утверждены новые Правила движения по улицам горо ­ дов, населенных пунктов и дорогам Союза ССР, которые войдут в действие с1 января 1965 го ­ да. Новые Правила, как об этом сказано в их первой статье, являются едиными для всей территории нашей страны и обязательными для всех лиц и организаций. М ожнос уверенностью сказать, что это известие не оставит равнодушным не только любого представителя многомиллионной армии автотранспортников, но и всякого пешехода, мотоциклиста, велосипедиста, ведь Правила движения — основной закон поведения на улицах и дорогах каждого из них. Партия и правительство уделяют огромное внимание охране общественного порядка, здоровья граждан нашей страны и, в частности, обеспечению безопасного движения транспорта. Год от года совершенствуются формы и методы организации движения, создаются новые транспортные сооружения, наконец, повышается качество машин и подготовки водителей. Правила движения — часть этого непрерывного процесса, новый шаг на пути к выполнению поставленных задач. Нет смысла пересказывать здесь их основные положения и статьи, тем более что читатели журнала уже информированы о большинстве нововведений, а через месяц-другой смогут приобрести и новое издание Правил. Сейчас важнее, на наш взгляд, уяснить не только «букву» нового шоферского кодекса, но ив полном смысле слова его дух, о бщую направленность, те цели и требования, которые в нем поставлены и определены. Изменения в Правилах движения не являются следствием того, что прежние будто бы не отвечали всем требованиям безопасности движения или не были в состоянии обеспечить порядок на наших улицах и дорогах. Вовсе нет, и многие статьи и положения прежних Правил остаются неизменными. Но за последние годы практика работы по организации движения обогатила нас новым опытом, новыми знаниями. Все это было учтено при составлении Правил. Не исключено, что найдутся такие водители, которые будут пытаться, когда дело дойдет до выяснения причин того или иного происшествия, объяснять его каким-то несовершенством действующих Правил движения. Но причины эти надо искать вдругом . Я позволю себе привести только один пример. Статистика показывает, что большая часть аварий и несчастных случаев на улицах и дорогах происходит вследствие превышения скорости движения в опасных условиях и несоблюдения правил обгона. Что же , разве соответствующие статьи Правил, определяющие условия для обгона или реко ­ мендации по выбору скорости, сложны и непонятны водителям? Да нет, их знает назубок любой окончивший курсы шоферов или мотоциклистов. Значит, дело не в букве правил, а в уважении выраженных в них требований. Итак, в значительной части своих положений Правила движения остались прежними. Правда, они подверглись редакционным поправкам, позволившим достичь большей четкости формулировок, простоты и ясности, что, несомненно, сыграет положительную роль не только в подготовке водителей, изучении самих правил, но ив применении их на практике. Немаловажное значение для этого имеет также устранение всяких ссылок на ведомственные нормативные документы (правила технической эксплуатации, техники безопасности, проезда через переезды железных дороги т. п.). Необходимые требования этих актов, касающиеся безопасности движения, включены теперь в текст Правил. Водители найдут их в статьях 20, 112, 120, 122, 123, 136, 137, 138, 141, 146, 147, 148 и 150. 8 целом же новые правила окажутся для вас во многом хорошо знакомыми. Однако ряд статей претерпел большие изменения, а некоторые вообще включены впервые. Все они продиктованы новыми требованиями к организации движения транспорта, новыми возможностями. Составной частью в свод законов улиц и дорог вошли и те изменения и дополнения к действующим правилам, о которых сообщалось в № 2 журнала «За рулем» за 1964 год. Общая направленность всех этих нововведений может быть сформулирована так: повышение доверия к водителям, предоставление им более широких возможностей для высокопроизводительного творческого труда. Этой цели служит повышение скорости движения автобусов, пикапов и фургонов, изготовленных на базе легковых автомобилей, а так-A. M. КОРМИЛИЦЫН, начальник Государственной автомобильной инспекции Главного управления милиции Министерства охраны общественного порядка РСФСРРазработаныиж е мотоциклов и мотороллеров до 60 километров в час, уменьшение запретов для обгона, упрощение правил маневрирования и перестроения и многие другие положения. Все они отвечают желаниям водителей. Однако хочется уберечь их и от возможной ошибки в оценке изменений. Ни вкоем случае нельзя понимать их как снижение требований к безопасности движения. Говорят, к ому много дано — с того много и спросится. Эта мысль как нельзя лучше подходит для разговора, который мы ведем. Тот факт, что водителю самому доверено определять ско ­ рость движения или возможности для обгона, повороте и т. п., лишь подчеркивает, что на нем лежит и большая ответственность по обеспечению безопасности движения. Москва. Проспект Карла Маркса. М ы прекрасно сознаем, что только в руках опытного, а главное, дисциплинированного шофера эти широкие права будут служить мощным рычагом повышения производительности труда. Для недобросовестных, неумелых они мо ­ гут обернуться настоящей бедой. Так будьте дисциплинированными и рассудительными за рулем, учитесь трезво оценивать складывающуюся обстановку и свои возможности! Предвижу вопрос: а как быть с недисциплинированными пешеходами? Да, почти половина дорожно-транспортных.ОСНОВНОЙпроисшествий на улицах наших городов происходит по вине пешеходов, в результате невыполнения ими элементарных и простых норм поведения, И это требует от нас, работников ГАИ, от всей общественности воспитания людей, настойчивых мер борьбы с ЧП, в которых повинны пешеходы. Нередко еще приходится слышать от горожан , что вот житья-де не стало от машин. Но ведь мы живемс вами в XX веке, в высокоиндустриализованной стране. Без машин и, в частности, автомобилей, невозможно представить себе современный город : они — верные помощники человека в его жизни, труде и отдыхе. Вспомните, как часто мы прибегаем к их услугам, как ищем такси, как нервничаем, когда запаздывает автобус или троллейбус. Так что давайте условимся и примем как закон: проезжая часть наших улиц идорог — транспорту, тротуары и специальные дорожки — пешеходам. Новые Правила движения предъявляют к пешеходам более высокие требования. М ы запретили всякое движение нерельсовых транспортных средств на красный сигнал светофора, но и одновременно обязали пешеходов там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода улицы или дороги только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или разрешающем жесте регулировщика. Лишь в этом случае они будут пользоваться преимуществом перед нерельсовыми транспортными средствами. А вот в тех местах, где движение не регулируется, прежде чем переходить улицу или дорогу, пешеходы должны убедиться в полной безопасности и пропустить приближающиеся транспортные средства. Установлена и более высокая ответственность пешеходов за нарушение этих требований. Сейчас особое значение приобретает обучение населения нормам поведения на улицах и дорогах, воспитание уважения к простым, но жизненно важным требованиям Правил движения. Здесь у работников ГАИ, министерств просвещения республик, преподавателей, комсомольских, пионерских организаций непочатый край работы. Ведь до сих пор изучение Правил уличного движения не заняло подобающего ему ме ­ ста в системе школьного образования, хотя необходимость этого признается всеми. Почему бы не позаимствовать зарубежный опыт включения правил поведения пешеходов на улицах в перечень обязательных предметов школьного курса? Да и своих примеров у нас уже более чем достаточно. 'Нельзя допускать дальше, чтобы легкомыслие или незнание элементарных норм поведения приводило к человече-2 ским жертвам, гибели дорогостоящей техники. В борьбу с этим злом должны включиться вся общественность, печать, радио и телевидение. Некоторые сдвиги в последнее время наметились, но этих усилий еще явно недостаточно. Самая широкая воспитательная работа — непременное условие для того, чтобы новые Правила движения стали действительно новым шагом на пути к полной безопасности движения. Раз уж мы коснулись вопросов воспитания, пожалуй, самое время рассказать, как будет организовано изучение новых Правил. Ведь для этого остается всего 4—5 месяцев. Во-первых, приняты меры к тому, чтобы Правила были изданы тиражом, который полностью обеспечит потребность. Однако многое здесь зависит от инициативы и энергии рвением дорог и дорожных сооружений, максимальным использованием сил общественности в борьбе с нарушителями порядка. И всегда помнить, что наша работа должне не только обеспечивать безопасность движения, но и помогать выполнению народнохозяйственных планов. К сожалению, у части работников еще бытует мнение, что роль ГАИ сводится к снижению аварийности, а остальное, мол, не наша забота. В связи с этим мне хочется остановиться вот на чем. Выполнение ответственных государственных планов любым предприятием, заводом, сельскохозяйственной артелью зависит от четкой, согласованной работы всех звеньев производства, от хороших, товарищеских отношений между всеми членами коллектива. Если, к примеру, литейный| | | | Щ | * I FfK В § L I. J .З АКОНУЛИЦИ ДОРОГпубликанских госавтоинспекций, министерств автомобильного транспорта, а также от полиграфических предприятий. Во-вторых, силами администрации, технического персонала и общественности следует организовать в порядке техминимума самое широкое изучение и разъяснение особенностей новых Правил движения и проверку знания их всем водительским составом автомототранспорта, трамвая и троллейбуса во всех транспортных предприятиях и хозяйствах. С шоферами-любителями, мотоциклистами и велосипедистами такую работу должны провести на общественных началах организации ДОСААФ, спортивные клубы и общества. Должен подчеркнуть, что никаких экзаменов по новым Правилам движения в органах ГАИ проводиться не будет, так же как не будет выдаваться никаких специальных справок и талонов. Правда, за госавтоинспекцией остается право в соответствии с утвержденным недавно Положением о ГАИ экзаменовать нарушителей правил движения. Мало хорошо знать правила, необходимо, чтобы водители постоянно руководствовались ими в своей работе. Вот почему наша задача не в постоянных экзаменационных проверках, отнимающих немало сил и времени, а в настойчивой пропагандистской и разъяснительной работе. Мы уже сказали, что выработанные Правила движения — только часть той большой работы, которая ведется для достижения четкой и безопасной эксплуатации транспортных средств. И какими бы безукоризненными они ни были, успех придет к нам только тогда, когда мы развернем наступление на дорожные происшествия широким фронтом. В частности, введение новых правил потребует более четкой организации движения, создания наиболее благоприятных условий для работы автотранспорта с большими скоростями. Нельзя забывать, что высокие трудовые обязательства наших лучших водителей, членов коллективов и бригад коммунистического труда основаны на высокопроизводительном использовании автомобилей в сочетании с безаварийным вождением. Надо смело ломать вредную практику перестраховщиков, устанавливающих буквально в каждом населенном пункте или на каждом повороте дороги знаки снижения скорости до 20 — 30 километров в час. Конечно, если автомобиль начнет двигаться со скоростью пешехода, происшествий станет значительно меньше, но тогда не нужен будет и автомобиль! Нет, требования безопасности движения не должны идти вразрез росту производительности труда на автотранспорте. Безопасности следует добиваться путем постоянных поисков лучших форм организации движения, образцовым содержацех машиностроительного завода сорвет плавку и не даст металл, то не спасет и отличная работа остальных цехов. В нашем транспортном хозяйстве много «цехов»: дорожники, водители, автоинспекторы и другие. А вот согласованности и взаимопонимания между ними порой еще мало. Иногда не могут найти общий язык автоинспектор и водители. Я не берусь сейчас устанавливать, кто здесь больше виноват. Это предмет особого разговора. Однако и работники ГАИ тут не без недостатков. Больше всего вредит нашему общему делу формализм. Возьмите такой случай: в дальнем пробеге в автомобиле случилась какая-то неисправность, которую водитель вовремя не обнаружил. Один автоинспектор, найдя ее, тут же делает в талоне предупреждений просечку, другой, — не наказывая водителя, просто не разрешит ему двигаться дальше, пока неисправность не будет устранена. Первый из них прав формально, второй — по существу. Надо ли говорить, на чьей стороне здесь уважение и симпатии водителей. А ведь это факторы, играющие не последнюю роль в нашей работе. Приведем еще один пример. Два нарушения: одно — в условиях, где безопасность движения диктовала скорость, скажем, 30 км/час, водитель шел на все шестьдесят, а другое — в обстановке, которая позволяла ехать с любой скоростью, вплоть до максимальной (60 км/час), шофер развил 65—70 км/час. И в том ив другом случае—превышение скорости. Но разве можно относиться к ним одинаково? Надо отличать также хороших водителей от нерадивых. Если в талоне предупреждений шофера вот уже несколько лет нет ни одного замечания, разве можно не принимать во внимание эту красноречивую характеристику его умения и дисциплинированности, разве нельзя предположить, что допущенное им нарушение правил является случайным? И вообще хотелось бы подчеркнуть лишний раз, что к человеку за рулем надо всегда относиться с большим вниманием. Среди некоторой части работников госавтоинспекции еще живет ложное представление о том, что сдержанность и уступчивость чуть ли не унижают их, свидетельствуют о проявлении слабости. Надо поправлять таких людей. Высокомерие, нетактичность, грубость — не союзники нашей работе. Высокая требовательность должна сочетаться с уважением к людям, и это должно стать отличительной чертой в стиле нашей службы на улицах и дорогах страны. Вот те мысли, которые хотелось высказать накануне этого важного для нас события — введения в действие новых Правил дижения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР.3