ОГРАНИЧИЛ ИСТОРИИУчастники Кара-Кумского пробега. На переднем плане автомобиль на «сверхбаллонах». Фото В. КинеловскогоМОСКВАКАРА-КУММОСНВАШ естогоиюля 1933 года колонна автомобилей отечественного производства начала беспримерныйпробегпо маршруту Москва—Кара-Кум—Москва, а 30 сентября она успешнофиниширо ­ вала. За 86 дней участники пробега прошли 9400 км , из них 1203 кмпобездорожью . Ни один отечественный автомобиль не имел аварий иполомок . Все они возвратились вМосквув полной техничес кой исправности. Автомобильный пробегМосква — К араКум — М осква представлял собой знаменательное событие в истории развития нашего автомобилизма и имел большое значение для нашей автомобильной про ­ мышленности. За ходом пробега напряж енно следила вся страна. Здесь ислытывались в разных дорожныхи климатических условиях наши отечественные автомобили, резина из синтетического каучука, электрооборудование — п ро ­ д укция 47 заводов и предприятий. Результаты испытаний должны были по ­ мочь сформулировать правила инормы эксплуатации наших автомобилей. В пробеге участвовали 19 автомобилей отечественного производства и для сравнения 4 зарубежных. Большой интерес вызвал вопрос про ­ ходимости машин вкаракумских песках как на стандартной резине, так и на специально изготовленных для этой це ­ ли «сверхбаллонах». Вместе стемвпро ­ беге были испытаны выносливость наших автомобилей, качество отдельных деталей и агрегатов, изготовленных нашими заводами. П рошло тридцать лет после того, к ак Москва торжественно встретила участников пробега. За это время наша Родина стала могущественной державой . СССР сейчас по производству грузовых автомобилей занимает ведущее место вмире . В этом успехе есть доля труда и участников исторического пробега Мо ­ сква—Кара-Кум—Москва. М ногие из них — Беневоленский, Д ы ­ бов, Захаров, Ш ебунцев , К арпенко , Косткин, Ш ейгам , Линда — и сейчас продол ­ ж ают работать на автомобильных пред ­ приятиях и заводах страны. Евстратов и Латкин трудятся над созданием новыхавтомобильных шин . К инооператорире ­ ж иссер Р. К армен стал лауреатом Ле ­ нинской и Государственной премий. Большая группа участников ведет обще ­ ственную работу во Всесоюзной федерации автоспорта. А. ЧЕРКАССКИЙ, технический контролер и комсорг автопробега, член президиума Всесоюзной коллегии судей по автоспорту. _fПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙИдея проведения этого автопробега возникла еще в конце 1921 года, однако осуществить его удалось лишь через два года. Инициатором первого Всероссийского автомотопробега явилось Центральное управление местного транспорта (ЦУМТ НКПС}, которому активно помогали Главный комитет Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки и ряд других организаций. Весной 1923 года под председательством старого большевика 3. Я. ЛитвинаСедого состоялось первое заседание организационного комитета, почетными чпенами которого были М. И. Калинин и Ф. Э. Дзержинский. В комитет входили известные ученые-автомобилисты Е. А. Чудаков, Н. Р. Бриллинг, Н. П. Сигов и другие. Цель пробега состояла в том, чтобы получить всестороннюю технико-экономическую оценку автомобилей и мотоциклов, проверить пригодность дорог и мостов для безрельсового транспорта. Сорок лет назад — 16 сентября 1923 года — на Красной площади 50 легковых автомобилей приняли старт. Напутствуя участников пробега, председатель оргкомитета указал, что «...беднейшее Советское государство сумело организовать такой пробег, которого до сих пор ни по количеству машин, ни по тем заданиям, какие преследует пробег, мир не знал». Дороги, как известно, были тогда в очень плачевном состоянии, но, несмотря на это, 25 сентября в Москве финишировало 48 легковых машин. Из них 25 закончили дистанцию без штрафных очков. Без повреждений и замечаний прошли путь семь легковых автомобилей Русско-Балтийского завода. Через несколько дней — 29 сентября — в путь ушли 15 грузовых автомобилей. Большинство машин имели пневматические шины. Остальные — грузоленты. 2 октября все 15 грузовиков благополучно завершили пробег. Мотоциклисты находились в пути с 18 по 24 сентябре. Лучшее время показал А. Морозов на «Индиане» — 14 час 53 мик 37 сек (или 48,6 км/час]. В испытаниях хорошо зарекомендовали ПЕТРОГРАД себя шины завода «Красный треугольник», которые оказались лучше заграничных. Испытательные пробеги, организованные в самый начальный период восстановления народного хозяйства, явились толчком в НОВГОРОД развитии производства отечественных автомобилей. Уже через год после пробега первые советские грузовые автомобили /Псков АМО-Ф-15 участвовали в параде на КрасВ.ВОЛОЧЕК ной площади в честь седьмой годовщины Великой Октябрьской социалистической реТВЕРЬ волюции. О. ЛУШНИКОВ. ^ Маршруты: легковых автомобилей мотоциклов грузовых автомобилей МОСКВА ВИТЕбСК «СМОЛЕНСК ' Юхнов28РОСЛДВЛЬ