„ШКОДА",модель„ОКТАВИЯ"Ч ехословацкий легновой автомобиль "«Шкода», модель 440 («Спартак»), ныне широко известен как один из лучших современных автомобилей класса 1000 — 1200 смз. Однано при выпуске этой модели в 1955 г. она рассматривалась лишь как переходная конструкция на пути создания подлинно народного автомобиля, в котором экономичность и простота в эксплуатации сочетались бы с хорошей динамикой разгона, длительным сроком службы и высоким уровнем комфорта, т. е. качествами, свойственными обычно лишь автомобилям среднего и большого литража. Сейчас чехословацкие автомобилестроители сделали еще один важный шаг в этом направлении, начав выпуск Новой модели автомобиля, названного «Октавией». Что представляет собой эта машина? Прежде всего следует сказать, что речь идет о создании новой базовой модели. (Как известно, на базе «Спартака» выпускались «Шкода-445». «Шкода-450» и др.). На базе «Октавии» уже созданы ее модификации — «Октавия-Супер», «Фелисия» и др. По внешнему виду «Октавия» мало чем отличается от модели 440. Правда, полностью изменена облицовка радиатора; вместо трех отверстий для входа воздуха предусмотрены большой воздухозаборник с вертикальными ребрами и горизонтальная декоративная накладка, доходящая почти до подфарников (см. фото). Изменены также фонари заднего света. Но общий облик машины все-таки сохранился прежний. Зато существенные перемены заметны внутри машины и, особенно, в передней части салона. Значительно переделан щиток приборов, рулевое колесо выполнено «чашеобразно», с двумя спицами; слева на щитке имеется рычажок центрального переключателя света. Масляного манометра На щитке приборов нет, вместо него предусмотрена красная сигнальная лампочка, зажигающаяся, когда давление масла в системе смазки двигателя становится ниже 1 атм. Справа от рулевой колонки под щитком приборов имеется отопительно-вентиляционный агрегат, расположенный непосредственно над коробкой передач. В этом агрегате вода подогревается в дополнительном циркуляторе, который подключен к системе охлаждения двигателя. Подогретый воздух (а летом свеж ий воздух) можно направлять такжеив нижнюю часть салона, к ногам водителя и пассажиров, поскольку верхняя часть обычно достаточно хорошо вентилируется благодаря наличию окон. В картер отопительно-вентиляционного агрегата встроен вентилятор. На автомобиле «Октавия» устанавливается четырехтактный четырехцилиндровый рядный двигатель с рабочим объ-•«ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ АВТОБУСА „ИКАРУС 303 "С озданнаяв годы народной власти автомобильная промышленность Венгрии за короткое время достигла больш их успехов. В августе текущего года с конвейера завода «Икарус» сошел 10-тысячный автобус, а трудящиеся автомобильного завода «Чепель», отмечая десятую годовщину его существования, рапортовали родине о выпуске 40-тысячного грузового автомобиля и 85-тысячного двигателя. Но венгерские автомобилестроители могут гордиться не только количественным ростом производства автомобилей. Из года в год совершенствуются их конструкции, разрабатываются новые модели, по своим эксплуатационным качествам не уступающие лучшим современным образцам зарубежной автомобильной техники . Летом 1959 года на промышленной ярмарке в Будапеште впервые был показан прототип нового междугородного автобуса «Икарус-303», производство которого намечено начать в будущем году. Его необычный внешний вид — кузов обтекаемой формы, большие окна и панорамное ветровое стекло — привлек к себе всеобщее внимание. Чем же интересно устройство этого автобуса? Конструкторы остались верными несущей конструкции. Помимо металлического каркаса, нагрузку несут даже наружные листы кузова. Общий вес цельнометаллического автобуса не достигает и 5000 кг. На автобусе установлен четырехцилиндровый, четырехтактный предкамерный дизель «Чепель-414». Цилиндры его ле жатв плоскости, наклоненной на 37° по отношению к вертикали. Двигатель расположен в задней части автобуса. Он размещен так, что над ним смонтированы сиденья для пассажиров. Благодаря этому удалось увеличить вместимость автобуса, который рассчитан на 37 мест. Емкость багажника составляет 2,9 мз. Дизель «Чепель-414» развивает максимальную мощность 95 л. с. при 2300 оборотах коленчатого вала в минуту. Рабочий объем двигателя — 5517 смз, диаметр цилиндра 112 мм, ход поршня — 140 мм, степень сжатия — 18. Максимальный крутящий момент равен 34 кгм при 1400 об/мин. Задняя стенка кузова может подниматься, что обеспечивает хороший доступ к двигателю при техническом обслуживании или ремонте. Радиатор водяного охлаждения находится рядом с двигателем. Вентилятор системы охлаждения — с восемью лопастями. С другой стороны двигателя расположены топливный бак емкостью около 140 ли воздушный фильтр. Между коробкой передач (передаточные числа которой равны 8,38; 4,75; 2,72; 1,63; 1 : 1 ; зх6,82) и задним мостом имеется короткий карданный вал. Механизм управления однодисковым сухим сцеплением и рулевой механизм имеют сервоусилители. На автобусе установлены шины 8,50—20. Сиденья для пассажиров — мягкие, с откидывающимися спинками. Комфортабельность езды в автобусе достигается и тем, что в качестве упругих элементов подвески передних и задних колес применены воздушные подушки с телескопическими амортизаторами. В зависимости от состояния дороги можно регулировать давление в упругих элементах подвески и тем самым высоту пола кузова. Это способствует тому, что автобус развивает довольно высокую среднюю техническую скорость — 80 км/час. В настоящее время проводятся испытания нового автобуса. Скоро они будут завершены и начнется подготовка к его серийному производству. Инж. Г. ЛИЭНЕР.г. Будапешт.НА ВЫСТАВКЕ ВЕНГЕРСКИХ АВТОМОБИЛЕЙР азвитию венгерской автомобильной промышленности в последние годы была посвящена специальная статья в журнале «За рулем» (№ 7 за 1959 г.). И вот, к ак бы иллюстрируя основные положения этой статьи (и, разумеется, в очень многом дополняя ее), на большой площадке ив гараже одного из московских автомобильных хозяйств была организована специальная выставка венгерских грузовых автомобилей и автобусов. Здесь были представлены различные модификации грузовиков «Чепель» с разнообразными специализированными кузовами (для перевозки зерна, мебели, вина, автоцистерны и пожарные автомобили), несколько новых моделей автобусов, в том числе «Икарус-555», семья двигателей «Чепель» со сменным количеством цилиндров, очень удобный и хорошо оборудованный автобус для геологических партий, передвижная ремонтная мастерская, а также современное гаражное оборудование. Особенный интерес представляли контрольно-испытательные стенды для проверки электрооборудования автомобилей, переносные барабаны для раздачи масла, топлива и воды, пневматические солидолонагнетатели, и пр. Москвичи охотно посещали выставку венгерского автомобилестроения, живо интересовались представленными конструкциями и радовались достижениям народной Венгрии в производстве грузовиков и автобусов. Однако полному успеху выставки мешало то обстоятельство, что она была расположена довольно далеко от центра города, в мало приспособленном для экспонирования машин павильоне. Хочется надеяться, что этот недостаток будет учтен при организации подобных выставок в будущем.