ВЕСТИ С УКРАИНЫ %Сотни автомотосоревнований, многие тысячи участников, высокие спортивные показатели — т ак следует охарактеризовать ход III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта на Украине . Можно много рассказать о семинарах судей, которые проводятся почти в каждом городе, о помощи президиума Федерации автомотоспорта УССР низовым коллективам, о соревнованиях в первичных организациях. Наряду с массовыми стартами план первого года спартакиады в республике предусматривает большие спортивные состязания — межобластные и республиканские, цель которых — ш и ­ роко пропагандировать спартакиаду. К ак правило, все эти мероприятия организуются на хозрасчетных началах — с продажей билетов, розыгрышем памятных подарков и т. п. Вырученные от соревнований средства поступают в фонд спартакиады. Они расходуются на расширение спортивной базы, подготовку сборных команд. В помещаемых нижекоротких сообщениях сУкраины рассказывается отаких соревнованиях.Г\ о недавнего времени повышение [ \ степени сжатия в ралли допуска * ^ лось только для группы улучшен ­ ных автомобилей. С начала III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта стали действовать и новые технические условия, согласно которым во всех крупных соревнованиях серийные и улучшенные автомобили объединяются в одну группу. Т акимобразом , один из самых эффективных способов повыш ениямощностии экономичности двигателя получает широкоераспростране ­ ние приподготовке автомобилей крал ­ ли. К роме того, степень сжатияможно увеличивать во всех группах автомобилей на шоссейно-кольцевых гонках. В Положениио соревновании обычно оговаривают сорт топлива, которым обеспечивают участников. С учетомэто ­ го можно приступить к выбору степени сжатия. При отсутствии экспериментальных данных октановое число топлива для данного форсированного двигателя определяется по формуле , выведенной на основании детонационных испытаний многих двигателей различных марок . Вот эта формула :ровании стандартных двигателей для ралли степень сжатияболее8 , 5 — 9 , 0 по ­ вышать не рекомендуется .Ы БОРСТ ЕI ЕНИС МЛ ATИЯУвеличение степени сжатия рядных верхнеклапанных двигателей с овальной камерой сгорания достигается механи ­ ческой обработкойнижней плоскости головки на фрезерном или расточном станке. Предварительно необходимо оценить возможность механической обработки головки, чтобы убедиться в достаточной толщине стенок камеры сгорания, системы охлажденияи т. д. У стандартного двигателя « М осквича 407» обычно не удается сфрезеровать нижнюю плоскость головки блокаболеечем на 4 — 4 , 5 мм (то есть до £ р = 8 , 3 — 8 , 5 ) , так как при этом появляется отверстие междуцековкой под свечу и водяной перемычкойвпрокладке головки. Если отверстие невелико, его уплотняют пластинкой из рейсметалла, покрытой лак ом . У двигателя М-21 величина обра ­ б отки головки ограничена толщиной стенок камеры сгорания и зависит от над ежности двигателя и качества топлива. Чтобы предварительно определить степень сжатия подготовленной для об ­ р аботки головки, пользуются следующей формулой:Несмотря на плохую погоду 60 тысяч жителей Донецка собралось в городском парке имени 40-летия Комсомола на лично-командное первенство республики по мотокроссу. Кросс собрал большое число' участников — от 24 областей и двух спортивных клубов армии. На старты вышло 54 мастера спорта. 125 спортсменов первого разряда, 17 — второго и 30 — третьего. Специальный приз обкома комсомола был вручен школьнику из г. Луганска. спортсмену первого разряда Владимиру Погребняку. По результатам кросса он получил право на звание мастера спорта. После соревнований были разыграны памятные подарки, в том числе мотоцикл «Ява-250», радиола, фотоаппараты, часы. От продажи билетов выручено 12 тысяч рублей.6000 О. ч. = 78 + 0 , 2 5Д - - ^ з — , = где Д- • д иаметр цилиндра;(1)£-степеньсжатия.Максимальное октановое число со ­ ставляет для двигателя «Москвича-407» ( £ = 7 , 0 ) — 83, а для М-21 «Волга»В Тернополе разыграно первенство автомотоклубов ДОСААФ по автомобильному двоеборью. В прошлом году команда Украины на подобных всесоюзных соревнованиях в Москве заняла первое место и была награж ­ дена переходящим призом. В первенстве участвовало 30 водителей, победивших в зональных соревнованиях. Многие тысячи зрителей наблюдали за выступлениями мастеров фигурного и экономичного вождения автомобилей.( £ = 6 , 7 ) — 81 единицу. О днако , и не поступаясь степенью сжатия , м ожно существенно снизить тре ­ бования коктановому числу топлива. Д ля этого надо правильно выбрать хар актеристику автомата опереженияза ­ ж игания . С ледуетприэтом иметь в виду, что во время соревнования водитель чаще пользуется низшимипередачами , и поэтому двигатель редко работает на полной нагрузке при низких числах обо ­ ротов, то есть на режимемаксималь ­ ной склонности к детонации. Н а остальных режимах двигатель может работать при оптимальных углах опереженияза ­ ж игания без. детонации. Опыт показывает, что в условиях со ­ ревнований безущерба для динамики автомобиля можно использовать топли ­ во с октановым числом на 6 — 1 0единиц меньшим, чем максимально требуемая величина, о пределеннаяв условиях стен ­ довых испытаний или по формуле ( 1 ) . У величение степени сжатия приводит к значительному повышению темпера ­ т урногорежимаи давления вцилиндре двигателя. П оэтомупри увеличении сте ­ п ени сжатия необходимовпервуюоче ­ редь учитывать жаростойкостьтарелки выпускного клапана, прочность деталей шатунно-кривошипного механизма, возм ожность возникновения детонации , к а ­ лильного зажиганияи т. д. С повышением степени сжатия эффек ­ тивная мощность увеличивается вмень ­ ш ей степени, а надежность работы приэтом уменьшается. П оэтомуприфорси -L = 1 + ТГТТ^-Тг* Vz+V, *ргде Vj».л£(2)- рабочий объем одного цилиндра; • о бъемкамеры сгорания вго ­ ловке блока ;На Украине гаревый спорт кое-где может поспорить в популярности с футболом. Мототреки уже оборудованы во Львове, Ровно, Черновцах, Дубровице (Ровенская область), Червонограде (Львовская область) и Коломые (Ивано-Франковская область). В этом году в городе Черновцы впервые разыгрывалось первенство Украины . Чемпионом республики стал мастер спорта Виктор Трофимов. Любопытно, что на этот же день и на теже часы был назначен футбольный матч на первенство СССР между командами класса «Б». Однако многие тысячи зрителей предпочли пойти на трек, и дирекция стадиона была вынуждена перенести матч на более позднее время. Организаторы соревнований сумели распространить более 15 тысяч билетов.Р ис . 1. Скоростная характеристика двигателя «Москвича-407»: Мк—крутящий момент; No — эффективная мощность; K.Y ~~ коэффициент наполнения; Q.T — расход топлива.8то та то шта зчх sm «и? «да stm swa »s/""»