12
13
Многих владельцев «Запорожца», судя по письмам, которые получает редакция журнала «За рулем», интересуют вопросы, связанные с регулировками этого автомобиля. Отвечают на эти вопросы инженеры запорожского автозавовода «Коммунар» С. Шейнин и К. Фучаджи.ЕГУЛИРОВКИАВТОМОБИЛЯкакими регулировками приходится О сталкиваться наиболее часто? Для работы двигателя очень важно, чтобы были нормальными зазоры в механизме привода клапанов. Перед их проверкой подтяните гайки крепления валиков коромысел. Регулируйте зазоры на холодном двигателе последовательно в первом, втором, четвертом и третьем цилиндрах (рис. 1). Зазоры между коромыслами и выпускными крайними клапанами должны быть равны 0,08 мм и выпускными (средними) 0,1 мм. Величину их определяйте при помощи плоского щупа. Помимо регулировки карбюратора на малые обороты холостого хода, периодически проверяйте уровень топлива в поплавковой камере, который должен, быть на 18 ± 1 мм ниже плоскости разъема ее корпуса и крышки. Для этой цели удобно пользоваться контрольной трубкой. Выверните пробку в камере и вместо нее вверните резьбовой наконечник контрольной трубки. Далее, пустив двигатель на малых оборотах холостого хода, приблизьте ее к стенке поплавковой камеры, имеющей указатель «уровень». Ему и должен соответствовать уровень бензина в стеклянной трубке. Регулируйте уровень подгибанием язычка на кронштейне поплавка, если, конечно, последний герметичен и клапан подачи топлива исправен. Для того чтобы устранить негерметич-' ность, необходимо погрузить поплавок в горячую воду, температура которой не ниже 80 градусов. Места выхода пузырьков следует смазать раствором поликапролактама в 85-процентной муравьиной кислоте или эпоксидными смолами ЭД-5 и ЭД-6, предварительно удалив бензин. Пластмассовый поплавок можно также отремонтировать, пользуясь паяльником, нагретым до температуры плавления олова. МАХРВИ К Неисправный клапан подачи нужно притереть или заменить новым. Если в карбюраторе бензин переливается только при движении автомобиля, особенно по дороге с булыжным покрытием, то причиной является чрезмерная осадка или перекос демпфирующей пружины игольчатого клапана поплавка. Как устранить эту неисправность? Снимите крышку поплавковой камеры, приподнимите поплавок до упора согласно рис. 2 (игольчатый клапан в таком положении прижат к своему седлу только усилием собственного веса) и замерьте расстояние между свободным витком пружины и упорной поверхностью язычка, которое должно составлять 0,1—0,2 мм. При необходимости требуемый зазор может быть установлен поджатием или растяжением пружины. Важно содержать в чистоте распределитель зажигания. Загрязненная влажная его крышка может вызвать Неисправность системы зажигания. Если контакты прерывателя изношены, зачистите их (в разомкнутом состоянии) абразивной пластинкой из комплекта шоферского инструмента. Зазор между контактами должен быть равен 0,350,45 мм. Следите за правильностью установки зажигания. Только в этом случае может быть достигнута бездетонационная работа двигателя на всех режимах. При использовании бензина с октановым числом ниже 72 (но не ниже 66) уменьшите угол опережения зажигания, вращая регулировочную гайку в сторону знака «минус». Если применяется бензин с октановым числом выше 72, вращайте ее в сторону знака «плюс». При установке зажигания проверяйте работу двигателя после прогрева. Затем, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 4550 км/час, дайте автомобилю разгон с резким нажатием на педаль управления дросселем. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то зажигание установлено правильно. Для контроля за работой системы смазки постоянно держите в поле зрения сигнализаторы датчиков (лампочки), установленные на щитке приборов. Датчик аварийного давления масла ММ-102 срабатывает при падении давления в системе до 0,4—0,7 кг/см 2 . Горение лампочки на рабочих режимах двигателя указывает на его неисправность. Для проверки датчика выверните его и определите давление по контрольному«ЗАПОРОЖЕЦ»манометру. Оно должно быть при 3000 об/мин коленчатого вала и температуре масла плюс 80 градусов не ме2 нее 1,2 кг/см . Датчик аварийной температуры масла ММ-7 срабатывает, когда температура составляет 105—108 градусов. Если загорается лампочка, нужно уменьшить число оборотов и дать двигателю остыть (не останавливая его). * Не ездите на режимах, близких к тем, при которых загорается лампочка.Рис. 2. Проверка зазора между демпфирующей пружиной 3и язычком 2 поплавка 1.Это приведет к перегреву двигателя и задирам деталей шатунно-поршневой группы. Для нормальной работы сцепления и его привода необходимо, чтобы свободный ход педали был равен 25—35 мм (по центру нажимной площадки), что соответствует зазору 2,5—3,5 мм между пятой и выжимным подшипником. Если зазор недостаточен, выжимной подшипник будет прижиматься к пяте. Это повлечет зэ собой выход из строя подшипника, пробуксовку сцепления и износ фрикционных накладок. Чрезмерно большой зазор приводит к неполному выключению сцепления, затрудняет переключение передач. Он может также вызвать поломку зубьев шестерен и повышенный износ колец синхронизаторов. (Продолжение следует).Рис. 1, Расположение цилиндров двигателя.12 ЕСЛИ НЕИСПРАВЕН СТАРТЕР...На некоторых автомобилях М-21 «Волга» через 30—35 тысяч кило ­ м етровпробегапри включении стартер аякорьего перестает приводить во вращение коленчатый вал двигателя. Ч ем это объяснить? • Проверьте, н еразряжена ли аккуму ­ ляторная батарея. Если с ней все впо ­ р ядке , убедитесь в исправности втягив ающего реле. К огдажеионо работает нормально, причина: вращения якоря стартера вхол остуюможет быть одна — неисправность роликовой муфты свободного хода. . В этом случае разберите стартер, а затем роликовую муфту, предварительно отсоединив ее кусачками или дру ­ гим инструментом , развальцуйте отбортовкувнаружномкожухе , снимите его , после чего обоймы разъединяются. Препятствовать заклиниваниюобойм могут следующиеосновныепричины . Проскальзывание роликов по поверхности внутренней обоймы вследствие потери упругости плунжерными пружинами. К рометого , последние утрачивают способность передвигать плунже ­ ры, к огда каналы пружин бывают за ­ полнены загрязненнойи загустевшей смазкой. Д ля устранения этих неисправностей промойте разобранную муфту вкеро ­ сине, д изельном топливе или в неэтил ированном бензине и насухо протрите ее. П лунжерныепружины выправьте инемного растяните, а при потере упру ­ гости замените новыми , изготовленными из тонкой стальной проволоки . З а ­ т емсоберите муфту, смажьте ее малов язкиммаслом ( м оторным СУ) и установите на место. Износ заклинивающих роликов по всей их поверхности (односторонний или двухсторонний «плоский»]. В таких случаях замените ролики . Изготовлять их нужно из шарикоподшипниковой стали ШХ-15 стермообработкой (твердость 60 - г - 6 5 единиц по Re). О нидолжны иметь диаметр 6мм . Появление углублений на боковых поверхностях заклинивающих канавок в наружной обойме муфты. П ривключе ­ нии стартера в них западают ролики , в результате чего не заклиниваются обой ­ мы. Если углубления незначительные, ликвидируйте их следующимобразом . В патрон сверлильного станка установите пятимиллиметровое сверло, наверните на него 3—4 слоя наждачнойшкурки (в такомпорядке , чтобы наружныйкрай был расположен по ходу вращения сверла) с номерами зернистости 80-J-120 на тканевом полотне. Ш курку верхней части прикрепитетонкоймягкойпро ­ в олокой . Далее пустите станок на сам ые большие оборотыи прошлифуйте канавки до удаления углублений. М ожнотакже для этой цели воспользоваться электрическойдрелью . Ее кре ­ пят в тисках вгоризонтальномположе ­ нии ив остальном делают все так, к ак на сверлильном станке. После удаления небольших углубле ­ ний установите ролики нормального размерасдиаметром6мм . О ни будут заклинивать обоймыв самой узкой части канавок. Если углубления достигают большого 3. «За рулем» № 9. р азмера , устраните их шлифованием абразивными камушками диаметром 5 мм, которые служат для заточки резьбонарезных плашек. К амушкиза ­ к репите на тонкомконце металличес койоправкиклеем № 88, 583, Б Ф - 2 или бакелитовымлаком . С клеенныеде ­ тали сушите 3—5 часов притемпературе 100—120 градусов. В качестве привода камушков (вращаться онидолжны со скоростью не менее 3000 об/мин.) м ожно применить многооборотную электродрель. После удаления углублений установите ролики увеличенного размера , н апримердиа ­ м етром 6,1 мм .Отъединение фланца от наружной обоймы из-за недостаточного натяжения при сборке этих деталей на заводеизготовителе. Д ля устранения этого дефекта подо ­ жмите отбортовку наружной обоймы к фланцу слесарным молотком на металлической плите или для большей надежности соедините их другсдругомто ­ чечной электросваркой . О пыт показывает, что после устранения указанных выше неисправностей ро ­ ликовая муфта свободного хода будет нормально работать продолжительное время. Н. ЧЕРТКОВ, кандидат технических наук.г. Воронеж.ДЛЯ ТЕХ, КТО СОБИРАЕТСЯ В ПУТЬПрезидиум Центрального совета по туризму ВЦСПС утвердил правила органи ­ зации туристских путешествий на территории СССР (на машинах любых марок и образцов). Классификация автомобильных, м отоциклетныхи мопедных путешествий определяется по балльной системе с учетом характера дорог, длины пути , количества машин вгруппе , сложности климатическихидорожных условий.а аХарактер дорогиКБаллыа1234Километры567иI S250 150 100 500 300 200Дороги с усовершенствованным покрытием (асфалвтобетонные, брусавто чатые, гудронированные мото мопед клинкерные) Дороги с твердым по крытием (булыжные, ще бенчатые, гравийные и грунтовые, улучшенные, авто обработанные вяжущим мото мопед •материалом) Выбитые дороги с усо вершенствованным и твердым покрытием Серпантинные дороги в горах до 750 м над уровнем моря с усовер шенствованным и твер дым покрытием, а также грунтовые улучшенные необработанные вяжу щим материалом Проселочные дороги1000 500 3502000 1000 5003000 1500 750—200 100 50 150 75 25400 200 100 300 150 75ЯОО 400 200 400 200 1001200 600 200 500 300 1501500 750 250 750 350 175— —авто мото мопедавто мото мопед авто мото мопед100 50 25 75 35 15 50 25 5200 100 50 150 75 30 100 50 10300 150 75 200 100 50 150 70 20400 200 100 300 150 75 200 100 30500 250 125 400 200 100 250 125 50600 300 150 500 250 125600 300 150Труднопроходимые роги и бездорожьеДОавто мото мопед300 350 150 200 75 . 100Кроме того, баллы засчитываются за количество машин , у частвующихв туристс койгруппе . Например, за одну автомашину дается 1 балл, за две или четыре автом ашины — 2 балла, за пять и более автомашин — 3 балла. Если автотуристское путешествие совершается в особо тяжелыхклиматических или дорожных условиях, т акже начисляются баллы за трудные условия (от 1 до 4 баллов). За одно путешествие участник награждается значком «Турист СССР». Для получения звания мастера туризманужно соверш ить , к акминимум , десять пробегов и набрать не менее пятнадцати баллов. Путевым документом для туриста является маршрутный лист или маршрутная книжка, выдаваемые туристскими секциями коллективов физкультуры , городскими (районными) клубами туристов. Отметка путевых документов производится в местных автомотоклубах или туристских базах.13