БиблиографияНЕБРЕЖНОЕ ИЗДАНИЕПо страницамзарубежныхжурналовг-Сбольшим нетерпением ждали преподаватели и курсанты автомотоклубов и школ выхода в свет наглядных пособий по автомобилю «Волга». Недавно «Автотрансиздат» выпустил, наконец, серию плакатов ', которые, очевидно, должны были бы стать одним из основных пособий для изучения этой машины, К сожалению, отдельные листы пособия содержат ошибки, неточности, небрежно художественно оформлены. Наглядность плакатов во многом зависит от способа изображения того или иного прибора, от размера рисунка, цвета, который использовал художник. Надо сказать, что художник М . Габриелов мало сделал для того, чтобы плакаты стали по—настоящему наглядными. Неизвестно, по каким причинам художник на различных листах меняет окраску >разреза деталей. Это приводит только к путанице и не способствует хорошему усвоению курсантами устройства тоге или иного агрегата. Например, на листе № 7 плоскости разрезов белые, а на листе № 20 разрез окрашен в желтый 'цвет, на листе № 22 разрезы показаны голубым цветом, а на листе № 3 они даны с помощью зе ­ леной штриховки. Иногда авторы сопровождают рисунки таблицами (техническими характеристиками). Однако ив этом случае авторы допускают ошибки. Так, на листе № 26 (централизованная смазка) в таблице указано, что число точек смазки 19, а на рисунке их почему-то 17. О бще ­ известно, что правое дозирующее устройство централизованной смазки имеет четыре дозатора, а левое — три. Но на плакате как правое, так и левое дозирующие устройства имеют только по три дозатора, В таблице, помещенной на листе «Источник тока», указано: «номинальная емкость аккумуляторной батареи при 2-часовом разряде равна 54 ампер/час», в то время как повсюду принято указывать 10-часовую разрядку. Если верить таблице, число положительных пластин в элементе — четыре, а на рисунках можно увидеть восемь. В муфте сцепления число нажимных пружин — шесть, а на рисунке их почемуто оказалось девять. Из заводских инструкций известно, что подшипник генератора смазывают через каждые 30 тысяч километров пробега смазкой ЦИАТИМ-201 (с раз1 Авторы — Н. Борисов, А. Невзоров, С. Соловьев, А. Пелюшенко, И. Якубович. «Автотрансиздат». 1959 г.боркой генератора). Однако на листе № 27 «Смазка автомобиля» предлагается через каждые 1000 м заливать по 5 капель масла в каждую масленку, а через 2000—3000 — менять масло. Схема работы синхронизатора (лист № 17 «Коробка передач») выполнена чрезмерно упрощенно, что затрудняет усвоение материала. На листе № 24 неправильно изображена регулировочная вилка троса центрального тормоза — наконечник вилки изображен без контргайки. Обмотка возбуждения стартера (лист № 14 «Стартер») и обмотка возбуждения генератора изображены одинаково, что противоречит истине и дезориентирует слушателей. Авторы издания не соблюдают единства наименований. Например, на листе № 13 в одном месте прибор называется «замком зажигания», а в другом — «включателем зажигания». Надо сказать, что все издание выполнено и оформлено .методически неправильно. Авторы не учли, что плакаты используются при групповом обучении, их вывешивают на классной доске. Поэтому все рисунки должны быть достаточно велики по размеру. Попробуйте, например, разглядеть изображения контрольных приборов. Они настолько малы, что, даже стоя рядом с плакатом, трудно разобраться в их устройстве. Тем более невозможно объяснить конструкцию приборов сидящим в классе курсантам. Так же мелко изображены реле-регулятор, детали замка дверей, схема работы гидравлического привода, сцепление, устройство дозаторов и насоса. Многие рисунки плакатов так запутаны, что разобраться в них почти невозможно. В этом смысле особенно показательна «Схема деталей ручного тормоза». По ней невозможно понять ни устройство, ни действия ручного тормоза. Справедливое нарекание вызывает и «Схема зацепления шестерен» при различных передачах. Здесь авторы и художник сочли уместным показать четыре варианта зацепления всего на двух рисунках. Вызывает сожаление и тот факт, что в издании нет специальных листов по регулировкам сцепления, привода управления коробкой передач, развала и схождения передних колес, рулевого механизма и тормозной системы. В. К УЗЬМИН , учебного комбинатаРАНЬШЕ, ЧЕМ БЕНЦ И ДАЙМЛЕР«Среди людей, я вляющихся изобретателями двигателя внутреннего сгорания инокструкторами первых, пригодных для эксплуатации автомобилей, был один, чье имя несправедливо предано забоепишет журнал «Иллюстриртер мотоспорт», издающийся в ГДР. Речь идет о Зигфриде Маркусе, талантливом изобретателе-самородке, построившем свой четырехтактный двигатель внутреннего сгорания на 11 лет раньше, чем это сделал Карл Бенц. Маркус родился в 1831 году в Мекленбурге, окончил здесь среднюю школу и затем работал слесарем на ряде предприятий Гамбурга. Берлина и Вены. Смолоду он увлекался электротехникойи гальванопластикой, но в дальнейшем переключился на термодинамику. Плодом этих занятий и явилось изобретение чет ырехтактного двигателя, предназначенного для транспортных целей. Вскоре был создан автомобиль стаким двигателем. Это была четырехколесная повозка с горизонтально расположенным двигателем, который имел весьма своеобразный кривошип но-шатунный механизм. Процесс «.карбюрации» обеспечивался вращающимися щетками, п огружавши ­ мися попеременно в топливный бак. Заж игание бензино-воздушной смеси осуществлялось от магнето. В. 1875 году Маркус построил в Ве-не два бензиновых автомобиля и предпринял на них первые пробные поездки. Машины развивали скорость до б км час, но производили такой шум , что дальнейшие испытания были запрещены полицией, Обиженный изобретатель злпер обе машины в сарай и занялся другими проектами, которых у него было множество, В общей сложности на имя Маркуса в Вене было выдано 38 патентов, большинство которых имели большую практ ическую ценность. После смерти этого гениального изобретателя ему был поставлен бронзовый памятник на одной из центральных улиц Вены. Недавно, в 1958 году, на доме в г. Малхин (Мекленбург). где он родился, установлена мемориальная доска. Л юбопытно , что автомобиль, построенный Маркусом, сохранился до наших дней и способен передвигаться своим ходом. Он хранится в одном из муззез Вены.ИНТЕРЕСНОЕ ИСПЫТАНИЕВ Англии , нак сообщает журнал «Мотор сайнл», был произведен интересный технический опыт, подтверждающий значение обтекателей для достижения выс оких скоростей на мотоцикле. Мотоциклетный двигатель с рабочим объемом цилиндров 349 куб . см устанавливался поочередно на стандартный мотоцикл без обтекателей и на спортивный микрол итражный автомобиль «Беркли». Вес мотоцикла при этом равнялся 228 кг , а вес. автомобиля — 482 кг . Несмотря на столь огромную разницу в весе (больше чем вдвое), средние значения максимальной скорости автомобиля были всего на 12 процентов меньше, чем у мотоцикла. • л учшихже заездах {а одну сторону) различие по максимальной скорости было еще меньше, л именно — 9 процентов,преподавательГУГАТ Мосгорисполкома.ПОПРАВКА Государственного Совета тов. Во И-бо. В № 8 нашего журнала в статье старВ том же номере на стр.. 27 подпись шего инспектора ЦК ДОСААФ СССР к фотографии следует читать: «НачальН. Д. Телегина «У мотоциклистов народник Центрального мореного клуба ного Китая» ошибочно указано, что в ДОСААФ А. Близнаков поздравляет ноНародном оборонно-спортивном общевого рекордсмена СССР в классе скутестве КНР якобы существуют свои ниров СИ-175 А. Левина». зовые организации (комитеты) на всех предприятиях, в народных коммунах, Редакция приносит читателям извинеучебных заведениях. Неточно сообщена ния за допущенные ошибки и неточнотакже фамилия заместителя премьера сти. На виновных наложены взыскания. Подписка на журнал «За рулем» принимается теперь БЕЗ КАКИХ БЫ ТО НИ БЫЛО ОГРАНИЧЕНИИ СЛЮБОГО ОЧЕРЕДНОГО МЕСЯЦА.ЧЕТВЕРТЬ МИЛЛИОНА ПОГИБШИХ ПОД КОЛЕСАМИКак сообщает «Отокар», к октябрю 1959 года число смертельных жертв от аваомй на азтомобильном транспорте в Англии достигло с начала столетия . «круглей» цифры в 250 000. Это значительно "рппосходит абсолютные потери, понссе'нн>'-> английской армией в период второй мировой войны, когда, согласно статистическим данным. было убито 244 723 британских солдата.Отделы «Союзпечати», конторы и отделения связи обязаны полностью удовлетворять спрос на наш журнал. Редакция подписку не производит.31