Для устранения шума и предупреждения повышенного износа деталей насоса при большом числе оборотов ко ­ ленчатого вала двигателя жидкость, перепускаемая клапаном 12, Принудительно направляется обратно в полость корпуса ив каналы всасывания через коллектор 18, внутренний канал которого соединяется с полостью бачка небольшим отверстием. Решающее значение для бесперебойной работы гидроусилителя и предотвращения быстрого износа деталей насоса имеет чистота масла, применяемого в качестве рабочей жидкости. Вот почему необходимо заменять его в сроки, указанные в инструкции, и одновременно промывать фильтры. При проверке уровня рабочей жидкости передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо. Доливать ее следует до метки на боковой стенке бачка, когда двигатель работает на холостом ходу. При каждом техническом обслуживании нужно проверять, а если понадобится, и регулировать натяжение ремня насоса перемещением шкива. Под действием усилия в4 кг прогиб ремня должен составлять 10—15 мм . В случае повреждения насоса, гидроусилителя или его ремня, а также соединительных шлангов допускается лишь кратковременное движение автомобиля (чтобы доехать до гаража). При обрыве шлангов насоса надо соединить нагнетательное отверстие с патрубком на бачке насоса, заглушить нагнетательное и возвратное отверстия заглушками и, долив в бачок насоса масло до нормы, двигаться с минимальным числом оборотов коленчатого вала. При этом необходимо следить за температурой масла, не допуская нагрева выше 100 градусов. Надо обратить внимание на неисправности рулевого управления, наиболее часто встречающиеся. Недостаточное или неравномерное усиление, вызываемое гидроусилителем. Причины его следует искать в слабом натяжении приводного ремня, неисправностях насоса, или утечке рабочей жидкости, попадании воздуха и грязи в систему, а также чрезмерном натяге в сочленении зубчатой рейкисектора, зависании перепускного клапана, ослаблении крепления подшипников винте рулевого механизма. Отсутствие усиления. Эта неисправность является следствием отвертывания седла предохранительного клапана или заедания перепускного клапана. Повышенный шум насоса. Он вызывается недостатком рабочей жидкости в бачке, ослаблением приводного ремня или неисправностью насоса, засорением или неправильной установкой фильтра, наличием воздуха в системе. Стук в рулевом механизме возникает при повышенном износе его деталей. Увеличенный люфт рулевого колеса является результатом чрезмерных зазоров в сочленениях рулевых тяг, карданной передачи и износа деталей рулевого механизма. Заметим, что люфт рулевого колеса не должен превышать 15 градусов, а проверять его рекомендуется при работе двигателя на холостом ходу. Г. БЕРЕСТИНСКИЙ, Б. ДЕЛЕРЗОН, инженеры. г. Рязань.вЫнщп ипшпшшитг. Авдеевка Донецкой области, В. КРАВЦОВУ.У моего автомобиля «Запорожец» после пробега 6000 км расход масла составляет 500—600 г на 100 км . Нормально ли это! вам отвечает главный конструктор Мелитопольского моторного завода Ф . Реппих. Нормальный расход масла двигателем автомобиля «Запорожец» после обкатки (2000 км) составляет 80—120 г на 100 км . Расход более 250—300 г свидетельствует о неудовлетворительном состоянии поршневых колец. 'Если после пробега 6000 км двигатель расходует 500—600 г, это может быть следствием установки поршневых ко ­ лец без торсионной проточки (по внутреннему диаметру). Для того чтобы устранить дефект, нужно поставить поршневые кольца с торсионной проточкой. Вильнюс, ул. Куршу, д. 4. Мастерские Управления снабжения Литпромсовета. Рига, ул. Юмарас, д. 3. Профилактический пункт Рижского 1-го горпромторга. Таллин, ул. Ратасказвуд, д. 2. П ром ­ комбинат «Юхандух». Продажа населению запасных частей к импортным мотоциклам, мотороллерам и мопедам всех марок производится через розничную торговую сеть ми ­ нистерств торговли республик.Ленинград, Г. ШУСТАРОВИЧУ.Почему нет запасных частей к двигателям мотоцикла М-521 Можно ли использовать для ремонта этого двигателя детали М - 6 1 ! Двигателей мотоциклов М-52 в эксплуатации осталось мало. Поэтому производство запасных частей к ним прекращено. Главный конструктор Ирбитского мотоциклетного завода А. М. Федоров сообщил редакции, что возможно переоборудование двигателя М-52. Для этого следует заменить цилиндры, поршни, поршневые кольца и штанги толкателей соответствующими деталями двигателей М-61 или М-62.г. Кемерово, С. ПА РА НО К.Взаимозаменяемы ли детали двигателей мотоциклов М-62 и М-61! Вам отвечает главный конструктор Ирбитского мотоциклетного завода А. М. Федоров. Двигатель мотоцикла М-62 отличается от М-61 следующими деталями: крышкой распределительной коробки , распределительным валом. Прерыватель мотоцикла М-62 оборудован автоматом опережения зажигания ПМ-11 А. Двухискровая катушка зажигания Б-201 дала возможность исключить распределитель. Остальные детали взаимозаменяемы.г. Оленегорск Мурманской области, Е. МЕРКУРОВУ.Нужен ли в автомобиле радиоприемник! Не вредит ли он безопасности движения! Судя по письмам, получаемым редакцией, мнения водителей на этот счет различные. Одни категорически утверждают: приемник не нужен, радиопередачи отвлекают водителя, ослабляют внимание и т. п.; другие читатели на основе личного опыта считают, что, напротив, слушая музьжу, другие интересные передачи, человек взбадривается, у него улучшается настроение, а следовательно, и работоспособность, усиливается внимание к дороге, к о всему окружающему. А вот что по этому поводу говорят специалисты. Как показали исследования, при движении по автомобильным дорогам с небольшой интенсивностью водителю, который чувствует себя усталым, лучше включить негромко радиоприемник. Он поможет преодолеть усталость и сонливость. В этом случае с точки зрения безопасности движения радиопередачи слушать полезно. Однако в напряженных городских условиях, а также на участках дорог с интенсивным движением пешеходов и автотранспорта радиоприемник включать не рекомендуется. Сейчас ведутся исследования по использованию автомобильных радиоприемников для получения водителями на определенной волне специальной информации о состоянии дорог, особых условиях движения и т. п.г. Харьков, К. ПЕТРЕНКО, г. Рига, Ф. СКУДРИС.Где находятся мастерские гарантийного ремонта чехословацких мотоциклов «Явав и «Чезет»! В десяти пунктах Советского Союза открыты мастерские по гарантийному ремонту чехословацких мотоциклов «Ява» и «Чезет». Сообщаем их адреса. Москва, Д-364, проезд Досфлота, д. 10. Центральный спортклуб «Трудовые резервы». Ленинград, проспект Кондратовский, д. 5. Ремонтная мастерская металлоизделий, цех № 3. Киев, ул. Павловская, д. 28. Металлоремзавод. Днепропетровск, проспект Калинина, д. 16. Фабрика «Металлобытремонт». Харьков, ул. Театральная, д. 7. Фабрика «Точная механика». Донецк, 8-я линия, д. 1а, Фабрика сложно-технических машин и приборов. Минск, Могилевское шоссе, д. 89. Станция технического обслуживания легковых автомобилей.18