С «ВЕТЕРКОМ» ПО ВОЛГЕ ГЛИССИРУЮЩИЕО а последнее время внимание водноw моторников все больше привлекают спортивно-туристские катамараны — суда нового типа, обладающие высокой скоростью. Как известно, на скоростные показатели основт'ое влияние окг.зывают два одна, с надписью «Испытания». По внешнему виду она не отличалась от других, оснащенных мотором «Стрела», но двиКатамаран — это судно, состоящее из галась с завидной скоростью. «С ветердвух одинаковых корпусов, расположенных параллельно друг другу и соединенком идет!» — провожая ее глазами, восных на небольшом расстоянии прочным клицали водномоторники. Они оказались мостиком-палубой (на нем иногда распоправы вдвойне; на лодке был установложена рубка). Два параллельно соединенных узких корпуса испытывают ПРИ лен опытный образец подвесного мотоглиссирующем движении гораздо мень-s ра «Ветерок», рабочим объемом 173 см 3 , шее сопротивление воды, чем один шисконструированный на заводе Ульяноврокий. Катамараны различных назначений ского совнархоза. строят давно, а крупнейший в мире пасПо сравнению со «Стрелой», новый сажирский глиссирующий катамаран двигатель обладает более высокими экбыл создан в нашей стране еще в 1939 году по проекту инженера В. А. Гартвисплуатационными качествами. Применега. Этот двухкорпусный глиссер «Эксние двух горизонтально расположенных пресс» перевозил 125 пассажиров из Суцилиндров (диаметр 50 мм, ход поршня хуми в Сочи со скоростью от 70 до 85 км/час (рис. 1). 44 мм) полностью устраняет вибрацию. Каковы же преимущества катамаранов Принудительное охлаждение, осущестперед однокорпусными глиссерами? вляется при помощи водяного насоса коПри равной затрате мощности на каждую тонну водоизмещения катамараны ловратного типа. Управление вынесено могут развить большую скорость. Попена румпель. Специальное приспособлеречная остойчивость их значительно ние позволяет управлять мотором при больше, чем у однокорпусного судна. Кроме того, катамараны более устойчипомощи штурвала на расстоянии. вы на курсе и обладают спокойным, безОдним из преимуществ нового двигаударным ходом. теля является наличие холостого xofla.jf Конструкция и общий вид катамаранов могут быть весьма различными. СвяМаксимальная мощность 6,5—7 л. с. дози, соединяющие корпуса, располагают стигается при 4000 об/мин. Но конструклибо на уровне палуб, либо ниже. В перторы считают, что это не предел. Гребвом случае на мостике устанавливают ной винт делает 2260 об/мин и обеспечивает тягу на шварту не менее 60 кг. Относительно низкая степень сжатия (6,0) дает возможность применять бензин с октановым числом 66 в смеси с автолом (4—6%). Расход топлива при этом составляет не более 2,8 кг/час. Бензин подается из бензобака, расположенного отдельно .от двигателя, при помощи диафрагменного насоса. В новом двигателе широко использованы алюминиевые сплавы. Коленчатый Рис . 2. СПОРТИВНО-ТУРИСТСКИЙ КАТАМАРАН: а — общий вид, б — теоревал изготовлен без запрессовки в виде тический чертеж. одной детали. Картер (туннельного типа) также выполнен как одно целое. В настоящее время на заводе проворубку, во втором — внутреннее помещение простирается от одного борта до дится работа по замене некоторых медругого, и судно по своему внешнему таллических деталей капроновыми. Извиду становится сходным с обычным однокорпусным. Пример такого катамарана готовлены опытные образцы капроновоприведен на рис. 2а. го винта диаметром 203 мм с шагом 1 На рис. 26 представлен схематический 206 мм. Шариковый подшипник, сальник теоретический чертеж этого судна. Показанные обводы имеют то преимуществала винта, а также вкладыш дейдвудво, что они развертываются на плоной трубы будут заменены капроновыскость. Это значит, что листы обшивкими втулками. фанерные или металлические — будут легко и ровно ложиться на место. Недавно выпущены первые опытные Спортивно-туристские суда такого тиобразцы двигателей «Ветерок». па у нас еще не получили развития. БыЮ. МИХАЙЛОВ, ло бы ценно, если бы Центральный мор- * ской клуб ДОСААФ взялся за создание инженер, общественный экспериментального катамарана. корреспондент журнала «За рулем». Л. КРИВОНОСОВ, г. Ульяновск. инженер.КАТАМАРАНЫплававших летом С реди мотолодок,внимание привлекла по Волге, нашеРис. 1. ДВУХКОРПУСНЫИ ГЛИССЕР «ЭКСПРЕСС» КОНСТРУКЦИИ ИНЖЕНЕРА В. А. ГАРТВИГА. взаимосвязанных фактора: мощность двигателя и обводы корпуса судна. С увеличением мощности лодочных моторов менялись и обводы, От водоизмещающих круглоскулых обводов перешли к остроскулым глиссирующим; затем появились реданные обводы, потом трехточечные и. наконец, в последнее время, когда представилась возможность устанавливать двигатели очень большой мощности, оказалось выгодным перейти на двухкорпусные глиссирующие катамараны.Как выглядит основной элемент нынешней конструкции сцепления мотоцикла M-62J Это стальной диск, к которому с двух сторон приклепаны накладки типа ферродо. При эксплуатации дисков из-за постепенного ослабления клепаного соединения происходит разрушение фрикционной накладки. Кроме того, конструкция очень трудоемка в изготовлении, да и латунные заклепки — не самая дешевая вещь. Но изобретательская мысль нашла выход из этого положения. Новый фрикционный материал, созданный на Тамбовском заводе асбестотехнических изделий, решено было не приклепывать к стальному диску, а приформовывать в горячем состоянии. Результаты оказались отличными.ЗАКЛЕПКА ОТСТУПАЕТПосле стендовых испытаний, проводившихся в течение 460 часов (в пересчете на дорожные это составляет 27 600 км), не наблюдалось и следов износа фрикционной накладки. Диски сцепления новой конструкции надежны в работе, срок их службы болыйе, чем у серийных, в два раза. Ожидаемый годовой экономический эффект от их внедрения в серийное производство составит 50 тыс. рублей. Фрикционный материал приформовывается к стальному диску в прессформе с электрообогревом. Внешний вид деталей получается удо24 влетворительным. Появлявшееся вначале коробление стального диска и разница в толщине фрикционного материала были устранены применением предварительного брикетирования формовочной массы. После проведения лабораторных, стендовых и дорожных испытаний диски сцепления новой конструкции будут внедрены в серийное производство. Заклепка сдает позиции. В. ГУСЕВ, инженер лаборатории неметаллических изделий Ирбитского машиностроительного завода.