JTШ естой по счету чемпионат страны нынешнего года был, п ожалуй , о дним из самых представительных. Заявки на участие внем подали спортсмены из 10 союзныхреспублик , г ородовМоск ­ вы иЛенинграда , областей, к раеви автономных республик Российской Фе ­ д ерации . На 5 автомобилях участвовали в соревнованиях испортсмены Кабардино-Балкарии, столица которой ужевторично стала центромпроведе ­ ния всесоюзного ралли. В составе 113 экипажей выступали более 60 мастеров спорта, н еоднократных победителей и призеров всесоюзных и международных состязаний. С оревнованиянынеш ­ н его года отличались ещеитем , что длились не тридня , к акпрежде , а пять. Это было связано судлинением трассы от двух с половиной до пяти тысяч километров . Впервые офи ­ циальной картойсоревно ­ ваний стал атлас автомо ­ бильных дорог , выполненный вдвадцатикилометровом масштабе. Д ругойособенностью чемпионата было множество дополнительных иско ­ ростных соревнований . Часы показывали полночь, к огдаэки ­ паж «Волги» со спортивнымномером 1, получив маршрутную карту вМоскве , взял курс на Нальчик. В столице Ка ­ б ардино - Б алкарской АССР предстояли старты второго , з аключительного этапа чемпионата страны по ралли. Почти одновременно из Минска, Киева и Тбилиси стартовали ещетриэкипажа . Так начался сборгигантского автомобильного марафона по дорогам , ведущим на Северный Кавказ, Э кипажам , стартовавшим вМоскве , хотя кратчайшее расстояние из столицы на юглежитчерезХарьков , б ыл дан несколько иной маршрут. Рославль, Брянск, затем Орел , и толькоотсюда имели они пра ­ во выйти на Харьковское направление. Окружной путь был продиктовантем , чтобы спортсмены , стартовавшие в четырех столицах, прошли одинаковое расстояние. Рано утром следующего дня произошли первые встречи ссо * п ерникамиу КВ-1 в Рогачеве. П рибыв ­ шие сминского луча белорусы , эст онцы , латыши и литовцы приветствовали спортсменовМосквы , Л енинграда , Горького. У тром третьего дня на ипподроме имени Ленинского комсомола жители столицы Кабардино-Балкарии стали свидетелями одного из самых интересных дополнительных состязаний. Д ружными аплодисментами вознаграждали они каждый удачный старт, в особенности если вели борьбуспортсменыместногосамодеятельного клуба «Эльбрус». В ипподромнойгонке , согласно положе ­ н ию , дается старт типа Ле - М ан . З ри ­ тельно это эффектно , но водители при этом подвергаются ненужному риску, так как не успевают привязать себя ремнями. После ипподромнойгонки были про ­ ведены дополнительные соревнования , с оставляющие единый комплекс : к онт ­ рольная линия, линейная гонка , т ормо ­ жение. Д альше трасса первогокруга почти восемь часов петляла буквально на пя ­ тачке по дорогамврайонеОрджони ­ кидзе—Моздока—Прохладного. Спортсм ены преодолевали скоростной 600-метровый подъем. Хочется отметить, что описаниеOb*: • •г;•• •j0f ^!Ls'[£ ЦЛЛ :/• Щ -.. г .•-,«,— ;.fmНа ипподромных гонках в Нальчике.Фото В. ЕгороваСТАРТЫу пражненийбыло дано недостаточно ясно. В результате большинство води ­ телей путалось, получало штрафные очки . Работа судейскойколлегииза ­ служивает иряддругихупреков . Вот пример . С оревнования по смене колеса и слалому проходилив полной темно ­ те. К онтрольноевремясмены колеса равнялось 100 секундам . В такой огра ­ ниченный срокмогли уложиться тольк о те экипажи , к оторые тщательно про ­ думали свои действия, работали слаж енно , б ыстро , б ез суеты. Л учшеевре ­ м явэтом виде соревнований равнялось 73 секундам , с реднееже — 90. А как производился зачет? Те, к то не выполнял упражнение или тратил на него в два-три раза большевремени , получали 100 секунд , п роигрывая , так имобразом , л учшим всего лишь 10 — 20 секунд . Справедливо ли это? Но, п о ­ жалуй, самым существенным просчетом, допущенным судейской коллегией, б ыло то, что каждому участнику для выполнения упражнений было отведено 5 минут. И неудивительно, что уже почти ссамого начала соревнований образовалась очередь . Н екоторыема ­ шины вместо 5 минут затрачивали 20, а то ибольше . Чтобы наверстать упущен ­ ное, участники вынуждены были, п роез ­ ж ая населенные пункты , в ночное врем я превышать дозволенныескорости , совершать рискованныеобгоны . Теперь участники держатСтавропольскую степь. курс черезВ ЧЕТЫРЕХ о СТОЛИЦАХ нО•одобиться преимущества . Трасса была трудной , о собенно на заключительномкруге , и требовала отличной подготов ­ к и , к акмашины , так и участников. М неособенно приятно, — п родолжалон , — что победа достигнута на машине, и з ­ готовленной на заводе, г деяработаю . Хочется отметить возросшее мастерство молодежи , в частности спортсменов Кабардино-Балкарии, а также автомобилистов, выступавших на «Запорожцах». В целомзвездныйсбор оправдал себя, ибо за счет этого удалось ликви ­ дировать холостые пробеги , а участники, одновременно прибыв на старт второго, заключительного этапа, были поставлены вравные условия. В зачете команд автозаводов пер ­ вое место заняли спортсменыМЗМА . Но это далось москвичамнелегко : р аз ­ рыв смолодымколлективомспортсме ­ нов запорожского автозавода, занявшего второе место, был очень мал. С реди клубных командлучшимибы ­ ли гонщики «Чайки», а в зачете по ДСОи ведомствам первое место заняли спортсмены «Труда». Приз журнала «За рулем » за лучшее прохождение ипподромнойгонки был вручен горьковскимгонщикам Эдуарду Васьковичу и Геннадию Добровольскому . Вл. ЕГОРОВ, мастер спорта.н оао •о чо ао • о нТрасса, миновав Грозный , уходит на горные перевалы Северного Дагестана. На одном из головокружительных серпантинов группа спортсменов увидела на обочинепотерпевшую аварию машину ГАЗ-51. У машины находились раненые женщины . С портсмены П. Казьмин, Вадим Егоров, А. Карамышев, А. Бушманис идругие поспешили на пом ощь . Пострадавшие были доставлены в больницу. В последний день участники вновь прибыли на нальчикский ипподром , где состоялась заключительная 7 - к илометро ­ вая гонка . По окончаниисоревнованиймы беседовали сновымчемпионом страны по классу автомобилей «Москвич» Роман ом Чертовым. — Борьба была очень упорной , — сказал он . — Н ашему экипажу пришлось приложитьмного усилий, чтобыТехнические результатыI класс : 1. Ф . Г ориславский , А. Крамаренко (ЗАЗ); 2. А. А лейников , В. Чернышев (Мелитополь); 3. Н. Исаенно, Ю. Ш кабатур (ЗАЗ). I Iкласс : 1. Ю. Л есовский , Р. Чертов (МЗМА); 2. В. Орлов, С. М аршак (МЗМА); 3. В. Боровик, Л . Робинович (Ленинград, совнархоз). I IIклас с: 1. А. Карамышев, А. Бушманис (Рига, ДОСААФ); 2. В. Л аужицкас , П. Шатас (Каунас, «Жальгирис»); 3. А. Саарм, А. Т ыкке (Таллин, ДОСААФ); I Vклас с: 1. М. Пуррет, У. Аава (Таллин, «Калев»); 2. В. Щавелев, Э. Лифш иц (МЗМА); 3. А. Матиссен, В. Мосолов (ГАЗ).о но н2. «За рулем» № 9,9