.ЗА.pyjusaaL*';(*?1-.-<?гс*т>>г?^^:/.^.^::..кл?гл^л\ ч Л11Ч'>»у.*4^АВТОМОБИЛ ЬИКАКИЕ НУЖНЫ АВТОМОБИЛИ ДЛЯ СЕЛА! Прежде всего они должны обладать высокой проходимостью. Конструктивно это достигается тем, что все колеса делаются ведущими; рисунок шин обеспечивает наилучшее зацепление с грунтом; мощность двигателя тоже несколько увеличивается по сравнению с аналогичной машиной обычного типа. Во многих случаях автомобили оборудуются арочными шинами и ободами к ним. Транспортный парк нашего сельского хозяйства на 70—80 процентов состоит из бортовых машин, и лишь малую часть его составляют самосвалы. Нужно же , чтобы было наоборот. Ручная погрузка и выгрузка сводит на нет экономию времени и средств, достигнутую механизацией в других звеньях. Поэтому, как правило, приходится делать на местах различные приспособления для механической разгрузки автомобилей. Для работы в сельском хозяйстве нужны автомобили с кузовом увеличенной емкости с уплотнениями. Ведь приходится перевозить чаще всего сыпучие грузы, такие, как зерно, или легковесные — сено, хлопок-сырец. Надо гарантировать их сохранность ив то же время обеспечить полное использование грузоподъемности автомобиля. Кузова обязательно должны иметь специальные устройства — нечто вроде крыш, которые предохраняли бы груз от дождя , ветра и солнца, от распыления. КОНСТРУКТОРЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ ОБ ЭТОМ Сельское хозяйство предъявляет определенные требования не только к конструкции автомобиля, но ик автомобилестроению в целом. Первое из них — это унификация выпускаемых на разных заводах конструкций. Сейчас в сельском хозяйстве много марок автомобилей, автопогрузчиков, прицепов, Что из этого получается — ясно. И распыление запасных частей, и плохое техническое обслуживание, и неоправданные требования к квалификации рабочих. Очень большое значение имеют рациональное использование автомобилей, правильная организация их взаимодействия с тракторами. На поле, например, действует трактор с прицепом. Он доставляет груз до полевой дороги, а оттуда его уже забирает автомобиль. Отсюда ясно, что тракторные и автомобильные прицепы должны быть унифицированными. Иначе неизб-жны перегрузки. Автомобиль находит все большее и большее применение в сельском хозяйстве. Новые модели, к выпуску которых переходят ныне наши заводы, будут работать и на полях, и на пастбищах, и на животноводческих фермах. И несомненно, что в процессе эксплуатации можно будет выявить еще множество областей их применения. А это, в свою очередь, должно отразиться на конструкции будущих советских автомобилей. В. А. Гоберман рассказал в основном о том, как должен использоваться автомобиль на внутрихозяйственных работах. А как обстоит дело с массовыми перевозками! Ведь несколько лет тому назад помощь, оказываемая сельскому хозяйству автотранспортом общего пользования, заключалась лишь в отправке автомобилей на уборку урожая во время уборочной кампании. Такая помощь не удовлетворяла, конечно, всей потребности колхозов и совхозов. Что же делается сейчас! Об этом рассказывает Александр Кондратьевич ЕВСТРАТОВ, заместитель начальника Главного управления сельскохозяйственных перевозок Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.Интенсификация, механизация, химизация — вот направления, определенные решениями февральского Пленума ЦК КПСС, по которым должно развиваться наше сельское хозяйство. Все больше и больше техники поступает в колхозы и совхозы, и среди разнообразнейших машин — автомобили. Какова роль автомобиля в современном сельском хозяйстве, на каких работах он используется, как будет расширяться область его применения, какие требования предъявляют работники сельского хозяйства конструкторам автомобилей! Редакция обратилась за ответом на эти вопросы к специалистам. Вот что они рассказали.Виталий Александрович ГОБЕРМАН, кандидат технических наук, руководитель лаборатории сельскохозяйственного транспорта Всесоюзного института механизации сельского хозяйства:МАШИНА ТРАНСПОРТНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯПОТОК В ЦЕХЕ И ПОТОК В ПОЛЕ Общеизвестно, что наилучшим способом организации промышленного производства является поток. Только при поточном методе возможен массовый выпуск изделий, наилучшая механизация работ и, в конечном счете, выгоднейшие экономические показатели. А в сельском хозяйстве? Как наилучшим образом использовать то колоссальное ко ­ личество техники, которое идет сейчас на поля? Точно так же : перевести сельскохозяйственные работы на поток. Правда, существует принципиальная разница между потоком в поле и потоком в цехе. В цехе обрабатывающие машины стоят на месте, движутся детали. В поле движутся машины. И если в цехе для транспортировки изделий достаточно конвейерной ленты, то в поле без автомобиля и трактора не обойтись. Отсюда ясно, насколько велика их роль в сельском хозяйстве и как транспортного средства и как машин, осуществляющих разнообразные производственные процессы. ДВЕ ЗАДАЧИ АВТОМОБИЛЯПервая и основная — перевозки. Их объем все время растет. В 1965 году в сельском хозяйстве он достигнет весьма внушительной цифры, близкой к половине всего объема перевозок, осваиваемого автомобильным транспортом Советского Союза. Вторая задача — технологическая. Это транспортно-сборочные работы, например, в том случае, когда при уборке урожая автомобиль идет вслед за комбайном ив кузов из бункера на ходу выгружается зерно, кукуруза. В других случаях на долю автомобиля выпадают транслортно-распределительные операции. К ним относится работа на поле автомобиля, снабженного специальным разбрасывателем удобрений. При перегоне скота через засушливые районы Казахстана рядом с отарой овец движется автомобиль, на котором смонтирована специальная насосная установка, чтобы добывать в пути воду с больших глубин и поить животных. В общем, область применения автомобиля в сельском хозяйстве все больше расширяется. Появляются даже автомобили, снабженные специальными устройствами отбора мощ ­ ности для приведения в действие навесных механизмов. Речь шла о специализации базовых автомобилей для определенных работ в сельском хозяйстве. А есть еще общие требования к ним, проблемы типажа машин, состава парка, занятого в сельскохозяйственном производстве.КАК ЛУЧШЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕРЕВОЗКИ?В апреле 1963 года во всех республиках в системе транспорта общего пользования были созданы специальные организации для перевозки сельскохозяйственных грузов — Сельхозтранс. В РСФСР в систему Сельхозтранса вошло 660 круп ­ ных специализированных автохозяйств. Число их продолжает увеличиваться, В 1964 году будут построены производственные помещения для 63 хозяйств, а в 1965 году — еще для 102. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВОЗерно, сахарную свеклу, картофель, овощи и другие сельскохозяйственные продукты автомобили везут на заготовительные пункты, удобрения — на поля, нефтепродукты — для колхозного и совхозного парка машин. Одним словом, сейчас для автотранспорта общего пользования обслуживание сельского хозяйства стало работой регулярной, постоянной. В 1963 году было перевезено по СССР 252 миллиона тонн сельскохозяйственных грузов, а в 1964 году цифра эта должна увеличиться до 420 миллионов тонн. НА ВЫВОЗКЕ УДОБРЕНИЙ Сельскохозяйственное производство—сезонное. В отличие от заводских условий работа на полях разбивается на совершенно, определенные периоды. Первый — это подготовка к севу. Начинается она с вывозки удобрений. В первом квартале этого года автомобили Сельхозтранса в РСФСР перевезли 5,8 миллиона тонн (в 1963 году за это же время — 3,7 миллиона тонн). Главным критерием хорошей организации перевозки удобрений является их сохранность в пути. Добиться этого не так легко, особенно при смешанных железнодорожно-автомобильных перевозках, когда удобрения приходится перегружать. Как же поступают люди, по-настоящему болеющие за общенародное дело? На железнодорожной станции Волоколамск колхозы, совхозы и отделения Сельхозтехники держали 55 экспедиторов, сторожей и кладовщиков — специально для получения минеральных удобрений. А иначе ^и нельзя было, так как каждый адресат получал до 10 видов удобрений, которые перемешивались с другими грузами, а подчас и терялись. Волоколамское автохозяйство, Московско-Рижское отделение Мо ­ сковской железной дороги и отделение Сельхозтехники организовали прямые смешанные перевозки: по методу « в агон автомобиль — поле». На станциях создали специальные площадки для выгрузки, снабдили их перегрузочными механизмами. Грузы стало принимать только отделение Сельхозтехники, колхозы и совхозы перестали держать на станциях людей. В итоге стоимость перегрузки упала в пять раз. Бюро ЦК КПСС по РСФСР рекомендовало широко внедрить эту инициативу автотранспортников, железнодорожников и работников Сельхозтехники. Еще более выгодный метод — доставка удобрений (при сравнительно небольших расстояниях) прямо с завода в поле на автомобиле, без железной дороги. Так поступили работники Луховицкого автохозяйства Московской области. В результате применения метода «предприятие — автомобиль — поле» при перевозке 40 тысяч тонн известковой муки экономится 28 тысяч рублей. Точно так же организована доставка минеральных удобрений с Невского химического завода в Ленинградской области, с Невинномысского химического комбината в колхозы и совхозы Краснодарского и Ставропольского краев. Возникают сложности с выгрузкой. Самосвалы есть не везде. Но в этом случае можно найти выход. В Дивенском автохозяйстве Ставропольского края была создана комплексная механизированная бригада, которой выделили семь бор ­ товых автомобилей, погрузчик, бульдозер и стогометатель, переоборудованный по предложению начальника автохозяйства С. Квочкина в разгрузчик-скребок. Бульдозер подгребает удобрения в ковш погрузчика, который сбрасывает их в кузов автомобиля. На поле разгрузчик-скребок сваливает удобрения и разравнивает их по земле. В итоге автоотряд перевозит на поля до 600 тонн перегноя вдень — в три раза больше, чем при ручной погрузке и выгрузке. Этот почин подхвачен: только в Ставропольском крае создано 44 таких бригады. Очень ценная инициатива проявлена автохозяйствами Эстонии, Ленинградской и Псковской областей. Почвы в этих местах требуют известковой муки , а механизмы для ее разбрасывания были несовершенными. Работники автохозяйств начали применять для этой цели цементовозы со специальными разбрасывателями. При этом по сравнению со старыми способами экономится 6 рублей на 1 гектар, ПРИ УБОРКЕ УРОЖАЯ Уборка — страдная пора для автохозяйств. В это время делом проверяется и техническая готовность автомобилей, и эффективность методов организации перевозок. Какие из способов, испытанных ранее, мы применяем ив этом году? Прежде всего — это использование автопоездов. В 1963 году на перевозках урожая в РСФСР работало 5 тысяч автопоездов Сельхозтранса. В этом году — гораздо больше. При уборке зерна во многих областях в прошлом году использовался групповой, или бригадный, метод, при котором несколько автомобилей и комбайнов объединены в бригаду и работают согласованно по графику. Производительность каждого автомобиля значительно повышается. При перевозке сахарной свеклы будет использован метод, впервые примененный в 1961 году в Тамбовской области. Суть его заключается в том, что каждое звено убирает свое поле в определенные дни — в это время там сосредоточиваются и автомобили и погрузчики. Концентрация техники дает возможность работать по очень четкому графику. Производительность труда и степень использования машин резко повышаются и, что очень важно, появляется возможность вывезти свеклу в гораздо более сжатые сроки, в основном до больших дождей. Кроме того, отпадает необходимость в ручной погрузке. При уборке силосной массы должен быть широко распространен прошлогодний опыт работы Волгоградского автоуправления. Там для этой цели были созданы комплексные бригады, каждой из которых придали силосоуборочный ком ­ байн, трактор для формирования буртов и автомобили, оборудованные сетками, подвижными бортами, щитами или другими приспособлениями для выгрузки силосной массы. В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Индустриальные методы строительства знакомы не только жителям больших городов. Для сооружения коровников, скотных дворов ныне все чаще и чаще применяются сбор ­ ные конструкции. И разумеется, эти железобетонные изделия выгоднее всего доставлять с завода в колхоз комплексно, чтобы можно было сразу и целиком провести постройку. Такой метод доставки распространен в Орловской и Калининской областях. Наша задача — всемерно внедрять его. Родник народной, инициативы неиссякаем. Работники автотранспорта, обслуживающие сельское хозяйство, очень хорошо сознают всю серьезность задач, которые они должны выполнить. И потому новые методы, новые способы организации перевозок возникают и будут возникать непрерывно.ИЗ снимков,ПРИСЛАННЫХ НА ФОТОКОНКУРС «ЗА РУЛЕМ»Валентин Михайлович Алехно — передовой шофер колхоза «Знамя победы» Краславского производственного управления Латвийской ССР. С. ПИЦИЛЕВИЧ, (Краславский район Латвийской ССР).