•елководье, топляки, подводные камни затрудняют движение лодок и катеров по водным путям. Наталкиваясь на эти препятствия, обычный движитель — гребной винт — часто выходит из строя. Судам же, у которых вместо гребного винта применен водомет, не страшна такая опасность.Идея водомета не нова. Теория водометного двигателя была создана отцом русской авиации Н. Е. Жуковским. Большой вклад в развитие и практическое применение водометных судов сделали советские инженеры М. Хренников, И. Коновалов, А. Кужма и другие. Раньше в Советском Союзе водомет-==a lOJiBjfebix трассахЭто моторно-движительный комплекс, где в качестве насоса применена трехступенчатая турбина, расположенная внутри судна; для хода назад струя воды направляется специальной заслонкой Рис. 2.ВодометыВодомет—это механизм, который при помощи насосного устройства и трубопровода засасывает воду через отверстие в днище судна и выбрасывает ее за корму. Реакция выброшенной массы воды создает силу, необходимую для движения. Схема простейшего водометного устройства показана на рис. 1. Чем выные суда строились только для народнохозяйственных целей. В прошлом году энтузиасты одного из конструкторских бюро в Москве построили пластмассовый четырехместный водометный катер с конвертированным двигателем «Москвич-407» (мощностью 45 л. с ) . Прогулочный катер успешно прошел ходовые испытания. За рубежом созданы моторно-движительные водометные комплексы и отдельно дв ижительно-ре вереи вно-ру левые устройства. Их легко установить на любом судне с транцевой (тупой) кормой. Среди этих устройств есть и такие, которые не требуют никаких переделок корпуса, так как весь движитель с водозаборным патрубком расположен за транцем (рис. 2). Пропеллерный насос с горизонтальным валом, проходящим сквозь транец, находится за транцем, в кожухе движителя. Это позволяет расположить двигатель непосредственно у транца и освободить таким образом всю среднюю часть судна для размещения пассажиров. Установка-, предусматривающая отверстие в днище, показана на рис. 3.штуртросигателюРисВодозаборное отверстиеше скорость и количество выбрасываемой воды, тем больше реактивная сила. Для изменения курса водометному судну достаточно отклонить выбрасываемую струю вправо или влево, а для хода назад — по направлению к носовой части. Водометное судно очень манееренно, оно не нуждается в дорогих реверсивных устройствах и выступающих под днище рулях.поворотный соста 8ной патрубок Рис.водозаборное omoepemut ерс/ниепод днище к носовой части. Для управления судном струю отклоняют в сторону при помощи составного патрубка, выступающего за транец и управляемого штуртросами. Л. КРИВОНОСОВ, инженер.«Спасибо!»— говорятводителиерез Тулу Ч лей. День ипроходит одна из напряженных автомагистраночь непрерывным потоком движутся грузовики, проносятся автобусы-экспрессы с надписями «МоскваСимферополь», «Симферополь — Москва», мчатся «Москвичи» и «Волги». А ведь известно: не страшна автомобилю дальняя дорога, если он исправен. Но бывает и так: из гаража машина вышла вроде бы надежной, а в дороге водитель вдруг обнаруживает что-то неладное — один чувствует, что «пошаливают» тормоза, другой слышит подозрительные шумы в карданной передаче... Авария? Нет, только ее симптомы. Водитель сворачивает на обочину, изловчившись, лезет под автомобиль, стынущими пальцами устраняет неисправность, а потом грязный, озябший, с испорченным настроением снова садится за руль. А есть ли возможность помочь шоферам в исправлении неполадок или просто в профилактическом осмотре автомобилей в пути? Над этим задумались сотрудники тульской госавтоинспекции, руководители автохозяйств, общественность города. И вот родилась идея сооружения постов технического обслуживания на общественных началах. Один из них, — рассказывает заместитель начальника городского отдела милиции А. А. Фадеев, — вступил в строй на юго-восточной окраине Тулы. Это — эстакада, на которую могут въезжать грузовые и легковые автомобили всех типов, мотоциклы. Водитель, которому необходимо проверить узлы и агрегаты нижней части машины, устранить туили иную неисправность, теперь может сделать это в удобных условиях. В постройке эстакады приняли участие рабочие, служащие, инженерно-технические работники тринадцати предприятий и учреждений города — Тулэнерго, Мосбасстроя, центральных электромеханических мастерских, кожевенного завода, горкомхоза и других. Люди не жалели ни сил, ни времени, понимая, как это, в общем-то нехитрое, сооружение облегчит труд водителя. Но одной эстакады оказалось мало. Уже в первые дни около нее вытягивались очереди машин. Тогда общественники решили построить еще несколько таких же постов. Уже действует вторая эстакада у южных ворот города на магистрали Москва — Симферополь, в постройке которой активное участие приняли рабочие и служащие автобазы № 1. В ближайшее время вступает в строй еще одно сооружение — на северной окраине города. Руководство строительством возглавил госавтоинспектор капитан милиции П. Г. Рязанов. У эстакад установлены прожекторы и громкоговорители, организовано дежурство автоинспекторов. Многие водители, пользовавшиеся постами технического обслуживания, выражают горячую благодарность строителямобщественникам. А у активистов новые планы: асфальтирование подъездов и мест для длительной стоянки, подведение к эстакадам водопровода для мойки машин, строительство постовых будйк и столовых. Л. БОРИСОВ. г. Тула.29