя отверждение все I биль стронется с места. Как только движе и наступает). Чтобы ускорить про-'| гатель заработает, выключите стартер и цесс отверждения, отремонтированную I прибавьте «газу». Конечно, такой споповерхность подсушивают. Простейшие! соб можно применять на хорошей дороспособы подсушки—использование сол- ,' ге и при хорошо заряженном аккумулянечного тепла и прогрев горячим воз- I торе. духом с помощью паяльной лампы. При', Есть и другой способ. Поставьте рыэтом пламя не должно касаться места I чаг перемены передач в нейтральное позаделки. Лампу нужно держать на та-| ложение и заведите двигатель. Выйдя из ком расстоянии, чтобы рука, помещен-.' машины, упритесь плечом в дверной ная около заделки, не могла более не- I проем, строньте автомобиль с места. скольких секунд переносить температу-' | Как только он приобретет небольшую ры подходящего к ней горячего возду-1 скорость, включите первую передачу, ха. Подогрев места заделки- паяльной | быстро сядьте за руль и прибавьте лампой с успехом применялся в поле- ( ' «газу». вых условиях при морозе в —16° С иI Набрав скорость, достаточную для сильном ветре. ' | перехода на более высокую передачу, Для подсушивания можно также ус-1 сбросьте «газ», выключите передачу, лешно использовать электрические реф-| прибавьте на несколько секунд обороты лекторы (с питанием как от внешней,' и, вновь отпустив педаль акселератора, сети, так и от аккумуляторной батареи), I включайте вторую, потом таким же облампы инфракрасного света и сушиль-1, разом — третью передачу. ные шкафы. Надо только помнить, что I температура в месте заделки не долж-| КОНСУЛЬТАЦИИ на превышать 60—80° С. ,' ДЛЯ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Хорошие результаты дает предвари- I тельный нагрев ремонтируемой детали' ( В Новосибирском автомотоклубе (после зачистки и обезжиривания). При I ДОСААФ проводятся платные консульэтом деталь, особенно имеющая значи-1 тации по правилам уличного движения тельную массу, аккумулирует в себе ( ' транспорта, устройству и техническому тепло, которое затем и ускоряет про- I обслуживанию автомобилей и мотоцикцесс отверждения. Еще лучше совме-' i лов. Только в текущем году в клубе постить оба способа — предварительный! бывало на консультации более пятисот подогрев и подсушивание паяльной ( ' человек. лампой, рефлектором и т. д. Так, на- I С1 июня 1959 года два раза в недепример, через час после начала работ | лю мы стали практиковать чтение платпо заделке таким способом трещины в < t ных лекций по вопросам, связанным с блоке цилиндров вышедшего из строя! эксплуатацией автомобиля. гусеничного тягача оказалось возмож-,' ф. КУЗНЕЦОВ. инженер-инструктор. ным завести двигатель v. пустить тягач ! в работу. > Новосибирск.21