ДЕБЮТ НА ТРАССЕ «АКРОПОЛИС»Чемпионат Европы по авторалли — соревнование многоэтапное и чрезвычайно сложное. До сих пор советским раллистам была известна лишь одна из трасс чемпионата — трасса ралли «1000 озер» в Финляндии . В этом году пять советскихэкипажей стартовали в Греции, на ралли «Акрополис». О том , в каких условиях проходил этот этап первенства Европы, об уроках , к оторые мы извлекли , стоит, на наш взгляд, рассказать подробнее, п оскольку это представляет ин ­ терес для многих автоспортсменов, организаторов соревнований и тренеров. Преодолев своим ходом около 4000 км по СССР, Р умынии , Б олгарии , Югославии и Греции, мы прибыли вАфины . Здесь ночью , у подножья древнего Акрополя , давался старт ралли. Трасса уходит на юг через курортные места вдоль побер ежьяКритскогоморя , поворачивает на север до крупного порта Салоники, а затем на восток к Александрополису. Отсюда мы возвращаемся на запад до Серре, где к нам присоедин яются автомобили другойгруппыучастников ралли, стартов авшихв Гоаце (Австрия). Теперь начинается почти непрерывн ая ' г онкав самых разнообразных, чаще всего в очень трудн ыхдорожных условиях. Асфальтированные дороги проходят по долинам рек (около 600 км ) , по сильно пересеченной местности (примерно 1000 км) и по горным перевалам (500 км ) . Но самые сложныеучастки — г орные со щебенчатым, сильно выбитым покрыти ­ ем (оноло 500 км ) . Это узкие дороги без ограждений , они вьются серпантином и проходят по склонам гор свысокими обрывами. Погода осложняла и без того трудную трассу — п орыви ­ стый ветер, з атяжные дожди итуман . Подъем испуск на двух перевалах проходили почти в облаках. Д аже специальные противотуманные фары не могли пробить густую пелену тумана. Только мелькающие впереди светящиеся столбики иногда показывали наиболее опасные повороты . Ралли включало дорожные соревнования, построенные по принципу «двойного расписания». От участников требовалось лишь своевременно прибывать на пунктыконтроля времени, причем льгота в размере 5минут предоставлялась только на опережение. Каждая жеминута опоздания иопережения графика пенализировалась 10 штрафнымиочками . Секретные KB отсутствовали,' что давало возможность выбирать наиболее целесообразную скоростьдвижения , в зависимости от дорожных условий. Средняя скорость независимо от характера дороги составляла 60 км / ч ас . На двух этапах с наиболее плохим покрытием она была уменьшена до 50 км/час, зато на другом , очень трудноми плохом участке даже повышена до 66 км / ч ас . Кроме того , раллисты должны были преодолеть в горах одиннадцать специальных скоростных участков длиной от 9 до 56 км (в том числе шесть •— ночью). Средняя скорость для асфальтированных дорог с большим количеством поворотов — от 72 до 84 км / ч аси для разбитыхгор ­ н ыхгравийных дорог — от 57 до 72 км / ч ас . Время прохождения такихучастков фиксировалось на карточнах спортсменов специальными автоматическими часами сточностью до сек унды . За каждую секунду опоздания — штрафное очко. Сложность состояла втом , что скоростныеучастки проходили по дорогам, не закрытым для движениятранспорта . На финишеучастников ожидали соревнования по фигур ­ ному вождению , результат которыхпринимался во внимание только при полном равенстве очков , и в довершение всего — с коростной подъем на гору , а затем получасовая гонка по бет оннымдорожкам аэродрома. Здесь и решалась судьба абсол ютного победителя ралли, к оторым стал известный немецкийгонщик Борингер на автомобиле «Мерседес ЗОО5Е». К аковыжеитоги этого труднейшего соревнования? Из 81 экипажа до финиша дошли лишь 40. Несмотря на то , что советские спортсмены впервые выступали в ралли «Акрополис»,Старт «Москвича-407» наралли«Акрополис»вГреции.все пять нашихмашинзакончилидистанцию . Кроме них , только экипажи , в ыступавшие на автомобилях «Мерседес» и «Форд-Кортина». сумели прийтикфинишу без потерь. А ведь в этом труднейшем ралли были представлены автомобили известных европейских фирм Франции , Ш веции , Германии, Англии, Италии идругихстран . Многие иностранные участники , не раз стартовавшие в Греции, приехали за месяц до начала соревнований и тренировались на скоростныхучастках , где, собственно, и решался успех. Несмотря на это, из 16 франц узскихэкипажей смогли финишировать только 4, и з 12 шведс ких — 6, из 8английских — 6, а из 31 греческого — л ишь одиннадцать. Стопроцентный финиш советских автомобилей продемонстрировал их надежность и приспособленность кэксплуатациивтяжелыхдорожных условиях, а также мастерство гонщиков , и х умение вести оструюспортивную борьбу всложной обстановке. Греческая пресса отмечала хорошую подготовку советских спортсменов. Из 10 автомобилей класса А-5 (1300—1600 см') э кипаж «Москвича» в составе С. Тенишева и А. Д митриевского вышел на 5-е 3 место (24-е абсолютное место). В классе А-7 (свыше 2000 см ) спортсмены Горьковского автозавода В. Мосолов и А. Матиссен заняли 4-е место (26-е в абсолютном зачете). В ходе этого ралли и стали ясными реальные пути улучшения динамических качеств спортивных автомобилей «Волга» и « М осквич » , что даст нам возможность в дальнейшем более успешно выступать за рубежом . При соответствующей подготовке новых моделей двигателей мощностные показатели могут быть заметно увеличены за счет изменения конструкцииголовки блока, коллектора икарбюратора . Не менее важным для успешного выступления в соревнованиях является повышение устойчивости автомобиля, с нижение момента инерции вращающихся масс, выбор оп ­ т имальных передаточных чисел трансмиссии , р исунка прот ектора , размеров покрышек . Участие в ралли «Акрополис» было полезным. Оно обогатило нас опытом международных встреч, выявило наши возм ожности , недостатки и еще раз убедительно показало, что нам надо проводить свои авторалли всложныхгорных условиях, о чем уже писал журнал «За рулем» (№ 8 за 1963 год). А. ДМИТРИЕВСКИЙ, мастер спорта, участник ралли; А. ИПАТЕНКО, мастер спорта, руководитель спортивной делегации.РАСТУТ РЯДЫ МАСТЕРОВ СПОРТАЗа высокие спортивные достижения И. Г ригорьеву (СКА, • Киев) присвоено звание « з аслуженный мастер спорта». Звание «мастер спорта» присвоено следующим спортсменам. АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ: Л . М орсон , ' В. Андреев, Л . Обозный, В. Дооохов (ДОСААФ, М инск ) , И. Гальперин, В.Яковлев, Ю. Бугров (ДОСААФ, Ленинград), А. Зайделов («Спартак», Ленинград), А. Маренков (ДОСААФ, Москва), И. Пуррет («Калев», Тарту). МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ: В. Иванов («Буревестник», Москва), Ю. Сухов (ДОСААФ, Москва), В. Надолинский, М. Лепешев («Буревестник», Омск), (О. Самарин (ДОСААФ, К ишинев ) , В. Антонов, В. Е втушенко (ДОСААФ, Волгоград), У. Росберг («Трудовые резервы», Таллин), Б. Д инабург («Труд», Ковров), А. Романюк (ДОСААФ, П ятигорск ) . ВОДНО-МОТОРНЫЙ СПОРТ: В. Олонцев («Труд», Ленинград), В. Вайновсний, Л . Озолин («Даугава», Рига), В. Слинков (ДОСААФ, Воронеж). по Звание «заслуженный тренер СССР» мотоспорту присвоено следующимтренерам: С. Сергеев (СКА, Ленинград), В. Карнеев, П. Р азживин (ЦАМК, Москва).29