Венгерский мотоцикл «Паннония» можно встретить на многих наших шоссе и дорогах. В своих письмах в редакцию водители просят рассказать об особенностях эксплуатации этого мотоцикла и способах устранения неполадок. Советы тем, кто ездит на «Паннониях», дает инженер Ю. Торгов.ПАННОНИИ)Топливо и масло. Двигатель мотоцикла «Паннония» имеет степень сжатия 7,2 и рассчитан на применение бензина Б-70, А-72, А-74. Если же использовать бензин А-66, то легко возникает детонация, двигатель теряет мощность, перегревается и быстро изнашивается. Правильно составленная топливная смесь избавит мотоциклиста от многих неприятностей. На хорошо обкатанном мотоцикле (после 5000 км пробега) при температуре окружающего воздуха до 25 градусов тепла следует соблюдать пропорцию' бензина и масла 25 : 1. При меньшем пробеге или более высокой температуре содержание масла следует увеличить (20:1). Из отечественных сортов масел для двигателя подходят АКц-10, АК Л -15 и высококачественные авиамасла — МС-14, МК-22. Для коробки передач летом можно рекомендовать масла МС-14, МС-20, АК-10, зимой — АКЗ Л -10, АК„.-10, АС-9,5. Карбюратор. Не реже, чем через 500 км пробега, а также перед регулировкой следует смазывать сетку воздухоочистителя. Особое внимание надо обращать на механизм обогащения смеси, в частности на резиновый наконечник плунжера. Наконечник должен быть плотно закреплен, не иметь повреждений и не соскакивать. Очень часто трудности в запуске холодного двигателя возникают из-за того, что соскочивший наконечник перекрывает подачу бензина в распылитель. Повреждение наконечника может вызвать переобогащение смеси, так как при переводе рычага опережения зажигания в переднее положение подача бензина не прекращается. При отсутствии запасного заводского наконечника его заменяют самодельным, изготовленным из бензостойкой резины. Цилиндр и поршневая группа. Уход за цилиндром и поршневой группой мотоцикла «Паннония» сводится к обычному удалению нагара с головки цилиндра, днища канавок поршня и выхлопных окон, но не реже, чем после 4—5 тысяч километров пробега. По мере необходимости следует также очищать ребра цилиндров. При разборе двигателя следует контролировать износ колец по зазору в замке. Если зазор превышает 0,7—0,75 мм, кольцо желательно заменить новым. Зазор в замке у нового кольца должен быть в пределах 0,25—0,30 мм. При недостаточном зазоре может произойти заклинивание. Необходимо также контролировать износ верхней части цилиндра. Сделать это можно специальным нутромером, а приближенно с помощью нового поршневого кольца: путем измерения щупами зазора в замке. Для этого кольцо последовательно располагают в верхней, средней и нижней частях цилиндра. При износе в 0,1 мм цилиндр желательно шлифовать. Обычно необходимость в этом появляется после пробега в 20—25 тысяч километров. Замена кольца производится, как правило, через 12—14 тысяч километров пробега. Ходовая часть. При выборе масла для амортизаторов следует учитывать температуру воздуха. Когда она ниже плюс 5 градусов, в амортизаторы заливают смесь из 50 процентов веретенного и 50 процентов трансформаторного масел — по 0,08 лв каждый. При более высокой температуре хорошие результаты дает применение смеси из 75 см 3 масла СУ и5см3 керосина. Замену масла в амортизаторах следует производить после пробега 4—5 тысяч километров и во время сезонных профилактических осмотров. Переднюю вилку «Паннонии» необходимо регулярно и тщательно смазывать, заливая через отверстие по 50—70 см3 масла для двигателя в каждое перо. Для этого вывинчивают стопорные болты, крепящие конец пружины. Смазку вилки рекомендуется производить через 1500 километров пробега, то есть чаще, чем это указано в инструкции. Подшипники колес промывают и заполняют свежей смазкой после пробега 8—10 тысяч километров (не реже одногораза в сезон). Наиболее подходящей является смазка 1—13С (синтетическая). Смазку 1—13 жировую вследствие ее быстрого высыхания необходимо менять в два раза чаще. Можно использовать летом консталин и другие соответствующие тугоплавкие смазки, но не солидол. Он легко плавится и вытекает из ступиц. Изношенные подшипники «Паннонии» взаимозаменяемы с отечественными, имеющими соответствующий номер. При установке отечественных покрышек размером 19 X 3,25 (от мотоцикла ИЖ) мотоцикл «Паннония» приобретает на поворотах и, в особенности, при езде по скользкой дороге большую устойчивость. Некоторых водителей, особенно невысокого роста, не удовлетворяет посадка на «Паннонии». Им следует подвинуть руль ближе к сиденью, используя соответствующие удлинители; посадка станет гораздо удобнее, а поездка менее утомительной. Ведущую цепь необходимо регулярно промывать и смазывать консистентной смазкой с добавлением графитного порошка. Это по крайней мере вдвое увеличит срок ее службы. Электрооборудование. В мотоциклах «Паннония» применяется система электрооборудования как с генератором no-.J' стоянного, так ис генератором переменного тока. При уходе за первой системой требуется своевременная чистка коллектора, контроль и замена щеток (если их длина стала менее 15 мм), контроль регулятора напряжения, проверка батареи аккумуляторов. При уходе за второй системой следует лишь осматривать контакты прерывателя и поддерживать необходимую плотность и уровень электролита в аккумуляторной батарее. Подзарядка аккумуляторной батареи производится через селеновый однополупериодный выпрямитель от специальной зарядной обмотки генератора, обеспечивающей силу зарядного тока около 0,7 а. При питании от генератора без аккумулятора лампы стояночного света горят тускло, а звуковой сигнал и стоп-сигнал не работают. Однако для того чтобы обойтись без аккумулятора, можно использовать напряжение от основных обмоток генератора, питающих лампу большого света. Для этого надо отсоединить селеновый выпрямитель от точки 30/51 на переключателе света (рис. 1) и соединить ее перемычкой с контактом 51, к которому подведен провод от клеммы 51 генератора. При этом необходимо заменить все лампы на двенадцативольтовые (кроме лампы большого света). Система зажигания. Для двигателя «Паннонии» подходят ' свечи PAL-220, PAL-225, а из отечественных — А-7,5У и А-8У. В холодное время года можно употреблять более «горячие» свечи с калильным числом 175. Искровой зазор свечи должен быть 0,4—0,6 мм. Однако Рис. 1. Схема электрооборудования с генератором переменного тока мотоцикла «Паннония»: 1 — ф арас лампой большого света, стояночного света и освещения спидометра; 2 — переключатель ближнего (дальнего) света и кнопка звукового сигнала; 3 — генератор; 4 — аккумулятор; 5 — звуковой сигнал: 6 — задний фонарь с лампами освещения номерного знака и стоп-сигнала; 7 — включатель стоп-сигнала.