10
11
ван любой класс теоретического обучения. Подготовка и организация занятий в этом случае заключаются в следующем. Столы в классе сдвигаются вместе по 2—3 шт. — по числу предполагаемых бригад подгруппы. На столы кладутся щиты, изготовленные из фанеры или листового железа. После этого на монтажных столах сосредоточивается оборудование, предусмотренное для данного занятия. Часто в автомотоклубе имеется в наличии только по одному комплекту оборудования. Естественно, что подгруппу в 14—16 человек занимать только каким-либо одним агрегатом или прибором нецелесообразно. Поэтому план должен строиться так, чтобы теоретические занятия шли со значительным опережением. Это даст возможность на практических занятиях проходить с подгруппой несколько тем. Подгруппа в 14—16 человек разделяется на 3—4 бригады, одна из которых, например, может изучать приборы питания, другая — приборы зажигания, третья — электрооборудование. Через определенное время материальная часть в бригадах меняется. Такой комбинированный метод позволяет всем учащимся изучить устройство автомобиля даже в том случае, если материальная часть имеется в наличии только в одном—двух комплектах. Инструктор, проводящий такое занятие, ведет краткое объяснение в каждой бригаде отдельно, в ходе занятий он ставит и контрольные вопросы, требуя ответа обязательно с показом на материальной части. Изучение и выполнение работ по техническому обслуживанию автомобилей в автомотоклубах должно строиться на использовании собственной материальной базы (классы, гараж, мастерские). Кроме того, нужно стараться максимально использовать материальную базу близлежащих гаражей. Надо отметить, что многие автомотоклубы свои материальные ресурсы используют недостаточно. Некоторые преподаватели считают, например, что установленные в классах шасси автомобилей являются учебным пособием только лишь для объяснений общего устройства и компоновки автомобилей. 8 то время, как эти агрегаты с успехом могут быть использованы для отработки отдельных тем по техническому обслуживанию. Все техническое обслуживание учебного парка автомобилей должно проводиться силами курсантов, закрепленных за этими автомобилями, под руководством инструктора по вождению. В связи с этим в автомотоклубах должен соблюдаться строгий порядок в планировании и выполнении полного объема всех видов технического обслуживания учебных автомобилей в установленные сроки. Ежемесячные графики обслуживания автомобилей должны вывешиваться там же, где и расписание занятий. Если число автомобилей, специально выделяемых для выполнения на них работ по техническому обслуживанию, не обеспечивает прохождения одной темы сразу целой подгруппой, то нужно заранее в тематических планах предусматривать прохождение тем по техническому обслуживанию так, чтобы учащиеся подгруппы могли выполнять работы сразу по нескольким темам. Частькурсантов (4—5 человек) может быть поставлена на выполнение работ по двигателю, другая — по системе питания или зажигания, остальные по силовой передаче и ходовой части автомобиля. Через определенное время бригады должны меняться местами. В целях лучшего использования материальной базы для производственного обучения иногда бывает целесообразно практиковать проведение занятий в группе сразу по двум предметам. Например, половина группы занимается разборно-сборочными работами, а другая — работами по техническому обслуживанию. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ИНСТРУКТОРАМИ Рассмотренные выше вопросы организации и проведения занятий по подготовке шоферов могут успешно решаться лишь при условии хорошей постановки методической работы, при участии в ней всего инструкторского коллектива. Главными формами этой работы в автомотоклубах должны являться: методические совещания, показные и Открытые уроки. На методических совещаниях рассматриваются и обсуждаются программы обучения и устанавливается порядок обеспечения занятий учебными пособиями, обсуждаются развернутые и тематические планы, методические разработки по отдельным предметам, конспекты инструкторов и результаты сдачи экзаменов группами. Показной урок проводится наиболее опытным инструктором по заранее намеченной теме программы. На нем присутствуют все инструкторы, которые проводят занятия по этим же темам, и обязательно начальник учебной части или начальник автомотоклуба. По окончании урока проводится подробный разбор проведенного занятия с активным участием инструкторов. На разборе дается анализ качества проведения занятия, отмечаются положительные и отрицательные стороны. Открытый урок представляет собой предусмотренное расписанием, обычное плановое занятие с курсантами, на котором присутствуют инструкторский состав, начальник учебной части или начальник автомотоклуба. Присутствующим на таком занятии не разрешается в какой-либо форме вмешиваться в ход занятия. Разбор проведенного урока проводится «а методическом совещании, вначале заслушиваются критические замечание инструкторов, присутствовавших на занятии, и объяснения инструктора, проводившего урок. После этого начальник учебной части или начальник автомотоклуба дает оценку плану урока, конспекту, методу изложения и проверки знаний учащихся, обеспеченности занятия наглядными пособиями и т. д. Методическая работа должна обязательно планироваться, а результаты совещаний и разборов — оформляться протоколами. Это поможет намного улучшить организацию учебного процесса в автомотоклубах и поднять качество обучения. К. ШЕСТОПАЛОВ, ст. инженер Управления военно-технической подготовки и спорта ЦК ДОСААФ СССР.ПОБЕДАМосквичи не попадают в решающий заезд. - ^ Уфимцы рукоплещут своему земляку. - ^ Рекорды бегунов на... мототреке. -Д- Самоокупаемость + доход. ft сенью прошлого года, едва прослы" шав о стартах мотоциклистов-гаревиков в Лужниках, спортсмены Уфимского городского автомотоклуба тоже выехали на стадион. Первые тренировки прошли прямо на легкоатлетической дорожке. Никто и не предполагал тогда, что этот пробный выезд на обычных спортивных машинах вскоре сделает Уфу одним из ведущих центров нового вида мотоспорта. Между тем такое «чудо» свершилось. За импровизированными гаревыми гонками последовали соревнования на льду, в том числе с участием чехословацких спортсменов. А весной был сооружен мототрек, > на нем начались и встречи сильнейших советских и зарубежных спортсменов. Теперь мотоспорт прочно вошел в жизнь города. Он завоевал тысячи болельщиков, обосновался на страницах местной печати, закрепился в программах телевидения и выпусках кинохроники. И не удивительно, что первенство страны по гаревым гонкам было проведено 'в столице Башкирии. ри дня на мототреТке стадионапереполненном упорней«Динамо» шла шая борьба за обладание золотой медалью чемпиона СССР. Тридцать два спортсмена, среди которых были и признанные мастера и совсем молодые гаревики из Краснодара, Ашхабада, Ровно, Баку, Ташкента и других городов, приняли участие в этом захватывающем состязании. 25 и 26 сентября проходили полуфинальные заезды. По положению в финал попадало лишь 16 гонщиков, набравших наибольшее количество очков. В итоге этих двух дней вынуждены были прекратить борьбу мастера спорта Н. Чернов, Е. Зубович, Э. Хевдриксон, чемпион по ипподромным гонкам Я. Кююнемяэ и другие. Мастеров опередили молодые перворазрядники А. Ковальчук из Ровно, москвич Е. Плотников, уфимцы В. Овчинников, Е. Константинов, В. Соколов. Они действовали смело, решительно и не раз добивались успеха. Особенно запомнился зрителям заезд, в котором такие известные гаревики, как Г. Плешаков, В. Терентьев и Н. Чернов, проиграли молодому В. Овчинникову. Богат сюрпризами был и заключительный день соревнований, когда над мототреком то и дело взрывались аплодисменты. Для обладателя золотой медали в ипподромных гонках одессита Л. Дробязко и уфимского мастера спорта10 УФЫИ. Плеханова путь к заключительному атэпу был довольно легким. В полуфиналах они набрали максимальное количество очков (20). Казалось, что только эти спортсмены могут рассчитывать на победу в решающий день соревнований. Поэтому все с нетерпением ждали заезда, где должны были встретиться два лидера. Но случилось непредвиденное: гонку возглавил стартовавший вместе с ними Ф . Шайнуров. Только к исходу третьего круга Плеханов сумел перехитрить своего земляка. Его рывок последовал в тот момент, когда машину Шайнурова занесло на вираже, и он не смог принять вызов. Одесский мастер оказался третьим. Видимо, поражение так подействовало на Дробязко, что он ив следующем заезде потерпел неудачу, заняв второе место. Право участвовать в последнем, заключительном старте, решавшем судьбу призовых мест, получил И. Плеханов, выигравший все пять предварительных заездов, а также Ф . Шайнуров и ленинградец А. Дежинов, которые набрали по 18 очков. Четвертый участник был определен в дополнительном поединке между Л. Дробязко и В. Кузнецовым (Москва). Ценой больших усилий одессит вырвал победу, лишив тем самым москвичей последней надежды на завоевание медали. Итак, дан последний старт. Уже после первого виража создалась ситуация, знакомая зрителям: впереди Шайнуров, за ним Плеханов и Дробязко. На этот раз одесский мастер все время пытался осуществить свой коронный рывок при выходе на прямую, и Плеханову постоянно нужно было быть начеку. А тем временем Шайнуров увеличивал просвет. И когда Плеханов спохватился, было уже поздно. Ему пришлось довольствоваться вторым местом. Третьим был Л . Дробязко. Неожиданные победы всегда привлекают симпатии любителей спорта, особенно, если они завоеваны в острой борьбе. Поэтому, когда на верхнюю ступеньку пьедестала почета встал шофер строительного треста двадцатидвухлетний Фарид Шайнуров, все зрители поднялись со своих мест и восторженно приветствовали победителя. в нашей страВпервые проведенноегаревым гонкам не первенство по прошло на высоком организационном и спортивном уровне. Оно продемонстрировало быстрый рост мастерства гаревиков и опровергло мнение скептиков, утверждающих, что наш мотоспорт еще не созрел для таких соревнований. Те, кто видел в июне этого года матчевую встречу советских и польских гонщиков в Уфе, не могли не заметить резкого сдвига, который произошел ив технике езды ив тактике наших мотоспортсменов. Умением на большой скорости входить в виражи и на протяжении всех четырех кругов вести борьбу2в высоком темпе отличались ныне не только Л. Дробязко и А. Дежинов, а довольно большая группа спортсменов, в том числе и молодых. Однако спортивные показатели участников могли бы быть еще выше, если бы гонщики раньше получили мотоциклы в свое распоряжение. Незнание особенностей машины, отсутствие возможности лично подготовить ее послужило причиной срывов ряда способных спортсменов, в частности В. Овчинникова и А. Ковальчука. Нам кажется, что существующая ныне система, когда все машины ЭСО и ФИС находятся в Центральном автомотоклубе в Москве и выдаются спортсменам за 2—3 дня до начала соревнований, является порочной. Мотоциклы для гонок на стадионе должны быть в тех городах, где построены или строятся гаревые дорожки. К тому же машины нужно закреплять за спортсменами, как это делается с кроссовыми, многодневными и другими мотоциклами. На спортивных результатах участников отразилась неумелая подготовка дорожки в первый день соревнований. Отсутствие пушистого слоя, чрезмерная закатанность дорожки вынуждали спортсменов вести гонку в замедленном темпе. В какой-то мере на ход соревнований влияло и отсутствие электростартового устройства. Старт является наиболее уязвимым местом не только молодых гаревиков, но и опытных мастеров. Пожалуй, только чемпион страны Ф . Шайнуров обладает высокой техникой мгновенного старта. Возможно, что излишняя скованность на старте объясняется чрезмерной строгостью положения, согласно которому спортсмен за два фальстарта снимается с соревнований. Между тем по правилам, принятым, например, в Польше, за такое нарушение гонщик лишается только права участия в заезде. добились Большого успеха участников, уфимские гонщики. Из 16 получивших право бороться за призовые места, пять представляли столицу Башкирии, причем двое из них — Шайнуров и Плеханов стали обладателями золотой и серебряной медалей. Этот успех не случаен. Республиканский комитет ДОСААФ,Союз спортивных обществ, опираясь на помощь партийных < советских органов, и стремятся добиться широкого размаха мотоспорта, его массовости. Именно поэтому в ряды сильнейших гонщиков встают все новые и новые спортсмены Башкирии. Лишь недавно Игорь Плеханов выехал на гаревую дорожку, а ныне его красивая темповая езда покоряет зрителей. Еще несколько месяцев назад перворазрядники В. Овчинников, Е. Константинов, В. Соколов были новичками в гонках на стадионе. Теперь же они потеснили многих мастеров и блеснули незаурядными спортивными способностями. Уфимские гонщики располагают отличным сооружением — мототреком стадиона «Динамо». Нужно сказать, что, когда был поднят вопрос о переделке стадиона под мототрек, энтузиастам мотоспорта пришлось выдержать серьезный бой. Легкоатлеты и футболисты в один голос заявили: «Вы погубите дорожку и поле». И все же руководители спортивных организаций республики пошли на смелый эксперимент. Шлаковое покрытие и старый дренаж были удалены с дорожки. Размеры ее увеличены до 8,5 метра на прямых участках и 12 метров—на виражах. Правда, сделать это пришлось за счет поля, но даже несколько уменьшенные его габариты (100X69 вместо 105X75 метров) отвечают требованиям, которые предъявляются к футбольным полям для проведения первенства городов и республик. После укладки нового дренажа дорожка была засыпана смесью пари с глиной, причем связкой этих компонентов частично служила кровь, доставленная с мясокомбината. В качестве гари использовали измельченные частицы шлака из паровозных топок. Поверх был насыпан еще один тонкий слой гари в 3—5 см. Сооружение дорожки вместе с предохранительным барьером заняло две недели и было выполнено силами первичной организации ДОСААФ 3-го строительного треста Башкирского совнархоза. Все выступавшие в Уфе гонщики дали хорошую оценку этому мотосооружению. Но самое удивительное было в том, что новая дорожка оказалась отличной базой для занятий легкой ат-*13