тикой. Поэтому выход в свет книги Е. Анискина и Е. Улицкого «Наш друг автомобиль», где они делятся своим многолетним опытом эксплуатации «Москвича407», привлек внимание автомобильной общественности. Авторы дают много дельных советов по использованию всевозможных приспособлений, по устранению различных неполадок, возникающих в дороге, и т. д. (например, возможность использования прокладки пробки бензобака для замены прокладки бензоотстойника явится приятной новостью для большинства начинающих автолюбителей). Со знанием дела написан раздел книги, посвященный автомобильному туризму. Простота изложения, легкий юмор, меткие выражения, наконец, удачные рисунки сразу располагают к себе. Однако по мере знакомства с книгой у читателя растет чувство неудовлетворенности. В самом начале авторы подчеркивают, что «они не задавались целью написать инструкцию по уходу за ав* Е. А нискии , Е. У лицкий . Наш друг автомобиль. «Физкультура и спорт». М., 1962. 144 стр. 17 коп.Н е так часто появляются книги, содержащие советы, подсказанные пракЗАЧЕМ ОБИЖАТЬ ДРУЗЕЙ?томобилем, но через 15 страниц почти дословно излагают инструкцию, допуская при этом серьезные ошибки. Так завод не случайно устанавливает периодичность смазки крестовин карданного вала через тысячу километров. Эта цифра определялась опытным путем, и незачем рекомендовать начинающим автомобилистам ездить без смазки крестовин 6—3 тысяч километров. Вряд ли нужно было описывать монтаж (демонтаж) колеса (стр. 80), использование аптечки для бескамерных шин. К сожалению, в книге много обидной разноголосицы и небрежностей. Никому не советовали бы мы выезжать на автомобиле, накладки диска сцепления которого приклеены (даже клеем БФ-2). «...Аккумулятор разряжен, и его следует зарядить. Отдайте аккумулятор в зарядку. А для того, чтобы продолжить путь, пустите двигатель заводной рукояткой» (стр. 47). Опытный автолюбитель сочтет подобные строки за досадную опечатку или... юмор. Начинающий же может быть сбит с толку. Кстати, нужно отметить, что проверить исправность контактов прерывателя тем методом, который рекомендуется авторами, то есть контрольной лампой, отсоединяя при этом провод низкого напряжения от прерывателя, невозможно. На стр. 22 утверждается, что тугоплавкую смазку УТВ-1 : 13 «без всяких сомнений» можно заменить солидолом. Однако, естественно, что сомнения есть у самих же авторов книги. Уже на следующей странице помещено авторское опровержение. Нельзя согласиться без серьезных оговорок ис другими советами авторов. Например, вряд ли целесообразно стекло н хромированные детали защищать при окраске автомобиля солидолом, а выравнивание вмятин на машине поручать самому автолюбителю. Ничего, кроме разочарования, в этих случаях не получится. Увеличение хода тормозной педали устраняется не прокачкой тормозов, как рекомендуют авторы, а подведением колодок. Прокачивать тормоза следует только в случае появления «мягкой» педали. В заключение хочется сказать несколько слов о последнем разделе книги: «От туризма к спорту». Трудно судить, чем руководствовались авторы, включая его в книгу. В той части раздела, которая посвящена фигурному вождению, приведены описания нескольких фигур, далеко не исчерпывающих весь комплекс фигурного вождения, не говоря уже о том, что из десяти приведенных фигур четыре устарели. В другой же части раздела, посвященной ралли, авторы показали полное незнание вопроса. Ни время нахождения в закрытом парке, ни время пуска, ни расположение флагов на пунктах контроля времени не соответствуют действительности. Прежде чем писать об автомобильном спорте, авторам следовало хотя бы заглянуть в «Общие условия» проведения ралли в СССР. Книги, содержащие практические советы автолюбителям, обобщающие опыт дальних поездок, очень ,> нужны, но к созданию та-'* ких книг надо подходить более серьезно. Ю. МИХАЙЛОВ, и нженер , мастер спорта; Г. ГЕЦОВ, инженер.о ооооооооЛВТ0Н0Т0ИАЛЕЙД0СИ0ПО ООООООООООООООизготовлены недостающие и заменены изношенные детали. В один из дней ленинградцы с интересом наблюдали за рейсом старого автомобиля. ЦЕНА АНАХРОНИЗМА ВШвеции , к ак известно, левостороннее движение (введенное еще Карлом XII в начале XVIII века). Сейчас оно стало уже анахронизмом, поэтому в стране крайне остро стоит вопрос о его ликвидации . В 1927 году, когда число автомобилей ипритокиностранных туристов в стране стали значительными, были высказаны первые предложения о переходе на уже господствовавшее тогда в Европе правостороннее движение. В 1930 году этот вопрос обсуждался в парламенте, но решения принято не было. В 1934 году специальная королевс кая комиссия пришлак выводу, что переход нужно осуществить незамедлительно. Наконец, в 1945 году верхняя палата парламента одобрила законопроект о переходе на правосторонее движ ение , но нижняя палата его провалила. В 1955 году был проведен всеобщий опрос — большинство шведов стояло за... левостороннее движение. С устаревшей и неудобной системой косвенно ведут борьбу шведские автозаводы: Вольво, СААБ, Скания-Вабис. Они выпускают автомобили только с левым расположением руля. Справа руль устанавливается по особому заказу за дополнительную плату. Шведское правительство наконец заявило о намерении к 1967 году осущестО ОООвить переход на правостороннее движение. Чтобы покрыть связанные сним §асходы, начиная с 1963 года, в течение лет со всех автомобилей и мотоциклов в стране будет взиматься довольно внушительный налог. Т аким образом, за переход на правостороннюю систему движения шведские автомобилисты заплатят из своего кармана 400 млн. к рон . ФРАНКФУРТСКАЯ В «РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ»На снимке : «Бенц» на Невском кольце стадиона имени С. М. Кирова. За рулем (справа) главный механик авторемонтного завода А. В остокин , один из реставраторов автомобиля. Фото А. Войчука АВТОМОБИЛЬ ПРОШЛОГО ВЕКА Недавно члены клуба ветеранов лен инградского автотранспорта обнаружили среди автомобильного утиля машину , выпущенную еще в 1886 году фирмой «Бенц». Энтузиасты автомобильного спорта — рабочие авторемонтного завода — взялись восстановить ее. Былизападногерманском городе Франк • фурте-на-Майне недавно для прок ладки подземных магистралей пришлось на одной улице поднять каменные плиты . И тут выяснилось, что этиплиты не что иное, как... каменные надгробия с городского кладбища. На некоторыхиз камней, уложенных надписями книзу , м ожно было прочитать имена владельцев могил , посмертно обворованных владельцами дорожно-строительной фирмы . Оно, конечно, мертвым небольшой убыток , а дельцам — чистая прибыль. ИЗДАТЕЛЬСТВО ПРЕДЛАГАЕТ КОМИТЕТАМ ДОСААФ И ЧИТАТЕЛЯМ СЛЕДУЮЩИЕ КНИГИ: Сабинин А. А. Спортивные и гоночные автомобили. 1962. 102 стр. 15 коп. • «Трудные трассы». 1962. 82 стр. 12 коп. «Автомобильный моделизм». 1962. 425 стр. 80 коп. «Спорт смелых» (альбом). 1962 г. 112 стр. 1 р. 90 к. Заказы направлять по адресу: Москва, Б-66, Ново-Рязанская ул., д. 26, Издательство ДОСААФРедакционная коллегия: А. И. ИВАНСКИЯ (главный редактор), А. А. АБРОСИМОВ, Г. М. АФРЕМОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, М. Л. ЛЬВОВ, Д. В. ЛЯЛИН, В. И. НИКИТИН, И. В. НОВОСЕЛОВ, В. В. РОГОЖИН, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ, Б. Ф. ТРАММ, Ю. М. ШРАМКО. Художественно-технический редактор Г. И. Кузнецова.Корректор Е. Я. Обухова.2.25 бум. Я. - 4 печ. Л. Тираж 375.000 экз. Подл, к печ. 17.08.63 г. Цена 30 коп. Зак. 968.Адрес реданции: М осква , И-51, Р ахмановский пер., 4. Теп. К 5-52-24, Б 9-61-91. Сдано в набор 27.07.63 г. Г-91133. Бум. 60 X 90'/,.3-я типография Управления Воеввого аздательства Министерства оборовы Союза ССР.