В ОТРОГАХни — долины и склоны гор — все это придавало особый интерес первенству, которое на этот раз длилось не шесть, а пять дней. В программу, как и всегда, входили основные дорожные испытаниям регулярность движения с соблюдением за ­ данных скоростей и ряд дополнительных соревнований. В этом году количество их и «ассортимент» были полностью приведены в соответствие с программой шестидневных соревнований ФИМ. Кроссы, скоростные подъемы протяженностью от 3 до 10 км, разгонторможение, состязания на мастерство вождения (трайл), когда надо, не касаясь ногами грунта, преодолеть труднопроходимый участок, наконец, заключительная шоссейно-кольцевая гонка — все это превратило минувшее первенство в настоящее мотоциклетное многоборье. Команды комплектовались так: союзной республики — 4 водителя на любых машинах (но не более двух машин в классе); завода — 4 водителя на машинах любых классов, выпускаемых заводом; Д СОи ведомств — 4 водителя на любых мотоциклах и мотороллерах; клуба — 3 водителя на любых машинах.тяньшаняДля розыгрыша первенства в мотоциклетном многоборье выставили свои команды 14 союзных республик, 22 мо ­ токлуба, 4 добровольных спортивных общества и5 мотозаводов (Киевский, Минский, а также заводы, выпускающие мотоциклы «Ковровец», И Жи мотороллеры «Вятка»). Всего на старт вышло 133 машины. Трасса первых двух дней была не слишком тяжелой. Но все же 35 гонщиков не смогли с нею справиться. Дальше стало труднее, так как дорога поднялась на перевалы, где местами прошли ливневые дожди . J Вечером стало известно, что в горах, где намечена трасса следующего дня, идут дожди, град и снег. Пришлось ме ­ нять и этот участок. Хорошо была организована заключительная шоссейно-кольцевая гонка. Трасса проходила прямо по улицам города. Начиналась и заканчивалась она на площади перед республиканским стадионом. Множество зрителей наблюдали за спортсменами, стоя по обеим сторонам двухкилометрового кольца. Закрытие соревнований состоялось на республиканском стадионе, где вНа участке дополнительных соревнований на мастерство вождения.Выиграв вОрджоникидзе шестидневку, спортсмены Казахской республики внесли предложение провести следующие многодневные соревнования на первенство страны в окрестностях своей столицы. И вот Алма-Ата. Что ни улица, то стройный ряд вековых зеленых деревьев, у подножия которых в арыках жур ­ чит холодная прозрачная вода. А вдали, на юге, раскинулись горы со снеговыми шапками на вершинах. И спортсмены и судьи очень рады случаю побывать здесь. Протяженность всей трассы, выбранной еще задолго до соревнования, составила 1564 км. Разные покрытия — асфальт, гравий, булыжник, разные уров-Как бы ни были интересны спортивные результаты, они никогда не могут заслонить другой стороны многодневных соревнований — проверку качества спортивных мотоциклов. Только машины, выдержавшие тяжелый режим многодневных соревнований, могут быть признаны надежными. Показательно, что все заводы, которые принимали участие в первенстве 1963 года, заявили мотоциклы с новыми конструктивными решениями основных узлов, повысившими износоустойчивость и прочность. Вот краткие характеристики новых машин. Класс тяжелых машин был представлен мотоциклом К 750 (рис. 1) киевского завода. Этот мотоцикл с облегченной коляской выполнен специально для многодневных состязаний; команда завода стартовала на этих машинах еще в первенстве 1962 года. Однако тогда подвел поршень. На этот раз заново разработанная поршневая группа зарекомендовала себя хорошо. Д вигатель двухцилиндровый, имеет мощность 40 л. с. Рубашки цилиндров выполнены изК ОНСТРУКЦИИ НОВЫЕ. А НАДЕЖНОСТЬ?алюминиевого сплава с запрессованными в них гильзами. Диаметр цилиндра и ход поршня 78,0 мм. Рабочий объем цилиндров 742 смз. Эта машина, оборудованная телескопическими вилками, подвеской заднего колеса и гидравлическими амортизаторами на колесе коляски, показала хорошую комфортабельность. На международных соревнованиях в сентябре 1962 года были выявлены недостатки конструкции спортивного мотоцикла ИЖ-СМ. Новая модель ИЖ-60СМ (рис. 2), выпуска 1963 года как будто от них избавлена. Ее ходовая часть осталась без изменений, зато на смену двигателю ИЖ-347 пришел более современный — ИЖ-349. Это двухтактный, одноцилиндровый двигатель, рабочим объемом 342 смз, а максимальная мощность его 23 л. с. при 5500—6000 об/мин. то есть на 10 — 12 процентов выше, чем у ИЖ-347. Диаметр цилиндра 76 мм, ход поршня 75 мм. Цилиндр двигателя иг алюминиевого сплава с запрессованной чугунной гильзой крепится к картеру четырьмя анкерными шпильками. Головка выполнена из того же материала, имеет сферическую камеру сгорания и присоединяется к цилиндру теми же шпильками. Для надежной герметизации и снижения механических потерь с правой стороны установлены специальные уплотнения типа поршневых колец. Картер двигателя и коробки передач представляют собой моноблок, состоящий из двух половин. Коробка передач — шестиступенчатая, двухвальная с общий; диапазоном 3,7. Для сниже ния механических потерь свободно вращающиеся шестерни установлены на игольчатых подшипниках. Привод от коленчатого вала к коробке передач осуществлен цилиндрическими шестернями. Диски сцепления армированные. Двигатель ИЖ-349 весит на 6 — 7 кгменьше, чем его предшественник. Рама мотоцикла одинарная, трубчатая, сварная со специальным раздвоенным в подседельном узле для установки воздушного фильтра Бумажный, фильтрующий элемент обеспечивает исключительно высокую очистку воздуха. Размер шин: передней 3 , 2 5x19 , задней 3 , 5 0x19 . Сухой вес мотоцикла ИЖ60СМ — 149 кг. Мотоцикл «Ковровец-175 СМ» модели 1963 г. (рис. 3) имеет двухтактный одноцилиндровый двигатель с рабочим объемом 175 смз. Степень сжатия — 9,5. Максимальная мощность его 13 л. с. при 5200 — 5500 об/мин. Генератор переменного тока Г-401. Коробка передач четырехступенчатая, рама трубчатая, сварная. Телескопическая штоковая передняя вилка с гидравлическими амортизаторами имеет ход 150 мм. Ход маятниковой подвески заднего колеса с гидравлическим гасителем колебаний равен 90 мм. Размер шин: передней 3 , 0 0x21 , задней 3 , 5 0x19 . Вес машины — 105 кг. «Ковровец-175 СМ» поРис. 1.Рис. 2Рис. 3.